БААЛЬБЕКСКИЕ “КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ”

Наука » История » Древние цивилизации » Остров Пасхи
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Город Баальбёк, расположенный в долине Бекаа, горного массива Антиливана, знаменит своими древними храмами. Дорога туда от ливанской столицы Бейрута занимает менее часа. Первое упоминание о Баальбеке содержится в ассирийской надписи, датируемой 804 годом до нашей эры. Предполагают, что Баальбёк основан финикийцами. В эллинскую эпоху в этом месте обосновыва-

лись греки. Возможно, что сам Александр Македонский повелел заложить в городе ряд храмов, самый главный и известный из которых возводился уже потом, в период римской колонизации этих мест, то есть в I—III веках нашей эры.

Считается, что всемирную славу принес Баальбеку храм Юпитера Гелиополисского (Баальбёк в древнеримскую эпоху назывался Гелиополисом, то есть Городом Солнца). Строительство этого храма, возведенного на месте бывшего святилища Баала (Ваала) — финикийского бога неба, Солнца и плодородия, было осуществлено римским императором Антонием Пием (138—161 годы нашей эры). Кстати, слова “Бааль бехт” означали не что иное, как словосочетание “Дбм Ваала”.

Исторические документы подтверждают, что Антоний Пий приказал в ознаменование завоевания Гелиополиса возвести крупнейший в империи храм Юпитера, который затмевал бы своим великолепием два расположенных здесь же (ныне также разрушенных) храма: Меркурия и Венеры. Для такого решения были весьма веские причины.

Ливанские провинции Рима играли важную роль в жизни империи. И не только потому, что они были крупнейшими поставщиками товаров, но и силу причин исключительно субъективных. Дело в том, что римские императоры породнились с правящими домами Ливана, а один из преемников Антония Пия, некто Каракалла, был наполовину ливанцем. Он и его мать, Юлия, бывшая супругой римского императора Септимия Севера, даже писали на своих монетах слово “Гелиополис”.

После смерти Антония Пия никто из его родственников не пожелал завершить строительство храма Юпитера в Баальбеке, хотя, как утверждают историки, на его украшение жертвовали большие средства такие известные римляне, как Помпеи, Юлий Цезарь, Август, Нерон и некоторые другие.

С распадом Римской империи город Баальбёк неоднократно менял своих хозяев, что, несомненно, способство-

вало упадку храма Юпитера. Его детали стали использовать для своих потребностей византийцы, арабы, крестоносцы, турки и монголы. Завершили разрушение этого шедевра древней архитектуры сильные землетрясения, происшедшие в этом районе в 1158, 1203, 1669 и 1759 годах. Но даже то, что сохранилось до наших времен впечатляет и ошеломляет. Этот памятник античного зодчества давно стал главной достопримечательностью современного Ливана, которую ежегодно посещают многие тысячи туристов со всех концов света.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ХРАМУ

Для того, чтобы попасть в храм Юпитера в период его расцвета, нужно было подняться по самой широкой в мире лестнице. На каждой из двадцати семи ее ступеней могло поместиться в ряд до ста человек. Ступени же лестницы были по колено взрослому мужчине, словно они создавались для каких-то громадных людей или великанов. Эта лестница поднималась на платформу или цоколь храма, размеры которых сопоставимы с современным футбольным полем (точнее 49x89 м).

Главную часть этой площадки и сейчас занимают руины храма Юпитера, который был сложен из тесаных каменных блоков объемом примерно 2—3 кубических метра. Здесь всюду по земле рассеяны обломки громадных столбов, большие тесаные камни, гигантские архитравы и плинтуса, резьба которых поражает своим совершенством. Со стороны северного и южного фасада блестит под лучами солнца ровная каменная полоса шириной около семи метров, которую и называют собственно “Баальбекской террасой” или верандой. Она образована огромными блоками, верхний ряд которых расположен на высоте восьми метров, то есть сама Баальбекская терраса была выше большинства построек храмового комплекса.

Храм Юпитера окружал пропилеум — колоннада под открытым небом из 52 колонн, превосходивших своей величиной все колонны на свете. Пропилеум соединялся

тремя пролетами с шестиугольной площадкой, где размещался алтарь главного храма, окруженный стеной с 320 статуями богов.

От главной колоннады храма уцелели только шесть двадцатиметровых колонн диаметром 2,5 метра каждая, которые возвышаются над долиной и видны за несколько километров до Баальбека. Фрагменты остальных колонн разбросаны рядом. Видимо, масштабы не человеческого, не земного порядка вдохновляли создателей этой храмовой колоннады!

Утверждают, что секции колонн вытачивали на гигантских токарных станках где-то в египетском Асуане, затем на плотах по Нилу и Средиземному морю их доставляли к берегам Ливана. От побережья они транспортировались по горным дорогам на специальных колесницах, запряженных волами, на расстояние примерно 35 километров до места стройки. Колонны состояли из трех частей, длина каждой секции была примерно 6—7 метров, вес же каждого такого цилиндра составлял 45 тонн! Какова же была грузоподъемность использовавшихся для их перевозки колесниц?

Три полированных цилиндра каждой из оставшихся колонн поставлены один на другой с идеальной вертика-лизацией и подгонкой на стыках. Колонны увенчаны громадным антаблементом: на мощной несущей балке, перекрывающей остаток колоннады, покоится почти двухметровый фриз. Какая сила подняла эти многотонные громады почти на 25-метровую высоту?.. Однако славу Ба-альбеку принесли не эти знаменитые “шесть золотых колонн” храма Юпитера, воспетые в свое время И.А. Буниным, а на первый взгляд неброские гигантские каменные плиты...

ЗАГАДОЧНЫЕ ТРИЛИТЫ И “КАМЕНЬ ЮГА”

Да, грандиозность Баальбекской террасы подчеркивается величиной камней, из которых она сложена. В северо-западном углу террасы и сегодня можно увидеть три

необыкновенно большие плиты. Это знаменитые блоки трилитона (троекамня), о которых древняя легенда говорит, что они лежали здесь вечно и считались священными, а строители храма лишь использовали их в сооружении террасы. Размеры блоков действительно впечатляют: 4,34x3,65x19,1; 4,34x3,65x19,3 и 4,34x3,65x19,56 метра. Объем каждого из них составляет от 300 до 310 кубических метров, а вес до 750 тонн.

Подгонка баальбекских блоков идеальна. Камни словно бы притерты друг к другу. Даже капля воды не впитывается на стыке и скатывается по желобу вниз. Площадь притирки по торцу блока, по основанию и по длинной вертикальной грани достигает соответственно 12, 27 и 36 квадратных метров. Общая площадь сочленения каждого блока внешнего ряда достигает 87, а внутреннего — 123 квадратных метров при точнейшей выверке углов и параллельности граней. Посадка блоков осуществлена с допуском порядка 0,01 миллиметра.

И все же самый знаменитый — четвертый камень, так и не вытащенный из ближайшей каменоломни... Он лежит при выезде из Баальбека, метрах в пятидесяти южнее акрополя. Это самый большой в нашем мире обработанный камень. Его древнее название “Гайяр эль Кибли”, что означает “Камень Юга”. Мы не знаем, для чего предназначался этот монолит: для какого-то обелиска в храме Юпитера или для его основания?

По своим размерам он превосходит даже трилитон: его длина 21,72 метра, сечение южного торца 4,25x4,35 метра, а северного торца 5,35x5,35 метра. Объем “Камня Юга” составляет 433 кубических метра, а вес — более 1000 тонн! По другим данным, камень имеет вес 1200 или даже 2000 тонн!

По расчетам инженера О. Коломийчука, для того чтобы сдвинуть этот каменный блок с места, необходимы единовременные усилия 60 тысяч человек! Но где разместить их в каменоломне?

“Камень Юга” покоится в котловине, градусов на тридцать он наклонен к горизонту, так что нижний его конец

уходит в грунт. Вырубали его зубилами, и на плите сохранились многочисленные следы от них. Часть скалы “вырезана” настолько, что в этом пустом и большом открытом пространстве можно гулять: оно представляет собой широкий и ровный двор. Впрочем, принято считать, что римские строители начали тащить этот гигантский камень, но почему-то бросили это дело...

Англичанин Дж. Эйвад, написавший популярную книжку о Баальбеке, полагает все же, что этот блок еще не отделен от родительской скалы и, следовательно, его вовсе не двигали. Тысячетонный гигант, брошенный в каменоломне, не позволяет понять секрет транспортировки массивных камней к строительной площадке. Трудно себе представить, как баальбекские трилиты были без всяких перекосов, без всяких повреждений “нарезаны” в каменоломне, доставлены на расстояние в два километра, уложены на высоте 7—8 метров от основания кладки и подогнаны друг к другу.

Много вопросов вызывает и проблема обработки этих монолитов, ведь примитивными ручными инструментами практически невозможно сделать ровной поверхность в десятки и сотни квадратных метров. Идеальная же “укладка” одного блока рядом с другим свидетельствует о том, что каким-то образом эта операция все же была выполнена.

Итак, Баальбекская терраса предстает перед нами как грандиозный культовый центр древности. Его история несомненно хранит еще очень много тайн. Оказывается, что ко времени Римской империи с достоверностью можно отнести только сооружение самих храмов. Время же закладки гигантских блоков цоколя остается неопределенным, хотя по всем данным оно явно доримское. Но ведь во времена, предшествовавшие римской колонизации стран Ближнего Востока, ни одно государство не могло обеспечить столь трудоемкого и дорогого строительства. Поэтому один из главных вопросов: “Когда и кем было положено начало этого строительства?”

КОСМИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА

Всеобщий интерес к грандиозному комплексу древних храмов в Баадьбеке возник, пожалуй, в начале 1960-х годов, после публикации в 1959 году статьи “Космонавты древности” доктора физико-математических наук (тогда еще кандидата), физика и астронома, знатока древних языков М. Агреста. По мнению автора этой статьи, ряд библейских текстов, непостижимо высокие познания древних в астрономии, а также некоторые памятники прошлого могли быть связаны с пребыванием на Земле представителей какой-то высокоразвитой инопланетной цивилизации.

“Можно допустить, что обследование Солнечной системы космонавты проводили малыми кораблями, стартуя с Земли. Для этих целей им, возможно, понадобилось добыть на Земле добавочное ядерное горючее и построить специальные площадки и хранилища. Они также, несомненно, должны были оставить память о своем пребывании на Земле. Не относятся ли названные отличительные сооружения, как, например, терраса Баальбека, к этим памятникам?”

Кем, когда и для каких целей были высечены из скал каменные циклопические плиты, уложенные в основание Баальбекской террасы? Эти вопросы, заданные М. Агрес-том, в свое время вызвали сенсацию, заставили задуматься об этом соответствующих специалистов, но, увы, и до настоящего времени не получили однозначных ответов.

В одной из старинных легенд о Баальбекской террасе говорится следующее:

“Сие здание... для того только воздвигнуто, У$об& Л подземных его сводах хранить бесценные сокровища, кои и теперь должны там быть...” .

М. Агрест, не подозревая о существовании этой легенды, высказал догадку, практически с ней перекликающуюся:

“Можно предположить, что космонавты позаботились о сохранении вымпела для будущих поколений...и спрятали его в соответствующее укрытие... космонавты оставили на виду несколько крупных и неподдающихся быстрому разрушению сооружений... : Эти сооружения должны... служить ориентиром для , обнаружения основного документа с подробными сведениями...”

Один из важных доводов сторонников гипотезы “па-леоконтакта” заключается в том, что многие мегалитические сооружения древности невозможно было воздвиг-

нуть с помощью одной лишь мускульной силы и системы простейших рычагов и приспособлений. Вот что написал о Баальбеке Марк Твен:

“Стены и башни Баальбека — это книга за семью печатями. Не исключено, что много веков назад в Баальбеке обитало племя Богов или гигантов. Обычному человеку нашего времени не хватило бы сил для строительства такого храма...”

БААЛЬБЕКСКИЕ “КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ”


ЗЕМНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Неужели древние зодчие не могли обойтись без вмешательства каких-то “внеземных сил”? Или без так называемого телекинеза — способности передвигать любые предметы мысленным усилием, которым, как полагают отдельные специалисты, некогда обладали наши предки и который мы постепенно утратили по мере развития тех-ногенной цивилизации?

Впрочем, “зная археологию, вряд ли нужно было прибегать к помощи пришельцев из космоса”, — заметил в 1964 году известный советский историк и археолог А. Мон-гайт по поводу Баальбека. И действительно, камень нигде не оплавлен, а выпилен и вырублен он механически и вручную. Размеры же плит, возможно, должны были способствовать несокрушимости храма.

Любой археолог, считают сторонники “земного” происхождения Баальбекской террасы, знает, что это сооружение далеко не самое большое чудо из чудес Древнего мира. Баальбекские блоки по своей конструкции и технике изготовления мало чем отличаются, например, от своих египетских собратьев. Один из ранних комментаторов баальбекского чуда Ю. Решетов пишет:

“А ведь древнеегипетские сооружения не годятся для построения гипотез о великих погибших цивилизациях, превосходивших нашу, или для создания легенды о

космонавтах из других миров. Не годятся просто потому, что на стенах египетских храмов и у подножья обелисков Солнца высечена история создания таких колоссов”.

Действительно, достаточно внушительными и впечатляющими являются некоторые египетские обелиски, которые, по оценкам ученых, сооружены из гранитных глыб весом более 2 тысяч тонн. А вблизи Асуана сохранилась, кстати, каменная заготовка длиной более 40 метров. Трудно, конечно, представить себе, как древние египтяне собирались ее передвигать...

Распространенное мнение, что при транспортировке каменных блоков-гигантов и в Египте и в Баальбеке физические усилия людей многократно “умножались” с помощью механических приспособлений — катков и рычагов, не имеет веских обоснований, поскольку этот вопрос почти никто серьезно не изучал.

Характерно, что художники, иллюстрирующие статьи или книги, которые касаются подъема и укладки .в древнейшие времена крупных монолитов, вот уже на протяжении более ста лет неизменно изображают что-нибудь вроде небольшого рычага, способного поднять в лучшем случае глыбу весом в несколько тонн. Это совершенно неубедительно, когда речь идет о каменных колоссах Египта и Ливана. Остается только предположить, что строительная техника древнейших времен далеко не всегда была примитивной.

Римские инженеры, сооружения которых и по сей день остаются образцами высокого строительного искусства, отлично понимали, что обычными методами баальбекс-кий храм Юпитера в районе, где нередки землетрясения, строить нельзя. Храму нужен был необычайно крепкий фундамент, способный одновременно служить и перекрытием для обширных храмовых подвалов. Для этих целей, возможно, они и применили некое “тайное оружие” строительного характера, о котором мы не имеем никакого понятия.

Еще русский путешественник XIX века К. Гейкин в своей книге “Святая земля и Библия”, изданной в 1884 году, писал:

“Надо полагать, что в древности инженеры, не имевшие в своем распоряжении силы пара (во времена К. Гей-кина это была реальная ссылка на наиболее значимую “энергетику” века. —А. В.Л были удивительно умны и ловки. Мы настолько привыкли считать себя и все современные поколения умнее и образованнее древних, что не мешает таким чудесам, как храм Баальбека, немножко посбить нашу спесь...”

И все же давайте уточним, причастны ли к баальбекс-кому феномену пришельцы? Автор книги считает, что это маловероятно. Что касается пришельцев, то уж никак не следует считать, что они вырубали баальбекские плиты только для того, чтобы оставить о себе память на нашей планете. Если бы они хотели, чтобы мы, земляне, узнали об их визите, то уж, наверное, сообразили бы придумать какой-то другой способ, который достойно представлял бы их высокоразвитую космическую цивилизацию.

Итак, баальбекская загадка существует, и потребуется еще много исследований, прежде чем человечество найдет на нее ответ...
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.