Средневековый мировоззрение признавал "мир" лишь как неизбежный, был вполне реален в  бытовом понимании и неидеальный --в моральном. В области знания главным принципом  отношение к истине выступал догматизм, а методом познания — схоластика. Именно религия  была господствующей идеологией в эту эпоху и оформляла опыт массовой  сознания, задавала направление развития культуры. Аскетика, гомилетика, агиография, иконопись,  храмовая архитектура — это плоды религиозного мировосприятия.  В истории европейской культуры этот период знаменателен формированием христианской традиции  с ее представлениями о человеческой индивидуальности, евангельской концепцией морали и  трактовкой человеческого разума как созданного по образу и подобию божественного и потому способного к  рационального осмысления бытия.  Христианство, по сути, никогда не было единым: процесс дробления сопровождал всю его  историю. В нем различают три основных направления: православие, католицизм и  протестантизм. Каждый из них имел специфические особенности, начиная с основных  догматов и принципов организации Церкви и заканчивая ритуалом богослужения, моральноэтическими нормами поведения верующих. Своеобразие конфессиональных различий много в  многом определялась характером, духом этнокультурной общности, на основе которой эти конфессии  зарождались и развивались. Сочетание конфессионального и этнически-культурного факторов было  решающим для образования самобытных конфесионно-культурных миров в христианстве:  православно-славянского, католическо-романского и протестантско-германского.  Православие зародилось на почве византийской культуры. Со временем его влияние распространилось на  славянские народы, которые имели тесные контакты с Византией. Отличительными чертами византийской  культуры были: четко выраженный восточный колорит, наследие длительных и прочных связей с  цивилизациями Древнего Востока, светское направление в духовной жизни и, наконец, ориентация  на культурные традиции античной Греции, влияние которых никогда не прекращался в империи (в отличие  от западно-католического ареала). Античное культурное наследие было переосмыслено и очутилось под контролем Церкви согласно целей и интересов  православие, характерные черты византийской культуры имели огромное значение для  формирование духовности православного европейского мира, специфики его мировоззрения. Эта  специфика, в частности, оказалась в своеобразном понимании человека. Человек: рассматривалась как  телесно-духовное существо, которая совмещала две ипостаси — земное и божественное. Такое  понимание человеческой природы нашло отражение в творчестве православных художников, где в  образе человека гармонично сочетались глубокая духовность, идеальность с физическим бытием.  
В культуре православного мира в значительно большей степени ощущались глубокий спиритуализм, общепризнанный и санкционированный Церковью канон. Христианский восток не знал того религиозно-церковного — в пределах христианства, — плюрализма, который вступил большого общественно-политическое значение в жизни народов Центральной и Западной Европы. Наиболее характерными особенностями культуры православного мира можно назвать трансцендентализм и недостаточное развитие эмпирической науки, а также подчиненность Церкви государству. Католический мировоззрение формировалось под влиянием культурных традиций античного Рима и развивался на почве Западной Римской империи в романском этническом ареале. Здесь культурная монополия Церкви была гораздо более полной, чем в православном. Это частично объясняется трактовкой человека как существа земного и греховного. Католицизм действовал формоутворююче на психику европейца, что проявлялось и в сфере социальной организации внешних между-человеческих отношений, и в сфере внутренней дисциплины, и в системах четко определенных понятий и порядка мышления. Во многом католическая схоластика способствовала выработке логического аппарата философских терминов. В духовном творчестве культурных деятелей католического мира преобладала дидактическая нота.
		
	В культуре православного мира в значительно большей степени ощущались глубокий спиритуализм, общепризнанный и санкционированный Церковью канон. Христианский восток не знал того религиозно-церковного — в пределах христианства, — плюрализма, который вступил большого общественно-политическое значение в жизни народов Центральной и Западной Европы. Наиболее характерными особенностями культуры православного мира можно назвать трансцендентализм и недостаточное развитие эмпирической науки, а также подчиненность Церкви государству. Католический мировоззрение формировалось под влиянием культурных традиций античного Рима и развивался на почве Западной Римской империи в романском этническом ареале. Здесь культурная монополия Церкви была гораздо более полной, чем в православном. Это частично объясняется трактовкой человека как существа земного и греховного. Католицизм действовал формоутворююче на психику европейца, что проявлялось и в сфере социальной организации внешних между-человеческих отношений, и в сфере внутренней дисциплины, и в системах четко определенных понятий и порядка мышления. Во многом католическая схоластика способствовала выработке логического аппарата философских терминов. В духовном творчестве культурных деятелей католического мира преобладала дидактическая нота.
			Авторское право на материал
			
		
	Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
		
			Информация
			
		
	Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
		
Похожие статьи