Одной из основных проблем теории познания является проблема истины и ее критериев. Суть проблемы заключается в том, как сравнивать знание и предмет знания. Истина как соответствие предполагает возможность такого приравнивания. Но знание обладает идеальной природой, а предмет знания далеко не всегда является идеальным. Например, естественные объекты или общество в качестве предметов познания не являются идеальными.
Решения указанной проблемы принимают форму корреспондетной и когерентной концепций истины. В корреспондентной концепции, восходящей к Аристотелю, истина понимается как соответствие знания предмету, находящемуся в мире за пределами знания. В когерентной концепции, развитой в неопозитивизме, истина понимается как соответствие знания другому знанию, то есть предложения, из которых и состоит знание, могут сравниваться только с другими предложениями.
Соответственно разрешается и вопрос о критериях истины. В первой концепции критерий должен обладать сразу и природой знания, и природой предмета знания, чтобы выступать посредником между ними. Во второй концепции нет проблемы разноприродности знания и его предмета, но появляется другая, не менее серьезная проблема. А именно, сам критерий истины должен быть предложением, значит, и для него должен быть критерий. Возникает регресс в бесконечность.
В рамках марксистской философии разработана концепция практики в качестве критерия истины.
При обсуждении проблемы истины следует обратить внимание на свойства абсолютности и относительности истины. В теории познания этот вопрос детально разработан. К. Поппер (1902 – 1994) предлагал понимать под абсолютной истиной тот идеал полноты и совершенства знания, который никогда не достижим в реальном познавательном процессе, но полезен как цель, указывающая направление познающему разуму.
Возможно также понимание абсолютности истины в смысле соответствия знания и условий его формирования. Например, положения механики Ньютона остаются неизменно, то есть абсолютно истинными, если их применять при тех же условиях и ограничениях, что действовали на момент их создания.
Относительность истины есть отражение того факта, что знание подвержено развитию и изменению. Относительные, исторически
обусловленные результаты познания составляют диалектические моменты процесса постижения объективного содержания мира.
Решения указанной проблемы принимают форму корреспондетной и когерентной концепций истины. В корреспондентной концепции, восходящей к Аристотелю, истина понимается как соответствие знания предмету, находящемуся в мире за пределами знания. В когерентной концепции, развитой в неопозитивизме, истина понимается как соответствие знания другому знанию, то есть предложения, из которых и состоит знание, могут сравниваться только с другими предложениями.
Соответственно разрешается и вопрос о критериях истины. В первой концепции критерий должен обладать сразу и природой знания, и природой предмета знания, чтобы выступать посредником между ними. Во второй концепции нет проблемы разноприродности знания и его предмета, но появляется другая, не менее серьезная проблема. А именно, сам критерий истины должен быть предложением, значит, и для него должен быть критерий. Возникает регресс в бесконечность.
В рамках марксистской философии разработана концепция практики в качестве критерия истины.
При обсуждении проблемы истины следует обратить внимание на свойства абсолютности и относительности истины. В теории познания этот вопрос детально разработан. К. Поппер (1902 – 1994) предлагал понимать под абсолютной истиной тот идеал полноты и совершенства знания, который никогда не достижим в реальном познавательном процессе, но полезен как цель, указывающая направление познающему разуму.
Возможно также понимание абсолютности истины в смысле соответствия знания и условий его формирования. Например, положения механики Ньютона остаются неизменно, то есть абсолютно истинными, если их применять при тех же условиях и ограничениях, что действовали на момент их создания.
Относительность истины есть отражение того факта, что знание подвержено развитию и изменению. Относительные, исторически
обусловленные результаты познания составляют диалектические моменты процесса постижения объективного содержания мира.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи