Генезис философии.

Наука » Философия
Философия возникает в определенную историческую эпоху, в определенных регионах, у определенных народов. Вопросы о том, где, когда, почему и как появляется философия, составляют суть проблемы генезиса философии. Предпосылки возникновения философии можно разделить по следующим основаниям.
Во-первых, надо определить, в каком состоянии душа отдельного человека способна породить философское содержание, – назовем эти внутренние причины появления философии ее субъективно-психологическими предпосылками. Во-вторых, надо ответить на вопрос о том, в каком состоянии находится и что из себя представляет та форма духовной культуры, которая предшествует философии, – назовем такие сверхличные причины объективно-духовными предпосылками философии. В-третьих, надо установить особенности общественного устройства, в котором возможность философии превращается в ее действительность, – совокупность таких особенностей составит социально-исторические предпосылки философии.
Вопрос о субъективных основаниях появления философии ставится уже в античную эпоху. Выдающийся философ Древней Греции Платон отмечает, что в начале философии лежит удивление. Удивление фактам, которые прежде и считались, и были обычными, но развернулись к внимательному наблюдателю своей внеобыденной стороной. Способность увидеть в обычном сверхобычное, удивительное и отличает философски настроенный разум. Человек с философским разумом не знает дороги ни на агору, ни в суд, ни в любое общественное собрание; он не стремится к должностям и почестям; забавы, пиршества не влекут его; он не осведомлен в новостях-сплетнях, и даже не знает, что он этого не знает. И дело обстоит так, что лишь тело такого человека обитает в городе, а разум его пренебрегает всем этим как пустым и ничтожным. Разум его парит над всем, испытывая природу природу вещей. Эта характеристика философски настроенного человека дана Платоном в диалоге «Теэтет» и вложена она в уста Сократа.
Аристотель развивает эту идею и добавляет, что люди начали философствовать ради знания и понимания самих по себе. То есть знание и понимание уже воспринимаются как особая ценность, отличная от пользы. Удивление находится в начале пути, ведущему к знанию. Но если удивление не преодолено, то появляется не философия, а миф, замечает Аристотель.
Не следует думать, что мнение античных философов наивно. Если обратиться к философам XX века, решающим этот же вопрос о порождении философского состояния сознания, то обнаружится поразительное совпадение точек зрения. Так, например, Иван Александрович Ильин подчеркивал обязательную для философа захваченность сознания предметом размышления. Мераб Константинович Мамардашвили отмечал, что начало философии связано с непониманием, со смелостью признать для себя непонятным что-то такое, что считается понятным и известным. Философия связана с обостренным чувством сознания и отрешенностью как от себя, так и от окружающего.
Объективные духовные предпосылки философии – это те формы общественного сознания, которые исторически предшествуют философии и, в известном смысле, подготавливают ее появление. Речь идет, прежде всего, о мифологии. Именно мифологический способ отражения мира преодолевается, когда возникает философия. В развитой мифологии имеется такое содержание и такой образный строй, которые служат исходным материалом для интеллектуальной обработки. Итогом такой обработки становится философия.
Георг Гегель, рассматривая данный вопрос, отмечал, что философия и мифология (религия) имеют одно и тоже – бесконечное – содержание, но различную форму его выражения. В мифологии (религии) бесконечное содержание дается в конечной, чувственной форме, то есть в образах и представлениях. Такая погрешность возникает, потому что человеку еще не достает умения выразить разумное содержание в разумной же форме и он прибегает к вспомогательному средству. А в философии бесконечное содержание находит выражение во всеобщей форме. Этой формой являются понятия и категории. Таким образом, согласно Гегелю, философия появляется как разрешение противоречия между содержанием и формой, – противоречия, присущего всякой развитой мифологической (религиозной) системе.
Еще одной объективной предпосылкой философии является протонаучное знание. В рамках протонауки возникают первоначальные интеллектуальные операции и формы, которые затем развиваются в понятийное мышление. Появлению философии должно было предшествовать появление абстракции. Абстракция представляет собой интеллектуальное умение отвлекать свойства от предметов-носителей и оперировать ими как особыми вещами. Платон, в частности, замечал, что число и счет учат человека думать.
Социально-исторические предпосылки философии – это те особенности общественного устройства, которые позволяют людям заниматься интеллектуальным общением ради самого общения. Прежде всего, общество должно достичь известной степени экономической состоятельности, богатства, чтобы возник ресурс свободного времени. Однако этого мало для рождения философии. Требуется, чтобы общество было открытым, свободным. Гегель отмечал, что философия появляется там, где имеется действительная политическая свобода.
В Древней Греции открытость внешнему миру обеспечивается развитым мореплаванием; с мореплаванием связаны торговые отношения и процесс колонизации. Открытость внутри общества означала, что значимые для всех решения принимаются путем разумного обсуждения, взвешивания доводов и их критического разбора. Образцом такой открытости стала афинская демократия времен Перикла. Философия как свобода духа, свобода критического разума соответствует открытому обществу. В противоположность этому закрытое общество подозрительно к вольномыслию и стремится пресекать его.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.