В составе философии имеются ключевые проблемы, вокруг которых складываются особые учения. Эти проблемы и учения выступают основаниями структурирования философского знания. Прежде всего, в структуре философии выделяется онтология. В буквальном переводе онтология – это учение о бытии. Круг проблем, рассматриваемых в рамках данного учения, весьма широк, поэтому отметим лишь некоторые из них. Так, к компетенции онтологии относится разграничение бытия и небытия, материального и идеального, субстанции и атрибута; определение всеобщих свойств бытия, построение иерархии форм бытия и т.п. Обобщая и схематизируя, можно сказать, что нервом онтологии является проблема «что есть то, что есть».
Второй компонент в структуре философии составляет гносеология. В буквальном переводе гносеология – это учение о познании. В рамках данного учения решаются вопросы познаваемости мира, пределов такой познаваемости и возможных препятствий; строится иерархия форм знания и решается проблема первичного, фундаментального знания; выясняется, что представляет собой критерий истинности знания и т.п. В обобщенной форме круг проблем гносеологии можно представить в вопросе о том, «как возможно познание того, что есть».
Третьим компонентом в структуре философии является аксиология и связанная с ней праксеология. В буквальном переводе аксиология – учение о
ценностях. Круг проблем аксиологии связан с определением значимого для человека и человеческого бытия. Очевидным образом к ведению аксиологии
относятся вопросы об идеалах и нормах, их природе и функциях, их иерархии и т.п. Иначе говоря, в центре аксиологии находится вопрос о том, «что значит, какой смысл имеет для человека то, что есть». Праксеология рассматривает человека в качестве деятельного существа, не только спрашивающего об устройстве, познаваемости и значимости мира, но и претендующего на творческое преобразование мира. В основе деятельной активности человека лежит знание о сущем и представление о должном. Эту – самую общую – структуру философского знания можно уточнить, указав на философские дисциплины, по которым в настоящее время пишутся и защищаются диссертации. В отечественной системе образования выделены такие направления: «онтология и теория познания», «история философии», «эстетика», «этика», «логика», «философия науки и техники», «социальная философия», «философия религии, философская антропология, философия культуры». Очевидно, что общая структура философского знания и дисциплинарная структура пересекаются и накладываются друг на друга. Функции философии следуют из ее структуры. Можно выделить два класса функций: во-первых, функции мировоззренческого типа, ориентированные на формирование у человека целостного, системно-рационализированного образа мира, во-вторых, функции логико-методологического типа, ориентированные на получение философского знания и прояснение условий познавательной деятельности вообще
Второй компонент в структуре философии составляет гносеология. В буквальном переводе гносеология – это учение о познании. В рамках данного учения решаются вопросы познаваемости мира, пределов такой познаваемости и возможных препятствий; строится иерархия форм знания и решается проблема первичного, фундаментального знания; выясняется, что представляет собой критерий истинности знания и т.п. В обобщенной форме круг проблем гносеологии можно представить в вопросе о том, «как возможно познание того, что есть».
Третьим компонентом в структуре философии является аксиология и связанная с ней праксеология. В буквальном переводе аксиология – учение о
ценностях. Круг проблем аксиологии связан с определением значимого для человека и человеческого бытия. Очевидным образом к ведению аксиологии
относятся вопросы об идеалах и нормах, их природе и функциях, их иерархии и т.п. Иначе говоря, в центре аксиологии находится вопрос о том, «что значит, какой смысл имеет для человека то, что есть». Праксеология рассматривает человека в качестве деятельного существа, не только спрашивающего об устройстве, познаваемости и значимости мира, но и претендующего на творческое преобразование мира. В основе деятельной активности человека лежит знание о сущем и представление о должном. Эту – самую общую – структуру философского знания можно уточнить, указав на философские дисциплины, по которым в настоящее время пишутся и защищаются диссертации. В отечественной системе образования выделены такие направления: «онтология и теория познания», «история философии», «эстетика», «этика», «логика», «философия науки и техники», «социальная философия», «философия религии, философская антропология, философия культуры». Очевидно, что общая структура философского знания и дисциплинарная структура пересекаются и накладываются друг на друга. Функции философии следуют из ее структуры. Можно выделить два класса функций: во-первых, функции мировоззренческого типа, ориентированные на формирование у человека целостного, системно-рационализированного образа мира, во-вторых, функции логико-методологического типа, ориентированные на получение философского знания и прояснение условий познавательной деятельности вообще
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи