Понятие искусственного интеллекта возвращает нас к теме кибернетики и информатики. Появится ли когда-нибудь компьютер, который превзойдёт наш мозг по умственным и управляющим способностям? Означают ли победы машины над лучшими из живых шахматистов начало решения этой задачи? Сложилось два ответа на эти вопросы. Положительный верит в чудеса техники, которые создадут в конце концов искусственный разум на небелковой основе. Отрицательный признает проблему частично: отдельные функции мозга машины усилят, а другие никогда не смогут в силу их иррациональности, ценностного характера. Можно ли смоделиро- вать эмоции, в особенности их сложные сочетания вроде любви, ненавис- ти, юмора? Этот сюжет уже обыгран в фантастических романах (например, у С. Лема) и ответ на него представляется, по крайней мере лектору, отрицательным. Выражение «искусственный интеллект» недаром часто заключают в кавычки — чтобы отличить такие явления как пресловутый «киберсекс» или сочинённые компьютером ноты или строфы от любви, музыки и стихов. Принципиальное ограничение возможностей «искусственного ин- теллекта» ничуть не принижает его действительно фантастических дости- жений (по распознаванию образов, ментальных импульсов и т.п. очень сложных технических новинок). Но заниматься любовью с резиновым «те- лом», даже начинённым волшебной электроникой, нормальный человек никогда не станет.
* * *
Как видно, психика человека представляет собой целый микрокосм, который мириадами информационных нитей связан с макрокосмом внеш- них — природного и социального миров. Вместе с тем психика обладает значительной автономией, моментами достигает суверенности. Бытие в та- кой же степени определяет сознание (согласно марксистской формуле), в какой сознание определяет бытие человека и, в конечном счете, общества, а отчасти даже земной природы. Общаясь и взаимодействуя с людьми, нужно помнить: их реакции на окружающий мир и на собственные потреб- ности, цели во многом типичны, носят общечеловеческий характер. Одна- ко за этим сходством кроются неизмеримо большие различия, обусловлен- ные, в особенности, творческой природой души, её беспримерной сложно- стью, открытостью новому, беспредельному.
* * *
Как видно, психика человека представляет собой целый микрокосм, который мириадами информационных нитей связан с макрокосмом внеш- них — природного и социального миров. Вместе с тем психика обладает значительной автономией, моментами достигает суверенности. Бытие в та- кой же степени определяет сознание (согласно марксистской формуле), в какой сознание определяет бытие человека и, в конечном счете, общества, а отчасти даже земной природы. Общаясь и взаимодействуя с людьми, нужно помнить: их реакции на окружающий мир и на собственные потреб- ности, цели во многом типичны, носят общечеловеческий характер. Одна- ко за этим сходством кроются неизмеримо большие различия, обусловлен- ные, в особенности, творческой природой души, её беспримерной сложно- стью, открытостью новому, беспредельному.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи