Их соотношение представляет важнейшую тему философии и науки, которая называется психофизиологическая пробле- ма. Соотносятся ли и как именно материальные (нейробиологические) процессы нервно-мозговой деятельности, с одной стороны, и психические переживания, душевные функции индивида, с другой?
Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Представители этого направления в философии полагают дух первичным по отноше- нию к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шо- пенгауэра, других великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и прочих солипсистов) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непо- знаваемой все остальное, внешнее бытие.
Вульгарный материализм (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт — основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.
Дуализм (Р. Декарта, В. Г. Лейбница и др.) постулирует полную независимость души и тела; в том числе так сказать параллелизм мозга и психики.
Научный материализм (утвердившийся в биологии и философии благодаря трудам русских в первую очередь исследователей — И.М. Сече- нова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского и их сподвижников) полагает головной мозг необходимым органом психики, ее природным но- сителем и центром. Экспериментальные и теоретические достижения со- временной нейробиологии превратили материалистическую концепцию психики в надежно аргументированную теорию.
В то же время, нельзя полностью сбрасывать со счетов аргументацию идеализма и дуализма. Они в принципе верно обращают внимание на важ- нейшие — надличностные (общественные) и межличностные (коллектив- ные) условия функционирования мозга как органа психики и особенно соз- нания; относительную автономность психики, ее творческую силу по от- ношению к объективной реальности.
Сложная система головного мозга людей включает в себя (по И.П. Павлову, А.Р. Лурия и другим представителям отечественной нейробиоло- гии) три основных подсистемы:
· энергетический блок тонуса, расположенный в глубине мозговых образований серого вещества; состоящий из его филогенетически старей- ших отделов — подкорковых, которые отвечают за регуляцию химического обмена веществ в организме + ретикулярная (сетевидная) формация, где возникают импульсы возбуждения, которая питает энергией мозговую ко- ру;
· информационный блок — задние отделы больших полушарий, те- менно-височно-затылочные области мозга, отвечающие за прием, перера- ботку и хранение информации из внешнего и внутреннего миров; прежде всего — зрение, другие ощущения, восприятия, представления, вообще первую сигнальную систему; память;
· блок, программирующий поведение — лобные доли коры больших полушарий, ответственные за выработку и сохранение намерений, планов деятельности, контроль за ее ходом; они же осуществляют перевод в речь, на уровень второсигналов (слов) данных первой сигнальной системы (реф- лексов).
Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Представители этого направления в философии полагают дух первичным по отноше- нию к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шо- пенгауэра, других великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и прочих солипсистов) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непо- знаваемой все остальное, внешнее бытие.
Вульгарный материализм (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт — основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.
Дуализм (Р. Декарта, В. Г. Лейбница и др.) постулирует полную независимость души и тела; в том числе так сказать параллелизм мозга и психики.
Научный материализм (утвердившийся в биологии и философии благодаря трудам русских в первую очередь исследователей — И.М. Сече- нова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского и их сподвижников) полагает головной мозг необходимым органом психики, ее природным но- сителем и центром. Экспериментальные и теоретические достижения со- временной нейробиологии превратили материалистическую концепцию психики в надежно аргументированную теорию.
В то же время, нельзя полностью сбрасывать со счетов аргументацию идеализма и дуализма. Они в принципе верно обращают внимание на важ- нейшие — надличностные (общественные) и межличностные (коллектив- ные) условия функционирования мозга как органа психики и особенно соз- нания; относительную автономность психики, ее творческую силу по от- ношению к объективной реальности.
Сложная система головного мозга людей включает в себя (по И.П. Павлову, А.Р. Лурия и другим представителям отечественной нейробиоло- гии) три основных подсистемы:
· энергетический блок тонуса, расположенный в глубине мозговых образований серого вещества; состоящий из его филогенетически старей- ших отделов — подкорковых, которые отвечают за регуляцию химического обмена веществ в организме + ретикулярная (сетевидная) формация, где возникают импульсы возбуждения, которая питает энергией мозговую ко- ру;
· информационный блок — задние отделы больших полушарий, те- менно-височно-затылочные области мозга, отвечающие за прием, перера- ботку и хранение информации из внешнего и внутреннего миров; прежде всего — зрение, другие ощущения, восприятия, представления, вообще первую сигнальную систему; память;
· блок, программирующий поведение — лобные доли коры больших полушарий, ответственные за выработку и сохранение намерений, планов деятельности, контроль за ее ходом; они же осуществляют перевод в речь, на уровень второсигналов (слов) данных первой сигнальной системы (реф- лексов).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи