Эвтаназия

Наука » Философия
Эвтаназия (реч. «eu» — хорошо, приятно + «thanatos» — смерть) в медицинском смысле термина представляет собой методику облегчения предсмертных страданий больного. В качестве биоэтической проблемы эвтаназия рассматривается как помощь пациенту умереть, причём по воз- можности быстрее и безболезненнее. В этом плане различают эвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение систем жизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекра- тить жизнь пациента).
Эвтаназия в настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира; рассматривается как вариант уголовного преступ- ления, убийства. В Голландии и некоторых штатах США рассматриваются законопроекты о легализации пассивной эвтаназии при строго определённых условиях (представительный консилиум медиков и юристов; абсолютно безнадежный диагноз и запредельные страдания пациента; согласие родственников пациента). Там существует целое общественное движение «Хэмлок» за помощь в уходе из жизни безнадёжно больным людям.

На практике эвтаназию, особенно пассивную, врачи и другие лица от случая к случаю всё-таки по разным мотивам (сострадание к мучениям па- циента, усталость от ухода за ним, корыстные замыслы) применяют доста- точно широко. Кроме эвтаназии в собственном смысле слова, люди пере- живают похожие, а то и более сильные эмоции, когда на их глазах кто-то уходит из жизни, а они не в состоянии ему помочь, спасти.
В планшете одного из русских офицеров, погибших в битве за Сталинград, ока-
зались такие стихи:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не кричи, не зови ты людей. Дай-ка лучше погрею ладони я Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не кричи, словно маленький — Ты не ранен, а просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки — Мне ещё воевать предстоит...
Доводы в пользу эвтаназии:
· своевременная эвтаназия даёт возможность избавить безнадежно больного человека и его близких от мучительных страданий; уйти из жизни человеком, а не полутрупом; избавиться от предельно инвалидных младен- цев-уродов, «загрязняющих» линии наследственности;
· эвтаназия, особенно пассивная, экономит силы и средства, которые могут спасти другие жизни; в частности, обеспечивает донорские органы для других безнадежных без них пациентов.
Доводов против эвтаназии гораздо больше и они представляются ве- сомее:
· никогда не исключена возможность врачебной ошибки в диагнозе и прогнозе течения болезни; редко, но случается, что выживают пациенты, по всем статьям обреченные врачами умереть;
· за многими случаями самовольной «эвтаназии» стоят корыстные мотивы наследников, врачей, других преступников;
· расширение эвтаназической практики влечет за собой развал мо- ральных принципов медицины, подрыв гуманизма вообще; если жизнь че- ловек есть высшая ценность, то никому не дано распоряжаться ею по сво- ему произволу; медицина должна бороться за жизнь вплоть до ее биологи- ческого конца; уступив смерти сегодня, завтра мы капитулируем пред ней.
Вариантом, хотя и весьма специфическим, эвтаназии выступает суи- цид (самоубийство). Процент покончивших с собой лиц в любом обществе остается достаточно велик. По данным Всемирной организации здраво- охранения, ежегодно в мире насчитывается более 500 000 самоубийств и около 7 000 000 попыток совершить таковое. В среднем, около 20 % из этого количества составляют психически больные люди и еще 30 % близкие к ним по характеру патологии алкоголики. Вторая половина — это психиче- ски и физически в основном здоровые, но по разным причинам разочаро- вавшиеся в жизни люди. Показательно, что суицидность возрастает не только в кризисные, но и в относительно благополучные периоды развития той или иной страны. На протяжении среднестатистической человеческой жизни имеется несколько суицидных пиков — это подростковый, юноше- ский; средний, вершинный; пожилой, старческий возрасты, когда давление обстоятельств на человека становится самым тяжелым.
В России рубежа XX–XXI вв. ежегодно регистрируется около 37, 8 случаев суицида на 100 000 населения. А в США этот показатель колеблется от 10 до 13. Способы удавшегося самоубийства распределяются следующим образом: самоповешение – 81, 9
%, отравления – 9, 5 %, падение с высоты – 1, 9 %, утопление – 0, 9 %. Среди неудав- шихся попыток ухода из жизни преобладают отравления (лекарствами, газом, вещест- вами бытовой химии, уксусной эссенцией) – 72 %, самоповреждения – 28 %. Концен- трированная уксусная кислота в этих целях используется только в России. Смерть в этом случае оказывается особенно мучительной (ожог полости рта, пищевода, желудка
– болевой шок – падение артериального давления – первичное кровотечение из повре- жденных полостей пищевода и желудка – дополнительное снижение давления – некроз их тканей – всасывание кислоты в кровь – внутрисосудистый гемолиз – поражение почек). Если смертельную дозу такой отравы самоубийце выпить не удалось, он обре- чен на такую инвалидность, как необратимые изменения в пищеводе – от сужения до полной непроходимости. Как видно, столь изуверский способ проститься с жизнью отражает какие-то стороны русского менталитета («национальный мазохизм»).
Вообще страны и народы почему-то различаются по средней частоте само- убийств. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет три группы стран по количеству самоубийств на 100 000 населения. Среди стран с низким уровнем само- убийств (до 10 человек на сто тысяч) — Греция, Италия, Филиппины, Армения; к стра- нам со средним уровнем суицида (от 10 до 20 человек на то же число жителей) отно- сятся Австралия и США; высокий же уровень (свыше 20) во Франции, Японии, Лат- вии, Литве, Эстонии, России, Венгрии. Надо подумать, какие особенности менталитета разных народов влияют на жизненную стойкость его представителей?
Отношение общества к суициду зависит от его культуры и полити- ческого устройства. На Востоке с его фатализмом, распространением таких религий, как ислам и буддизм, суицид чаще приветствуется — как выра- жение геройства человека, следующего долгу (самый известный пример — ритуальное, публичное самоубийство харакири в самурайском кодексе бу- сидо), просветления-нирваны. На Западе, в зоне христианской культуры самоубийство считается одним из самых страшных грехов — восстанием против Бога. Покончивших с собой лишают церковных таинств отпевания и погребения на общем кладбище. При тоталитарном режиме самоубийца считается сумасшедшим или преступником, заслуживающим наказания. Так, по морскому уставу Петра Великого неудачливого и разоблаченного матроса-самоубийцу надлежало привести в чувство и без суда повесить. В СССР большинству выживших самоубийц угрожало заточение в психиатрическую лечебницу и принудительное лечение. В демократических стра- нах за личностью остается право не только на жизнь по своей воле, но и на смерть в безвыходных для нее условиях. Тогда кандидат в самоубийцы становится пациентом психологов и благотворительных служб.
В действительности варианты суицида с точки зрения его мотивации исключительно разнообразны. Их можно сгруппировать следующим обра- зом: истинные, скрытые, демонстративные, невольные. Первые редко бы- вают спонтанными — им предшествуют долгие размышления отчаявшего- ся в жизни человека о смерти как спасении, ощущение безысходности в результате потери смысла жизни («экзистенциальный кризис»). Скрытым суицидом считается склонность к повышенному риску, который нередко приводят к внешне “случайной” гибели (рискованное вождение автомоби- лем; злоупотребление алкоголем, наркотиками; отчаянная драчливость). Демонстрирует попытку проститься с жизнью человек, который отчаянно пытается кому-то что-то доказать. Это игра не только со своей, но и с чу- жими жизнями (близких людей). Последний вид по сути добровольной смерти связан с нелепыми случайностями, от которых никто не гарантиро- ван, или же непростительной оплошностью (отравление угарным газом в автомобиле-гараже и т.п.).
Нетрудно вычленить более конкретные варианты суицида. Это само- убийство-подвиг, протест, призыв, бегство, месть, преступление, слабость, шантаж, симуляция, неосторожность, наивность, отказ; различные комби- нации данных причин и поводов покинуть жизнь.
Мудрое возражение суицидальным предпосылкам и настроениям, прежде всего юношеским, замечательно высказано в стихотворении курской поэтессы Елены Фей- ген:
Когда бездумно пророчит лето, А человеку шестнадцать лет,
И столько веры в свои победы, И в то, что Бога на свете нет.
И ветер влажный, и ветер южный, И беспокоит избыток сил —
Тут очень важно и очень нужно, Чтоб кто-то бережно объяснил,
Что жизнь проходит, сменяет краски, То зацелует, то отомстит.
Не всё то горе, что нету счастья, Не всё то золото, что блестит.
Что в жизни много таких вопросов, Где не ответить начистоту.
А резать вены — ещё не способ
Свою доказывать правоту.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.