Определения цивилизации

Наука » Философия
Определения цивилизации зависят от смыслового контекста употребления данного термина. Его ввели в научно-литературный оборот философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного нам состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости. Этот пафос общесоциального идеала присутствует в понятии цивилизации при любом его толковании. Цивилизованным может считаться общество с динамичной экономикой, эффективным управлением, гарантиями прав и свобод личности. Соответственна этимология этого слова: лат. «civilis» означает гражданский, государственный — в противоположность первобытному, примитивному образу жизни; рассеянному на малые группы поселению людей; анархии в их взаимных отношениях.
Указанный самый общий смысл рассматриваемой категории распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.
Во-первых, цивилизацией называют определённый, переломный этап всемирной истории, а именно тот, который сменяет эпоху первобытного варварства; его началом служит так называемая «неолитическая револю- ция» III–IV тыс. до н.э., когда люди впервые перешли от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (выра- щивание полезных растений, животноводство, керамическая посуда, затем
— металлические орудия; укрупнённые поселения городского типа); а ус- тойчивым завершением — появление государства с его аппаратом управ- ления, городов с монументальной архитектурой, письменности.
Во-вторых, под цивилизацией понимают максимальные на нынешний момент достижения человечества в организации экономики и быта (ср.:
«мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни» и т.п. определе- ния); сегодняшним образцом цивилизованности в этом смысле могут служить страны Западного мира, у которых самые производительные техноло- гии, политическая демократия, плюрализм в культуре, комфортный быт
всех дееспособных граждан; в этом смысле отдельные страны и народы располагаются по вертикальной шкале прогресса, так что среди них есть передовые, а есть отсталые; различаются центры мировой цивилизации и её же периферия; одни люди — цивилизованные, а другие — варвары, ди- кари по своему нраву, образу жизни.
В-третьих, этим же словом — «цивилизации», только чаще всего во множественном числе, именуют важнейшие ступени культурно-истори- ческого прогресса человечества. В этом смысле обычно различают сле- дующие глобальные (мировые) цивилизации:
· природная, миллионы лет основанная на присвоение готовых про- дуктов природы;
· аграрная, несколько тысячелетий ориентированная главным обра- зом на земледелие, преимущественно натуральное, с локально- ограниченным торговым обменом хозяйство;
· индустриальная, которая около двух последних столетий базирует- ся на крупном промышленном производстве, всемирном рынке торговли;
· постиндустриальное общество, контуры которого в передовых странах мира отчетливо видны уже сегодня, не нашло еще однозначного определения, его становление продолжается; можно в качестве важнейших выделить такие эпитеты, как «общество потребления», «информационно- компьютерный век», телематический мир, др.; одни страны ближе к такой будущей стадии мирового развития, другим до нее еще далеко;
· в настоящее время на Земле сочетаются и чередуются анклавы и симбиозы всех названных типов общественного устройства. Наконец, в-четвертых, словом «цивилизация» называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода; в качестве самых ярких цивилизаций в таком значении данного понятия обычно выделяют ацтеков (Мезоамерика), майя (Южная Америка), шумеров (Месопотамия), Египет, Индию, Китай, Грецию, Рим в Древнем мире; в Средние века обозначились и в Новое время развились такие цивилизации, как западная (Западная Европа, США, их сателлиты), восточные — арабо-исламская, паназиатская (Китай, Индия, Япония, т.д.); промежуточные — например, православно-российская.
Применительно к последнему толкованию понятия цивилизации вер- тикализированная шкала мирового прогресса просто неприменима — каждая из локальных цивилизаций представляет собой оптимальный вариант приспособления того или иного общества ко вполне определенным условиям природной среды своего проживания и международной обстановке в момент своего формирования. Так что любая черта образа жизни и мента- литета носителей данной цивилизации полезна для их выживания и преус- певания (так, арктическая цивилизация аборигенных народов Севера обес- печила их жизнь в условиях вечной мерзлоты и минимума продовольственных ресурсов; перенос в такие условия образа жизни более богатых культур просто гибелен).
Сказанное мной о понятии цивилизации и его разновидностях является суммарным пересказом нескольких теорий развития человечества. Общей для этих теорий выступает идея цикличности и, вместе с тем, ва- риативности мировой истории. Одним из первых её разработал русский мыслитель-славянофил Николай Яковлевич Данилевский (1882–1885). Он ввёл понятие культурно-исторического типа — устойчивого объединения группы чем-то родственных, близких друг к другу по происхождению и образу жизни народов. Их объединяют: язык (или группа близкородствен- ных языков); политический союз, более или менее тесный; традиции исто- рического происхождения и развития; сумма «идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния». У каждого культурно-исторического типа выделяется ряд ступеней или же фазисов развития. Они, в принципе, аналогичны жизненному циклу живого орга- низма: рождение, взросление, старение, вплоть до дряхления. Соответст- венно, отношения культурно-исторических типов между собой напомина- ют борьбу за выживание в животном мире. «Око за око, зуб за зуб, строгое право ... здраво понятой пользы — вот закон внешней политики, закон от- ношений государства к государству. Тут нет места закону любви и само- пожертвования», – утверждается в книге этого автора «Россия и Европа». Столкновения племён и государств так же очищают арену истории от дряхлых, выродившихся народов, как грозы и бури — атмосферу в приро- де. Однако враждой и конфронтацией отношения между народами не ис- черпываются. Мировая цивилизация складывается из широкого набора принципиально разных традиций и типов общества. «Прогресс состоит не в том, — подчеркивает Н.Я. Данилевский, — а в том, чтобы всё поле, со- ставляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях...» Ни один из типов цивилизации не может претен- довать на роль общечеловеческого стандарта, самой лучшей формы обще- ственной жизни. У каждого цивилизационного типа есть своя ограничен- ность и есть свои уникальные достижения. Так, главный результат грече- ской цивилизации — идея красоты, канон гармонии тела и духа, вопло- щённые в искусстве; плоды римской цивилизации — образцовое право и государство; еврейская цивилизация дала миру «единого истинного Бога»; германо-романская, западноевропейская цивилизация развила позитивную науку о природе — естествознание. Славянская же цивилизация с Россией во главе находится в стадии своего становления, за ней — будущее. Оно заключается прежде всего в справедливом устройстве общественно- экономической жизни людей.
Автор другой знаменитой теории в области философии истории —немецкий мыслитель Освальд Шпенглер (1880–1936). Он резко выступил против западноцентристской модели мировой истории, согласно которой культура Европы образует идейный смысл и недосягаемую для других на- родов мира вершину культурного развития. Для судеб всего человечества важны «не только античность и Западная Европа, но и Индия, Вавилон, Китай, Египет, арабская и мексиканская культуры». Недаром труд всей жизни этого автора называется «Закат Европы». В основе каждой отдель- ной культуры, согласно Шпенглеру, лежит своя собственная идеальная форма, некий первообраз. Его развертывание дает нам совершенно разные варианты науки, религии, философии, политики. «Культуры суть организ- мы», поэтому их путь лежит от зарождения через расцвет к увяданию и не- избежной кончине. Логическим завершением всех культур является стадия цивилизации. Это победа искусственного, механического над естествен- ным, органическим; внешнего над внутренним; города над деревней; ин- теллекта над душой; космополитизма над патриотизмом; науки над рели- гией; фактов над философской спекуляцией. Каждая культура совершает переход к цивилизации в свой срок. Так, античность совершила его в IV в. до н.э.; Западный мир достигнет его к 2000 г.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.