Первое и поверхностное ознакомление с темами и сферами, которыми занимается философия, приводит к впечатлению, что абсолютно все является предметом философского осмысления: от устройства мироздания до повседневных личных проблем, с которыми сталкивается каждый человек. Но за всем содержательным разнообразием тем и вопросов, которыми занимается философия, обнаруживается одна общая предметная ориентация – это изучение возможностей человеческого разума в отношении всего разнообразия проблем, с которыми он сталкивается. Как уже было сказано ранее, философия – это знание о знании и о мышлении. Это точно сформулировал И.Кант (немецкий философ, ХVIII век), «Философия – это наука об отношении всякого знания и всякого применения разума к конечной высшей цели человеческого разума, которой подчинены все другие цели и в которой они должны образовывать единство». Поэтому философия должна ответить на вопросы:
1. Что я могу знать? (на этот вопрос отвечает метафизика)
2. Что я должен делать? (на этот вопрос отвечает этика)
3. На что я смею надеяться? (на этот вопрос отвечает теология)
Эти три вопроса являются составляющими для ответа на вопрос:
Что такое человек? (это философская антропология)
Стремление к мудрости (так переводится слово «философия» с древнегреческого) представляет собой, в конечном итоге понимание того, что наш разум может преодолеть, а что – не может в принципе, ни при каких обстоятельствах, т.е. речь идет о знании пределов применения разума. Разум, который не знает пределов своих возможностей, либо слишком молод и наивен, либо слишком нездоров. Наше понимание самих себя не должно строиться на желательных, удобных для нас основаниях и аргументах, для него должны быть выстроены надежные опоры и конструкции.
Философское знание структурируется в соответствии с распределением направлений этой работы. Исторически структура философского знания дополнялась, и иерархия ее разделов иногда менялась принципиально. Постепенное отделение специализированных областей знания, которые становились самостоятельными науками, также вызывало свои изменения в структуре философии.
В античной философии начальными разделами философии стали физика (знание о природе, о мироздании – это натурфилософия) и этика (знание о внутренней природе и сущности человека и человеческих отношений, поэтому сюда же относились психология и политика). Но обоснование соотношения между физикой и этикой потребовало разработки представлений или знания особого рода – это знание формируется метафизикой. Вначале этот род знания был назван «первая философия» (Аристотель), что предполагало знание об универсальных началах, сущностных основаниях и условиях существования чего бы то ни было, независимо от его качественных характеристик, т.е. учение о бытии и о том, какое место занимает в нем разум. Сам термин «метафизика» появился значительно позже и буквально означает «то, что после физики». Если физика является учением или знанием об устройстве природы, Вселенной, то метафизика является учением или знанием, которое дает обоснование этому знанию, а точнее, позволяет сформулировать общие фундаментальные принципы мышления о природе и о мире в целом, установить отношение мышления к бытию.
Поскольку метафизика сочетает в себе учение о существующем и о его сущности, то основными ее разделами стали онтология и гносеология. Онтология как учение о фундаментальных принципах и формах организации бытия исследует возможные представления об универсальных началах, принципах и формах существования. Например, можно ли утверждать, что мир конечен, что все в этом мире предопределено и возникает в силу определенных обстоятельств или все таки возможно спонтанное появление тех или иных вещей, ситуаций; существует ли все в соответствии с заданным порядком, является порядок существования вечным и неизменным или нет; как следует разграничивать формы существующего – как материальные и духовные или по другим основаниям, как соотносятся между собой эти формы и т.д. Гносеология как общая теория познания исследует способы понимания сущности вещей и явлений, принципы познания, нормы истинности, критерии объективности нашего знания и т.п. А когда возникает необходимость различать типы знания о сущем, это приводит к выделению из гносеологии дополнительных специальных разделов – эпистемологии и логики. Эпистемология – это учение о нормах, принципах точного специального знания (например, физики как общего естествознания или математики и т.д.), логика – учение о нормах, принципах и правилах рассуждения и доказательства. Даже было время, когда логика приобрела настолько важное значение, что основными разделами философии считались физика, этика и логика.
В средние века философию разделяли на теоретическую (теология, физика, математика), практическую (этика, экономика, политика) и логику (грамматика, диалектика, риторика). По сути теоретическая философия отождествлялась с метафизикой, целью которой стало создание истинного представления о бытии Бога как основе существования мира и смысла человеческого существования в мире.
В философии Нового времени (ХVII- XVIII вв.) метафизику вновь стали рассматривать как фундамент научного знания (как и в античности), т.к. ее смысл представлялся в разработке его теоретических оснований. Знаменитая иллюстрация структуры философии, которую предложил Р.Декарт, сравнивает ее с внешней структурой дерева, где корни – это метафизика, ствол – математика, из ствола выходят две ветви – физика и этика. Поэтому впоследствии произошел гносеологический поворот в понимании основных задач метафизики: Что я могу знать?,– этот вопрос, по Канту, должен определять главную цель метафизики, а ответ на него должен дать представление о границах теоретического применения разума. При этом практическая философия стала поиском ответов на вопросы, как, по каким принципам следует жить и действовать человеку, если он стремится к разумному и свободному существованию.
Когда специальные науки приобрели самостоятельное значение, в структуре философии, кроме эпистемологии и логики, появились также разделы, специально посвященные анализу норм и качества научного знания – философия науки, методология научного познания.
Помимо исторически сложившихся разделов, о которых уже говорилось, появились также: социальная философия, эстетика, аксиология, философия религии, философия права, философия истории, философия культуры, философская антропология, которые ориентированы на разработку оснований и принципов гуманитарного знания. Особое место и направление в развитии современной философии имеет философия языка (и как предметная область, и как отдельное направление философских исследований). Метафизика стала выполнять функцию систематизации философского знания, а затем, уже в ХХ веке метафизику и, особенно, онтологию стали рассматривать как возможность принципиально нового подхода и к знанию, и к самоопределению человека.
Итак, в первую очередь, весь объем философского знания структурируется по отдельным предметным областям. Помимо этого все философское знание может быть также разделено по направлениям или основным моделям мышления: так, можно выделить рациональную философию, эмпирическую философию, мистическую философию и философию иррационализма,– внутри которых существуют как свои отдельные течения, так и направления, сочетающие в себе элементы разных моделей мышления. Следует иметь в виду, что некоторые предметные области философского знания приобретают в этой связи специфический «стиль» – например, рационалистическая этика, натурфилософия или онтология будут существенно отличаться от мистической или иррационалистической этики, онтологии и т.п.
Можно также разделять философское знание и по историческому принципу, т.е. различать, какие типы и направления философии существовали в истории и культуре, например: древнеиндийская, древнекитайская, древнегреческая (античная) философии, философия средневековья, арабская философия, немецкая философия и т.д. вплоть до современной философии и, так называемой, философии постмодернизма.
Философское знание отличается также собственным специфическим языком, достаточно разнообразным – начиная от образов, притч или метафор, позволяющих проиллюстрировать мысль или представить догадку, и заканчивая строго формализованным языком логики. Как уже говорилось, философское знание, по преимуществу, дискурсивно и формируется из одних только понятий, путем разворачивания их содержания, рассмотрения их глубинной сущности. Для сравнения, как это показал Кант, математическое знание формируется посредством конструирования понятий, т.е. здесь понятия задаются, поэтому имеют строго определенное значение.
Понятия, из которых философия формирует знания, обладают различным статусом в зависимости от роли, которую они выполняют в фиксации и организации наших представлений. Например, понятия качества, количества, меры, отношения, понятия необходимости или случайности, причинности и др. обладают предельной степенью общности и относятся к, так называемым, философским категориям. Особое значение в истории философии имела проблема классификации и систематизации необходимого и достаточного количества категорий – это представляло собой стремление согласовать между собой минимум базовых понятий, с помощью которых может быть дана исчерпывающая характеристика реальности. Допустим такое утверждение: «Все в мире происходит случайно». В данном случае категория случайности представляет собой такую, исчерпывающую, характеристику. Но хотя подобное утверждение и имеет смысл, все же сразу понятно, что оно слишком однобоко и недостаточно отражает связи между явлениями реальности. Поэтому и возникает необходимость в тщательной систематизации базовых философских понятий, что по сути означает систематизацию наших представлений о реальности.
Итак, философское знание создает фундаментальные принципы не только для теоретического научного знания, но и мировоззрения людей. В этом смысле история философии – это наследие всего человечества, без знания которого невозможно понимать, как формируется научное знание, ценностные ориентиры и способы решения задач самого разного уровня.
1. Что я могу знать? (на этот вопрос отвечает метафизика)
2. Что я должен делать? (на этот вопрос отвечает этика)
3. На что я смею надеяться? (на этот вопрос отвечает теология)
Эти три вопроса являются составляющими для ответа на вопрос:
Что такое человек? (это философская антропология)
Стремление к мудрости (так переводится слово «философия» с древнегреческого) представляет собой, в конечном итоге понимание того, что наш разум может преодолеть, а что – не может в принципе, ни при каких обстоятельствах, т.е. речь идет о знании пределов применения разума. Разум, который не знает пределов своих возможностей, либо слишком молод и наивен, либо слишком нездоров. Наше понимание самих себя не должно строиться на желательных, удобных для нас основаниях и аргументах, для него должны быть выстроены надежные опоры и конструкции.
Философское знание структурируется в соответствии с распределением направлений этой работы. Исторически структура философского знания дополнялась, и иерархия ее разделов иногда менялась принципиально. Постепенное отделение специализированных областей знания, которые становились самостоятельными науками, также вызывало свои изменения в структуре философии.
В античной философии начальными разделами философии стали физика (знание о природе, о мироздании – это натурфилософия) и этика (знание о внутренней природе и сущности человека и человеческих отношений, поэтому сюда же относились психология и политика). Но обоснование соотношения между физикой и этикой потребовало разработки представлений или знания особого рода – это знание формируется метафизикой. Вначале этот род знания был назван «первая философия» (Аристотель), что предполагало знание об универсальных началах, сущностных основаниях и условиях существования чего бы то ни было, независимо от его качественных характеристик, т.е. учение о бытии и о том, какое место занимает в нем разум. Сам термин «метафизика» появился значительно позже и буквально означает «то, что после физики». Если физика является учением или знанием об устройстве природы, Вселенной, то метафизика является учением или знанием, которое дает обоснование этому знанию, а точнее, позволяет сформулировать общие фундаментальные принципы мышления о природе и о мире в целом, установить отношение мышления к бытию.
Поскольку метафизика сочетает в себе учение о существующем и о его сущности, то основными ее разделами стали онтология и гносеология. Онтология как учение о фундаментальных принципах и формах организации бытия исследует возможные представления об универсальных началах, принципах и формах существования. Например, можно ли утверждать, что мир конечен, что все в этом мире предопределено и возникает в силу определенных обстоятельств или все таки возможно спонтанное появление тех или иных вещей, ситуаций; существует ли все в соответствии с заданным порядком, является порядок существования вечным и неизменным или нет; как следует разграничивать формы существующего – как материальные и духовные или по другим основаниям, как соотносятся между собой эти формы и т.д. Гносеология как общая теория познания исследует способы понимания сущности вещей и явлений, принципы познания, нормы истинности, критерии объективности нашего знания и т.п. А когда возникает необходимость различать типы знания о сущем, это приводит к выделению из гносеологии дополнительных специальных разделов – эпистемологии и логики. Эпистемология – это учение о нормах, принципах точного специального знания (например, физики как общего естествознания или математики и т.д.), логика – учение о нормах, принципах и правилах рассуждения и доказательства. Даже было время, когда логика приобрела настолько важное значение, что основными разделами философии считались физика, этика и логика.
В средние века философию разделяли на теоретическую (теология, физика, математика), практическую (этика, экономика, политика) и логику (грамматика, диалектика, риторика). По сути теоретическая философия отождествлялась с метафизикой, целью которой стало создание истинного представления о бытии Бога как основе существования мира и смысла человеческого существования в мире.
В философии Нового времени (ХVII- XVIII вв.) метафизику вновь стали рассматривать как фундамент научного знания (как и в античности), т.к. ее смысл представлялся в разработке его теоретических оснований. Знаменитая иллюстрация структуры философии, которую предложил Р.Декарт, сравнивает ее с внешней структурой дерева, где корни – это метафизика, ствол – математика, из ствола выходят две ветви – физика и этика. Поэтому впоследствии произошел гносеологический поворот в понимании основных задач метафизики: Что я могу знать?,– этот вопрос, по Канту, должен определять главную цель метафизики, а ответ на него должен дать представление о границах теоретического применения разума. При этом практическая философия стала поиском ответов на вопросы, как, по каким принципам следует жить и действовать человеку, если он стремится к разумному и свободному существованию.
Когда специальные науки приобрели самостоятельное значение, в структуре философии, кроме эпистемологии и логики, появились также разделы, специально посвященные анализу норм и качества научного знания – философия науки, методология научного познания.
Помимо исторически сложившихся разделов, о которых уже говорилось, появились также: социальная философия, эстетика, аксиология, философия религии, философия права, философия истории, философия культуры, философская антропология, которые ориентированы на разработку оснований и принципов гуманитарного знания. Особое место и направление в развитии современной философии имеет философия языка (и как предметная область, и как отдельное направление философских исследований). Метафизика стала выполнять функцию систематизации философского знания, а затем, уже в ХХ веке метафизику и, особенно, онтологию стали рассматривать как возможность принципиально нового подхода и к знанию, и к самоопределению человека.
Итак, в первую очередь, весь объем философского знания структурируется по отдельным предметным областям. Помимо этого все философское знание может быть также разделено по направлениям или основным моделям мышления: так, можно выделить рациональную философию, эмпирическую философию, мистическую философию и философию иррационализма,– внутри которых существуют как свои отдельные течения, так и направления, сочетающие в себе элементы разных моделей мышления. Следует иметь в виду, что некоторые предметные области философского знания приобретают в этой связи специфический «стиль» – например, рационалистическая этика, натурфилософия или онтология будут существенно отличаться от мистической или иррационалистической этики, онтологии и т.п.
Можно также разделять философское знание и по историческому принципу, т.е. различать, какие типы и направления философии существовали в истории и культуре, например: древнеиндийская, древнекитайская, древнегреческая (античная) философии, философия средневековья, арабская философия, немецкая философия и т.д. вплоть до современной философии и, так называемой, философии постмодернизма.
Философское знание отличается также собственным специфическим языком, достаточно разнообразным – начиная от образов, притч или метафор, позволяющих проиллюстрировать мысль или представить догадку, и заканчивая строго формализованным языком логики. Как уже говорилось, философское знание, по преимуществу, дискурсивно и формируется из одних только понятий, путем разворачивания их содержания, рассмотрения их глубинной сущности. Для сравнения, как это показал Кант, математическое знание формируется посредством конструирования понятий, т.е. здесь понятия задаются, поэтому имеют строго определенное значение.
Понятия, из которых философия формирует знания, обладают различным статусом в зависимости от роли, которую они выполняют в фиксации и организации наших представлений. Например, понятия качества, количества, меры, отношения, понятия необходимости или случайности, причинности и др. обладают предельной степенью общности и относятся к, так называемым, философским категориям. Особое значение в истории философии имела проблема классификации и систематизации необходимого и достаточного количества категорий – это представляло собой стремление согласовать между собой минимум базовых понятий, с помощью которых может быть дана исчерпывающая характеристика реальности. Допустим такое утверждение: «Все в мире происходит случайно». В данном случае категория случайности представляет собой такую, исчерпывающую, характеристику. Но хотя подобное утверждение и имеет смысл, все же сразу понятно, что оно слишком однобоко и недостаточно отражает связи между явлениями реальности. Поэтому и возникает необходимость в тщательной систематизации базовых философских понятий, что по сути означает систематизацию наших представлений о реальности.
Итак, философское знание создает фундаментальные принципы не только для теоретического научного знания, но и мировоззрения людей. В этом смысле история философии – это наследие всего человечества, без знания которого невозможно понимать, как формируется научное знание, ценностные ориентиры и способы решения задач самого разного уровня.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи