Общественный конфликт

Наука » Философия
Общественный конфликт как вечная «пружина» политики. Понятия консенсуса, общности целей и интересов, участия, партнерства всегда и везде охватывают больший или меньший, но в общем поверхностный слой политической жизни. Господствующие силы отдают на общественные нужды ровно столько, сколько может обеспечить их приход к власти и ее удержание при данных традициях и условиях социально-политической жизни. Общенародные интересы выступают, как правило, предметом партийной идеологии или предвыборной риторики. Реальная политическая жизнь сводится к более или менее мирному разрешению постоянных противоречий и конфликтов между различными финансово-промышленными группировками, региональными элитами, слоями общества.
Методы манипулирования общественным мнением разнообразны — от голого насилия при тоталитаризме, идеологического «промывания мозгов» при авторитаризме — и до изощренных технологий обмана избирателей с помощью СМИ в условиях той или иной демократии. Власть как реальность (ответственность и правителей, и подданных) и как фальсификация (обман + страх).
Ключевое понятие политической философии — власть. Без неё не- мыслимо ни человеческое общество в целом, ни существование отдельных коллективов людей, начиная с семьи, соседства, рабочей бригады и т.п. Хотя без властных полномочий и механизмов нет никакой политики, власть как социальное явление гораздо древнее и шире своих государст- венно-политических форм. Так что в общем смысле этого слова властью можно считать любое проявление волевого воздействия субъекта социаль- ного управления на его же объект. Как и воля вообще, властное действие предполагает преодоление разного рода препятствий — объективных и субъективных.
Минимальная структура власти предполагает:
· решение и соответствующий ему приказ лидера или группы руко- водителей так или иначе подчинённым им людям;
· способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться
лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного
· принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют несколько факторов —
· авторитет лидера,
· способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений.
В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти —
смерть (ослушнику, противнику).
Для понимания общественной жизни категория власти столь же важ- на, как понятие энергии для естествознания или деньги для экономики. Природу власти изучали выдающиеся мыслители разных времен и народов. По мысли Томаса Гоббса, для людей это единственное средство достичь

блага в будущем. Макс Вебер определил власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Простым людям бросается в глаза прежде всего принудительная, карательная сторона вла- сти, недостатки, практически неизбежные при ее осуществлении. Британ- ский политик лорд Актон ещё в 1887 г. сказал: «Власть склонна к корруп- ции, а абсолютная власть развращает абсолютно». Так что «среди того, что ведёт к деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила».
Чтобы понять необходимость власти, полезно разграничить её ос- новные функции. Основные функции власти в социальном управлении:.
· предвидение таких событий, которые затронут общие интересы;
· планирование необходимых для большинства людей их действий;
· анализ проблемных ситуаций, в которые попадает общество и, вслед за тем,
· принятие решений, соответствующих общим нуждам;
· координация намерений и усилий разных групп населения, испол- нителей всех рангов;
· выработка нужной системы (позитивных и негативных) санкций за общественно значимые поступки людей;
· контроль и оценка эффективности результатов общественных действий;
· гарантии общих прав и свобод всех подчинённых власти лиц; пре- дупреждение и пресечение общественно опасных деяний отдельных лиц и групп; организованное раскрытие преступлений против личности и обще- ства, обеспечение наказания преступников;
· награждение лиц, внёсших наибольший вклад в общее дело.
В целом можно определить власть как организованное осуществле- ние социального управления; деятельность, направленную на поддержание и повышение уровня функционирования общественной системы; опти- мальное соотношение господства и подчинения внутри и вне социума. Конечное предназначение власти — регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. В этом смысле важно подчеркнуть ее взаимный характер: она связывает воедино субъект (носителей власти) и народ (её источник), которые зависят друг от друга. Правда, властные от- ношения всегда несимметричны, ибо в них преобладает субъект, которому обязан подчиняться объект. Без такого подчинения нет и власти как тако- вой. Но и субъект власти зависит от объекта, без которого некому будет исполнять решения и приказы. Практика социального управления знает разные степени, формы упомянутой асимметрии, с большим или меньшим креном в ту или иную сторону. Но все попытки уравнять субъект и объект власти носят утопический характер. Неподчинение объекта (народа, значительных его частей) субъекту власти означает мятеж, революцию, и ведёт в конечном счёте к переделу власти, смене её субъекта. Или же, в крайнем случае, к подчинению социума чужой власти, а то и к его гибели.
Властные отношения возникают вместе с человеческим обществом в процессе антропогенеза. Прототипы общественной иерархии и властной организации видны в стаях животных, в особенности приматов (вспомним лекцию по этологии и социобиологии). Если у животных лидеры в стаях определяются возрастом (опытом) и физической силой, то среди людей к этим фактором добавляется их сознание, такие его качества, как воля и ин- теллект. В идеале все члены коллектива понимают, что без единого плани- рования и координации их усилий совместная жизнь, а значит и выживание просто невозможны. Власть в принципе выражает общие, коллективные интересы. Она опирается, с одной стороны, на естественное неравенство людей (по возраст, полу, умственным и физическим способностям), а с другой, — на столь же естественное равенство их прав на жизнь, часть со- вместного продукта и прочих жизненных ресурсов. Поодиночке люди не могут существовать. Стабильность их физического существования и про- гресс культуры невозможны без укрепления и укрупнения власти, разнооб- разия и совершенствования её механизмов. Любая критика тех или иных проявлений власти, злоупотреблений ею, в конечном счете направлена на усовершенствование властных отношений, а вовсе не на их отмену.
Даже представители анархизма (греч. anarchia — безвластие) высту- пают не против власти вообще, но стремятся отменить власть государства, заменить её на более свободную ассоциацию отдельных граждан и общин. Характерно, что анархизм был и остался не более чем утопией и на прак- тике представил собой кратковременный и мелкомасштабный социальный эксперимент.
Так что прямо противоположная идеология этатизма представляет- ся гораздо ближе к истине и общественной пользе. Правда, власть в обще- ственном идеале должна быть уравновешена с такими своими противопо- ложностями в контексте социального управления и действия, как права и частная инициатива личности или некой группы людей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.