Факторы антропогенеза

Наука » Философия
Факторы антропогенеза последовательно подключались к его продвижению и превращались в родовые признаки формирующегося человека, отличающие его от остальных животных. Эти факторы можно сгруппировать нижеследующим образом, опуская некоторые сложности и противоречия при объяснении столь удалённого от нас периода, которые, впрочем, не отменяют общей его картины, достаточно проясненной учеными.
Старт антропогенеза, как любая другая эволюционная мутация в природе, был связан со случайным совпадением внешних, экологических условий обитания и оказавшейся в таких условиях популяцией животных, ответившей на вызов среды морфо-физиологическими изменениями сапи- ентной направленности. Не исключено, что роль исходного мутагена сыг- рал значительно повышенный на юге Африке радиационный фон (там про- ходит рифтовый разлом земной коры и располагаются богатые залежи ура- на). Получившиеся с антропоидами изменения, в свою очередь, предпола- гали следующие шаги на пути к человеку современного типа. А именно, выход (или вытеснение) предков австралопитека из джунглей в саванну, где их четверорукость потеряла свои преимущества, а отсутствие когтей и клыков затрудняло как охоту, так и защиту от других хищников, привел к прямохождению, освобождению рук; сделал и возможным, и необходимым изготовление и использование различных орудий из дерева, а затем и кам- ня. Через гибель множества популяций промежуточного уровня, вопреки отклонениям других популяций в стороны различных пород современных человекообразных обезьян, благодаря конкуренции более продвинутых групп с отсталыми, долго — миллионы лет, но неуклонно шел процесс очеловечивания.
Собственно биологические отличия антропоидов от остальных жи- вотных послужили, как видно, необходимыми предпосылками, исходными факторами их эволюционного расхождения:
· устойчивое прямохождение произошло, наверное, в результате при- способления австралопитеков к изменившемуся ландшафту, переходу соответствующей популяции из сплошных джунглей в полуоткрытую саванн·уо; свобождение верхних конечностей, их превращение в руки с про- тивопоставленным ладони большим пальцем, что делает возможным креп- кий захват и тонкие манипуляции с орудиями;
· большой и сложный головной мозг обеспечил высшие психические функции управления целесообразным поведением формирующихся людей;
· животная пища, подвергнутая термической обработке, как источ- ник быстрого поступления нужного количества белков и других питатель- ных веществ в организм, что высвобождает время от постоянного поиска и пережевывания пищи растительной;
· на первых порах формирование человека не исключало убийства и поедания себе подобных, представителей собственного вида; невиданная в животном мире внутривидовая агрессивность человека (каннибализм, уго- ловная преступность, войны, смертная казнь) дополнялась столь же неве- роятным для животных альтруизмом, когда неандертальцы и тем более кроманьонцы начали содержать своих инвалидов, иногда даже жертвовать собой ради спасения сородичей (уже в погребениях неандертальцев нахо- дят особей с прижизненно ампутированными конечностями, стертыми зу- бами, т.е. таких, которые не выжили бы без помощи сородичей).
Психологические особенности человека вразумлявшегося и, затем, вполне разумного сводятся прежде всего к следующим:
· членораздельная речь обеспечила сложную обработку и передачу друг другу больших объемов информации;
· мышление как знаково-символическое решение проблемных задач деятельности, отражение сущностных свойств явлений с помощью общих понятий и логически связанных суждений;
· трудовая деятельность по изготовлению, использованию и перио- дическому усовершенствованию искусственных орудий и технологий обес- печения жизни.
Социальные признаки человечности обеспечивали дополнявшую при- родную — культурную среду воспитания и жизнедеятельности первых же людей:
· их первичные — кровно-родственные общности, а именно, парная и большая, из нескольких поколений семьи, экзогамный (с запретом на браки внутри своего коллектива) род, эндогамное (предполагающие браки между входящими в него родами) племя, затем в ряде случаев больший или меньший союз племен; главной для эволюционного прогресса была, как видно, оптимальная структура таких общностей, когда властность, здоро-

вый авантюризм лидеров сочетались с исполнительностью, терпимостью подчиненных членов сообщества;
· мораль как система нормативной регуляции общения и сотрудни- чества людей, сочетание альтруизма с эгоизмом вместо естественного от- бора сильнейших физически особей обеспечивало выживание самых спло- ченных и полифункциональных коллективов первых людей;
· система духовной культуры — примитивная религиозность в виде шаманизма и политеизма; прикладное искусство как творчество все более сложных и глубоких смыслов и символов — примиряла первых людей с неимоверными тяготами и опасностями их бытия на лоне живой природы, при отсутствии большинства самых необходимых для выживания знаний и технологий.
Прародина человечества, судя по всем накопленным сегодня наход- кам археологов, располагалась в одном регионе — южноафриканском, от- куда затем расселялись формирующиеся люди (причём скорее всего не од- нажды, а в несколько приемов, так что вслед за менее совершенными фор- мами антропоидов прародину покидали уже более разумные, приспособ- ленные к выживанию существа). В итоге территорией окончательной сапи- ентации оказался почти весь земной шар, от тропиков до арктического се- вера. Но именно в юго-восточной Африке найден полный набор всех са- мых древних ископаемые форм антропоидов — останки австралопитеков, хабилисов, эректусов, сапиенсов, причем их различных видов.
Реконструкция первых этапов истории человечества позволяет мно- гое понять в природе человека вообще, включая современных людей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.