Онтология

Наука » Философия
Онтология — исторически и логически первый раздел любой маломальски систематической философии. Этот её раздел стремится выявить первоначала всего сущего, дать окружающей человека действительности предельно общие определения. По сути, это прежде всего философия природы или же натурфилософия (в том числе природных начал человека, его телесного существования и природной среды жизни общества).

Именно вопросы онтологии в наибольшей степени воплощают те особенности и задачи философии, о которых говорилось в предыдущей лекции. Первые — древнегреческие мудрецы потому и стали философами, что поставили перед собой проблему бытия как такового и его первоначал.

На повседневный, наивный взгляд, мир состоит из бесконечно разных вещей, которые постоянно изменяются. Поверхностные и случайные картинки окружающей среды обитания сменяются в сознании обывателя с быстротой и бесконечностью игрушечного калейдоскопа, перемежаясь глубинными желаниями, переживаниями личности да словесными играми с близкими людьми. Для элементарного выживания этого достаточно. Уловить какие-то постоянные и универсальные моменты в окружающей реальности органам чувств и здравому смыслу необразованного человека никак не дано. Обыденная картина окружающей реальности не имеет никакого отношения к научно-философской модели мира в целом.

Вот смешной, но показательный для их разницы диалог из самого знаменитого

произведения Александра Исаевича Солженицына.

«Отпыхался Шухов пока, оглянулся — а месяц-то, батюшка, нахмурился багрово, уж на небо весь вылез. И ущербляться, кесь, чуть начал. Вчера об эту пору выше много он стоял.

Шухову весело, что всё гладко сошло, кавторанга под бок бьёт и закидывает:

— Слышь, кавторанг, а по науке вашей — старый месяц куда потом девается?

— Как куда? Невежество! Просто не виден!

— Шухов головой крутит, смеётся:

— Так если не виден — откуда ж ты знаешь, что он есть?

— Так что ж, по-твоему, — дивится капитан, — каждый месяц луна новая?

— А что чудного? Люди вон что ни день рождаются, так месяцу раз в четыре недели можно?

— Тьфу, — плюнул капитан, — Ещё ни одного такого дурного матроса не встречал. Так куда ж старый девается? …

Шухов вздохнул и поведал, шепелявя чуть:

— У нас так говорили: старый месяц Бог на звёзды крошит.

— Вот дикари! — Капитан смеётся. — Никогда не слыхал! Так ты что ж, в Бога веришь, Шухов?

— А то, удивился Шухов. — Как громыхнёт — пойди не поверь!

— А зачем это Бог делает?

— Чего?

— Месяц на звёзды крошит — зачем?

— Ну, чего не понять! — Шухов пожал плечами. — Звёзды-то от времени падают, пополнять нужно».

Вспомним антропоморфную логику мифа (представленную в сказочных пластах шуховского сознания), поймём ещё раз ее донаучную закономерность. Растить хлеб, разводить скот, заниматься всеми прочими сельскими промыслами мудрый и ловкий крестьянин типа Шухова вполне может. А вот водить по морю стальные корабли, строить их, вооружать на современный манер способны только учёные инженеры и судоводители вроде капитана второго ранга Буйновского (Его реальный прототип служил до ареста капитаном известного крейсера «Аврора»). Наука и техника сообщила им адекватную картину мира.

Кроме пёстрого калейдоскопа чувственных впечатлений, человеческий ум улавливает некий порядок в жизни и природе. Окружающий мир моментами хаотичен, но ещё чаще упорядочен — день всегда сменяется ночью; всё живое рождается, чтобы рано или поздно умереть; и прочее, и прочее в определённом порядке. Но правил такого порядка не зафиксировать органами чувств, их можно постичь только умом. Учёные открывают законы природы — устойчивые и всеобщие связи её явлений. Химические реакции, физические процессы, биологические явления подчиняются этим законам и принципам. Если рассуждать таким образом, мы логично придём к мысли о некоем общем законе всех законов, правиле всех правил. Искомая базовая структура бытия должна скрываться за бесконечной массой предметов и ситуаций, и определять их внутреннюю логику. Древние греки назвали незримую, но умопостигаемую структуру всего сущего архэ — первоначало. Потом её же именовали по-латыни материей — (перво)вещест-вом. После всех попыток конкретизировать идею первоначала в виде отдельных параметров природы — атомов, корпускул, элементарных частиц и их составляющих (вроде кварков), энергии, натурфилософская мысль вернула в центр натурфилософии понятие бытия — наиболее точная абстракция всего сущего.

Бытие, во-первых, охватывает собой всё то, что существует на самом деле, вне желаний и фантазий людей; оно тотально.

Во-вторых, бытие обусловливает порядок всех без исключения вещей и процессов, вмещает в себя законы их существования и исчезновения. Отдельные вещи появляются, меняются и исчезают, а бытие как таковое — вечно и неизменно, целостно. Этот вывод сформулировал уже древнегреческий мыслитель Парменид: «Бытие есть, а небытия нет», ибо его не помыслишь. Мыслить возможно о чём-то сущем, хотя бы в нашем воображении. Невозможно быть существующим только отчасти, сам факт существования чего угодно не может быть поделён.

В-третьих, бытие носит отвлечённый от любой конкретики, сугубо умозрительный характер. Его нельзя увидеть, потрогать, иначе ощутить; возможно мыслить бытие как предельную по масштабу абстракцию.

Наиболее глубокое и содержательное рассмотрение бытия предпринял немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер (1889–1976).

Постигая мир с помощью абстрактного мышления, философия выводит из понятия бытия целую серию универсальных понятий, которые именуются категориями. Понятия, вообще говоря, бывают единичными (отдельная личность), общими (к примеру, европейцы, русские, москвичи), даже нулевыми («русалка», «кентавр», «вампир» и т.п.). Самые общие понятия для той или иной области знания и называются её категориями (вещество, поле, энергия, валентность и т.п. для естествознания). Понятия философской онтологии не просто общие, но всеобщие, глобальные. Их так или иначе используют все области знания и практики, если желают профессионализироваться и осовремениться.

Основой категориального описания мира является существование мыслящего «я», человеческого сознания, которое только и способно постичь мир в понятиях. Всё, что только существовало, существует или будет существовать во внутреннем и внешнем по отношению к этому «я» мире, логически делится на две сферы. Часть вещей и процессов существует в мире независимо от нас, наших мыслей и воли. Иначе говоря, представляет собой объективное бытие. Это внешний индивиду мир природы и социума; а также телесная и общественная организация его бытия в мире. Другая часть мира нам так или иначе подконтрольна — это внутренний мир наших мыслей и желаний, субъективное бытие. Вспомним, что примитивное, мифологическое мышление не разделяет объективное и субъективное бытие. Скажем, природная катастрофа воспринимается не как часть естественного хода событий (бифуркация сложной системы), а как чей-то (бога, дьявола) умысел, кара за грехи людские… Научное и техническое мышление разделяет объективное и субъективное в бытии мира, причём осознает их частичную взаимосвязь. Благодаря эффективной практике человеческие желания и планы воплощаются материально. Напротив, законы природы и общества отчасти предопределяют строй наших мыслей и чувств. Граница объективного и субъективного движется (и в фило-, и в онтогенезе; по мере прогресса цивилизации).

Продвигаясь по пути познания внешнего и внутреннего мира, человек осознаёт, что его опыт — и сенсорный, и мысленный — ограничен. Не только индивидуально и в настоящее время, но вообще для человеческого сознания. Эта часть бытия носит в принципе непостижимый — трансцендентный характер (дословно с латинского — запредельный, находящийся за границей).

Для религии, богословия трансцендентным объектом выступает бог

— его ведь нельзя сравнить ни с чем наглядным, нельзя и сформулировать логически. Эпитеты божества (всемогущий, вечный и т.п.) только озвучивают веру в него.

Для науки трансцендентна вся сфера ещё не познанного с достоверностью (причины некоторых болезней, существование других галактик, отдалённое будущее человечества).

Трансцендентны для философии её понятия, которые в принципе не могут быть даны в нашем опыте, — невозможно представить себе не только, допустим, дружбу, любовь или ненависть вообще, но и фрукт, либо шар как таковые. Общие сущности возможно понять лишь интеллектом, умозрительно, и выразить на особом языке, состоящем из уже упоминавшихся категорий.

Та часть мира, что доступна нашему опыту, носит имманентный (находящийся внутри), т.е. в принципе доступный человеческому опыту характер. Не целиком сейчас уже освоенный в непосредственном опыте человечества, но вообще-то, когда-нибудь вполне достижимый (так, вирусная вечества, но вообще-то, когда-нибудь вполне достижимый (так, вирусная этиология многих заболеваний (онкологических, кардиологических, прочих) когда-то непременно подтвердится, или же опровергнется.

Проделанные выкладки в разницу уровней познания и мышления помогут нам усвоить спектр онтологических категорий.

Начать лучше с природы — в силу предельной частотности использования этого выражения, как в просторечии, так и в языке науки и философии. Этимология термина «природа» в большинстве языков — от корня

«род», то есть начало, исток, откуда всё появляется, происходит. Сравните греческое слово «phisis» от «phyein» — возникнуть, быть рождённым; латинское «natura» — от «nasci» (то же самое); общеславянское «род», «рiд»,

«ред» — от глагола со значениями «кормить, растить, поднимать» (однокоренные слова «урожай», «родник», «рожа», «рожь», «редька» и тому подобные). Так человек рождён природой в том смысле, что представляет собой её производную частицу и постоянно черпает из неё материальноэнергетические ресурсы своего существования.

В термине «природа» сочетаются несколько понятий:

· вся (дои внечеловеческая) реальность — внешний мир, Вселенная и другие почти синонимы предельно универсального содержания; в этом смысле так называется совокупность всех без исключения вещей и процессов, бытие (появление и существование) которых никак не зависит от людей, их воли и их деятельности; абсолютно всё то, что было, есть и будет вне нашего сознания;

· (непосредственно) окружающая человечество среда его обитания, неорганическая и живая, так или иначе испытывающая на себе его влияния (ландшафт, доступные недра Земли, атмосфера и гидросфера, климат, флора, фауна в их биоценозах);

· производный от только что отмеченных, но разнопорядковый с ними смысл того же самого слова — сущность чего-либо, самое главное в чём бы то ни было от начала до конца его существования (допустим, биохимическая природа / сущность организма, подлая или добрая природа/ сущность плохого или хорошего в моральном плане человека; природа вещей (в смысле их принудительной для нас логики); и так далее).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.