Термин «философия», как большинство названий других областей знания, многозначен. Тем более типично именно для него расхождение повседневного, расширительного значения слова и его же научного, строгого смысла. Ведь «философией» в житейском обиходе, журналистике, литературе часто называется не совсем то или совсем не то, что представляет собой философия как учебный предмет, особая наука и область духовной культуры. Причём эти внефилософские значения философии возникают не на пустом месте, но, как правило, причудливо отражают отдельные этапы её собственной истории, достоинства и недостатки разных философских учений.
Обыденная молва, художественная литература, публицистика допускают примерно следующие — явно расширительные или, напротив, зауженные трактовки слова «философия». Перечислим их по мере удаления смысла этого слова от его научного понятия. Итак, одним и тем же словом «философия» нередко называется:
· любая общая теория, либо основной принцип какой-то области знания или деятельности; суммарная, стратегическая направленность некоего произведения или предприятия (сравните: «философия медицины» в смысле общих представлений о здоровье, болезни и стратегиях врачевания; «философия рынка» как сознательная «игра» производителей и потребителей товаров и услуг по законам их стоимости и конкуренции; даже «философия спорта» — подходы к игре, исповедуемые тем или иным тренером, его командой; многое тому подобное);
· глубокомысленное, серьёзное отношение к жизни; обстоятельное обсуждение сложных вопросов теории и практики; углублённый анализ любой проблемы или самоанализ личности; твёрдое убеждение, выношенное суждение (возьмите: «философская поэзия» — Фёдора Ивановича Тютчева или, до-
пустим, Николая Алексеевича Заболоцкого, то есть поэтов, проникающих в глубины человеческой души и тайны мироздания; «философский роман» — Томаса Манна, Германа Гессе или, скажем, Марселя Пруста, т.е. писателей, создающих величественные саги о судьбах целых поколений; и т.д.);
· стойкое противостояние ударам судьбы; безразличие к переменам образа жизни, бедствиям и лишениям; терпимость к окружающим людям, понимание их особенностей, интересов; в общем — сложившаяся жизнен-
ная позиция (вспомним выражение: «относиться к жизни философски»; например, наш биатлонист Сергей Чепиков в споре за бронзовую медаль на Олимпиаде в Альбервиле проиграл финну 0,9 секунды, а на Туринской олимпиаде — норвежцу 0,8 секунды; после чего в интервью ему был задан вопрос: «Правда ли, что президент Союза биатлонистов России запретил вам читать перед стартом?; Чепиков ответил: «Запретил давать интервью и читать философов. Но философия это такая штука, которую нельзя запретить…»). В зависимости от обстоятельств, философское отношение к жизни может оцениваться отрицательно — как предосудительное малодушие, эгоизм и безразличие к окружающим («смотреть на мир сквозь розовые очки», «махнуть на всё рукой», согласно рецептам доктора из сказки Е.Л. Шварца «Тень»), либо положительно, даже восторженно — как образец душевной стойкости, мужества.
· скрытое от большинства, потаённое от непосвящённых знание;
тайная мудрость немногих избранных (как искомый средневековыми алхимиками «философский камень» (для превращения разных веществ в золото) или обучение
«философии» по ходу приключенческого сюжета достаточно тупых литературных или видеогероев вроде Конана-варвара, Волкодава и тому подобных);
· беспочвенное, оторванное от жизни рассуждения, заумные разговоры на отвлечённые темы; ложное мудрствование вместо необходимого дела; опасное для веры и власти вольнодумство (сравним сентенцию Фамусова
из «Горя от ума»: «Пофилософствуй — ум вскружится...» или же расхожее осуждение
— «разводить философию»; и прочее в этом духе);
· нечто вовсе непонятное для самого говорящего, загадочное для слушателя.
Юмористическим образчиком этого последнего словоупотребления может служить анекдот о двух приятелях, которые пили пиво (из американского учебника по философии Ричарда Поупкина и Аврума Стролла). Один из них поднял кружку на свет, тщательно рассмотрел содержимое, после чего заметил:
— Жизнь — словно кружка пива…
Его товарищ внимательно рассмотрел кружку, повернулся к другу и спросил:
— А почему это жизнь похожа на кружку?
— Почём я знаю, — ответил тот, — я не философ.
Таким образом, не всегда философией является то, что ею называется. И наоборот, философия порой находится там, где она не упоминается по имени. Однако при любом употреблении этого слова остаётся впечатление о чём-то внушительном, углублённом, обобщённом. Это впечатление отражает реальную роль философии в истории культуры.
Обыденная молва, художественная литература, публицистика допускают примерно следующие — явно расширительные или, напротив, зауженные трактовки слова «философия». Перечислим их по мере удаления смысла этого слова от его научного понятия. Итак, одним и тем же словом «философия» нередко называется:
· любая общая теория, либо основной принцип какой-то области знания или деятельности; суммарная, стратегическая направленность некоего произведения или предприятия (сравните: «философия медицины» в смысле общих представлений о здоровье, болезни и стратегиях врачевания; «философия рынка» как сознательная «игра» производителей и потребителей товаров и услуг по законам их стоимости и конкуренции; даже «философия спорта» — подходы к игре, исповедуемые тем или иным тренером, его командой; многое тому подобное);
· глубокомысленное, серьёзное отношение к жизни; обстоятельное обсуждение сложных вопросов теории и практики; углублённый анализ любой проблемы или самоанализ личности; твёрдое убеждение, выношенное суждение (возьмите: «философская поэзия» — Фёдора Ивановича Тютчева или, до-
пустим, Николая Алексеевича Заболоцкого, то есть поэтов, проникающих в глубины человеческой души и тайны мироздания; «философский роман» — Томаса Манна, Германа Гессе или, скажем, Марселя Пруста, т.е. писателей, создающих величественные саги о судьбах целых поколений; и т.д.);
· стойкое противостояние ударам судьбы; безразличие к переменам образа жизни, бедствиям и лишениям; терпимость к окружающим людям, понимание их особенностей, интересов; в общем — сложившаяся жизнен-
ная позиция (вспомним выражение: «относиться к жизни философски»; например, наш биатлонист Сергей Чепиков в споре за бронзовую медаль на Олимпиаде в Альбервиле проиграл финну 0,9 секунды, а на Туринской олимпиаде — норвежцу 0,8 секунды; после чего в интервью ему был задан вопрос: «Правда ли, что президент Союза биатлонистов России запретил вам читать перед стартом?; Чепиков ответил: «Запретил давать интервью и читать философов. Но философия это такая штука, которую нельзя запретить…»). В зависимости от обстоятельств, философское отношение к жизни может оцениваться отрицательно — как предосудительное малодушие, эгоизм и безразличие к окружающим («смотреть на мир сквозь розовые очки», «махнуть на всё рукой», согласно рецептам доктора из сказки Е.Л. Шварца «Тень»), либо положительно, даже восторженно — как образец душевной стойкости, мужества.
· скрытое от большинства, потаённое от непосвящённых знание;
тайная мудрость немногих избранных (как искомый средневековыми алхимиками «философский камень» (для превращения разных веществ в золото) или обучение
«философии» по ходу приключенческого сюжета достаточно тупых литературных или видеогероев вроде Конана-варвара, Волкодава и тому подобных);
· беспочвенное, оторванное от жизни рассуждения, заумные разговоры на отвлечённые темы; ложное мудрствование вместо необходимого дела; опасное для веры и власти вольнодумство (сравним сентенцию Фамусова
из «Горя от ума»: «Пофилософствуй — ум вскружится...» или же расхожее осуждение
— «разводить философию»; и прочее в этом духе);
· нечто вовсе непонятное для самого говорящего, загадочное для слушателя.
Юмористическим образчиком этого последнего словоупотребления может служить анекдот о двух приятелях, которые пили пиво (из американского учебника по философии Ричарда Поупкина и Аврума Стролла). Один из них поднял кружку на свет, тщательно рассмотрел содержимое, после чего заметил:
— Жизнь — словно кружка пива…
Его товарищ внимательно рассмотрел кружку, повернулся к другу и спросил:
— А почему это жизнь похожа на кружку?
— Почём я знаю, — ответил тот, — я не философ.
Таким образом, не всегда философией является то, что ею называется. И наоборот, философия порой находится там, где она не упоминается по имени. Однако при любом употреблении этого слова остаётся впечатление о чём-то внушительном, углублённом, обобщённом. Это впечатление отражает реальную роль философии в истории культуры.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи