Онтология

Наука » Философия
Раздел философии, который изучает эту проблему – онтология.

[on – сущее, род. падеж ontos – все то, что существует; logos – слово, разум, мысль, учение, etc; онтология – учение об основах всего существующего или учение о бытии].

Онтология – философское учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании).

Онтология исследует всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности.

Две проблемы онтологии: Проблема бытия и проблема соотношения бытия и сознания.

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Онтология как развитая тематика начинает формироваться в античной философии. Уже в античной философии появляется размышление о понимании сущего, то есть что же именно есть подлинное бытие на самом деле.

Размышление о сущности бытия и его подлинности формируются в античной философии.



Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Древнеиндийская, древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные философские проблемы.



Понимание бытия в истории философии:

– Понимание бытия как бытия природы. Природа не зависит от сознания.

Бытие – бытие Физис’а (натурфилософия) (от греческого physis – природа), Физис (природа). Это природные явление. Пример фил. школ: натурфилософия античности (милетская школа). Основа бытия – элементы природы (огонь, вода, воздух, земля, эфир). Натурфилософия эпохи Возрождения – основа бытия элементы природы – сила, вещество, энергия.

Природа и явления природы объективно существуют и не зависят от сознания.

– Понимание бытия как бытия вещей (Платон). Такое бытие зависит от сознания.

Бытие вещи: Бытие вещи под которым понимается сущность вещи – идея (у Платона), архе, четыре первопричины (у Аристотеля).

Мышление создает предметы, вторую природу. Пример камня – дорога, дом, статуя и т.п.

Идея в философии Платона: пребывает в каждой вещи, не материальна, неуничтожима.

Если сущность дана в мышлении, то откуда она выводится? Можно ответить так: из опыта. Но опыт показывает, что это не всегда так. Тогда появилось предположение о сверхсущем. Сверхсущее – это, что выше бытия, что не зависит от бытия, и что порождает бытие.

– Понимание бытия как бытия Бога или Теос’а (от греческого theos – Бог).

Теос: Сверхсущее (идея блага, идея Бога). Бог – трансцендентный момент. Бог – перводвигатель.

Понимание бытия связано с наличием духовности на каждом уровне.



Это была история. Теперь – современные взгляды.

Что современная философия знает о бытии?



Каково же содержание философской категории "бытие"?

Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:



1. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

2. Бытие имеет сложную, многообразную, многоуровневую структуру;

3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

4. Все явления причинно обусловлены. Детерминизм.

5. Материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Материальное и духовное взаимосвязано.



Формы бытия:



Материальное бытие – существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

Идеальное бытие – существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и/или объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.



Есть явления или возможно будут новые явления духовные или физические. Поэтому среди бытия можно выделить:

Ноуменальное бытие (от слов "ноумен" – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; напр, рождение нового человека. Каково его будущее мы не знаем.

Феноменальное бытие (от слова "феномен" – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Проявление новых форм бытия.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе­номенальное бытие совпадают.



Основные формы бытия: материя и дух (идеальное бытие)



Категорией, противоположной бытию, является небытие.

Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать).

Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии. (см. рис.)



Небытие –> Бытие –> Небытие.

Бытие содержит в себе как прошлое, так и будущее.

Изменчивость бытия – становление.



Определение бытия

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя всё сущее.

Бытие – объективная субстанция, выключающая в себя всё сущее.

Бытие вечно (неизменно), самостоятельно, бесконечно, идеально, противоречиво, закономерно, многообразно и т.д.







Материальное бытие

Из всех форм бытия наиболее распространенной и изученной является материя.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":



1.Материалистический подход (диалектический материализм), согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие, а сознание вторично. Бытие определяет сознание – формула материализма; К.Маркс.

В современной российской науке, философии (как и в со­ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и произ­водны от нее. Автор концепции В.И. Ленин.



2.Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; Материя есть выражение абсолютной идеи. Сам дух создает форму для своего существования. Эта форма и есть материя.



3.Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека) духа;



4.Позитивистский – понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. Понятие “материя” есть философское понятие и поэтому оно не имеет смысла. Все философские понятия с позиции позитивизма смысла не имеют.



Элементами структуры материи являются:

1. Неживая природа;

Каждый элемент структуры материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

Атомарный (атомы); молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей; и далее по степени обобщения – уровень планет, галактик, Вселенная

(субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек­троны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом).







2. Живая природа;

К уровням живой природы относятся:

доклеточный (ДНК, РНК, белки), клеточный (клетка); уровень видов; биосфера.

(доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов; уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.).



3. Социум (общество).

К уровням социума относятся:

Отдельный индивид; семья; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; государства, человечество в целом.

(отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом).



Характерными чертами материи являются:

1. Наличие движения;

2. Самоорганизация;

3. Размещенность в пространстве и времени;

4. Способность к отражению (свойство приписываемое в материализме материи).



Рассмотрим эти свойства более подробно.



Движение

Движение – неотъемлемое свойство материи.

Движение возникает из самой материи (из заложенных в ней противо­положностей, их единства и борьбы);

1. Оно всеобъемлюще: всё движется

Движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга­низмов – работает сердце, система пищеварения, осуществ­ляются физические процессы; движутся химические элемен­ты, движутся живые организмы, движутся реки, осуществля­ется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг сво­ей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной.

2. Движение постоянно. Оно существует всегда.

Выделяются формы движения:

1. Механическое движение;

2. Физическое движение;

3. Химическое движение;

4. Биологическое движение;

5. Социальное движение.





Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и про­странстве философами выдвигалось два основных подхода:

субстанциальный;

реляционный.



Сторонники первого – субстанциального (Демокрит, Эпи­кур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциальные.



Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio — отно­шение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием ма­териальных объектов.



В настоящее время более достоверной (исходя из достиже­ний науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

Время — форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль­ных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.



Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбер­том, Эйнштейном:

1.Подтвердила правильность реляционной теории – то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

2.Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.



С помощью сложных физико-математических расчетов Эйн­штейном было доказано, что если какой-либо объект будет дви­гаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространст­во (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и отно­сительны они в зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.

Пространство, время, движение – атрибуты (от лат. attribuo – наделять) материи. Атрибут - существенное свойство, присутствует всегда.





Самоорганизация

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.



Учение о самоорганизации материи получило название си­нергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а за­тем бельгийский философ И. Пригожин (вторая половина 20-го века).



Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени­ем, способностью к самоорганизации, размещенности в про­странстве и времени) является отражение. Концепция отражения предложена В.И. Лениным.

Отражение – способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отраже­ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле­ды грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предме­тов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение – способность материи изменяться под влиянием внешнего воздействия.

Отражение бывает:

1.физическим;

2.химическим;

3.механическим;

4.биологический.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

1.раздраженности;

2.чувствительности:

3.психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Мозг – материальный объект, сл-но, сознание результат развития материи.

Со­гласно материалистической концепции сознание – это способ­ность высокоорганизованной материи отражать материю. Отражение в понятиях.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.