Неофрейдизм

Наука » Философия
Альфред Адлер и Карл Юнг

Альфред Адлер (1870–1937) австрийский психиатр, основатель индивидуальной психологии.

Главным источником мотивации считал стремление к превосходству при решении тех человеческих проблем, которые целиком и полностью носят общественный характер. Решение проблем зависит от силы воздействующего коллективного чувства.

Половое влечение – у Фрейда, стремление к самоутверждению – у его ученика А. Адлера.

Этот период ознаменован полемикой Фрейда и Адлера по поводу понятия «зависть к пенису».

Фрейд считал зависть к пенису универсальным желанием женщин. Адлер заменил его понятием мужского протеста, согласно которому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами (что для некоторых из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как некоторые мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин.

После ожесточенных дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое общество и основали собственное Общество свободных психоаналитических исследований.



Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии.

Доктор наук (1902, тема иссле­дования — "О психологии и патологии так называемых ок­культных феноменов"), профессор университетов в Цюрихе (1933-1941) и Базеле (1942). В 1911-1914 – Президент Международного психоаналитического общества.



Являясь в 1907–1912 одним из ближайших сотрудников Фрейда. Юнг впос­ледствии осуществил кардинальный пересмотр ряда поло­жений ортодоксального психоанализа, что и обусловило разрыв между Юнгом и Фрейдом в 1913.

В книге "Метаморфоза и символы либидо" (1912) отверг сексуаль­ную интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трак­товку либидо как психической энергии (созвучно идее "жиз­ненного порыва" Бергсона), выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда – всего лишь часть гораздо более обширного "коллективного бес­сознательного" (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сфор­мулировал идею архетипов – общечеловеческих первооб­разов – содержания коллективного бессознательного.

Со­гласно версии Юнга, "...у этих содержаний есть одна удиви­тельная способность – их мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души, свойственному не какой-то отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, я задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и предполо­жил, что их можно объяснить расовой наследственностью. Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился в Со­единенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не име­ют никакого отношения к так называемой расовой или кров­ной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу. Воспользо­вавшись выражением Святого Августина, я назвал эти кол­лективные проформы архетипами. "Архетип" означает type (отпечаток), определенное образование архаического харак­тера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифоло­гические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре".

Нет индивидуального бессознательного, а есть коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное наследником коллективного бессознательного.

По Юнгу, коллективное бессознательное идентич­но у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.



К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся персона и тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

Персона – социальная маска, социальная роль, которую человек играет; Тень – противоположность Персоне, личные качества человека.

Анима – архетип женственности в мужчине, Анимус – архетип мужского начала в женщине;

Мудрый старец – разум, мудрость; Великая мать – образ материи, то, что рождает; младенец – образ невинности и непорочности, чистота взглядов.

Самость – образ бога, идеальная личность.



Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини.

Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и т. д.

Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора.

Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.