Продолжатель идей Шопенгауэра, хотя близость их идей только начальная.
Общая направленности философии Ницше:
1.Антипозитивистская направленность: оба полагали, что только наука, только разум не решают всех человеческих проблем; не исчерпывают собой все грани человеческого бытия. Есть нечто, что наука «не берет».
2.Обращение к реальным проблемам человека и его бытия в целом (в отличии от Гегеля и Маркса).
3.Критика христианства.
Ницше с раннего действа был очень способным. Его влекли поэзия, музыка, естествознание и филология. Учась в университете на филологическом факультете, он так преуспел в учебе, что еще будучи студентом был рекомендован на кафедру. В 1869 году он становится профессором филологии в университете города Безель.
Ницше постоянно общается с композитором Р. Вагнером, перед творчеством которого он в это время преклоняется. Под влиянием Вагнера Ницше пишет свое первое произведение “Рождение трагедии из духа музыки” (1872).
Начавшаяся франко-прусская война вызвала прилив национального патриотизма у Ницше и он, хотя был освобожден от воинских обязанностей из-за полученной во время военных сборов травмы, добровольцем отправляется санитаром на фронт. В госпитале Ницше заразился дифтерией и перенесенная болезнь (он был при смерти) не прошла бесследно. И с 1873 года начинается ухудшение здоровья и Ницше регулярно в течение года его мучают головные боли.
Он прерывает преподавание. Его преподавательская деятельность не сложилась, но его литературная деятельность благодаря силе воле и умению себя заставить работать в те редкие минуты, когда боль утихала, была плодотворной. Около 15 работ.
“Так говорил Заратустра” (1885), “По ту сторону добра и зла” (1886).
Ницше первый самый известный критик современного общества. Он критикует ценности современного общества: религию (христианство) и науку.
Религия принадлежит массам, но истина элитарна (для избранных). То, что принадлежит массам быстро деградирует. Поэтому религия не выход.
Наука делает из человека варвара. За счет развития науки человек пытается компенсировать свои недостатки и решить свои проблемы.
И как следствие игнорируется этика, духовность. Потому что, современная цивилизация делает акцент на науке и разуме, т.е. рациональности, а не на духовности. Общество стремиться только к материальному комфорту (середина XIX века), благополучию.
Сократ отравил ядом рационализма всю европейскую культуру.
Ницше говорит о трагедии назревающего нигилизма. Утрачиваются ориентиры жизни.
Эта ситуация коротко: «Бог умер» (это метафора).
«Боги истлевают! Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили!» (Веселая наука). «Величайшее из новых событий - что "Бог умер" и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия…» (Веселая наука, С. 353.) Бог умер [Так говорил Заратустра, С. 7.]
«Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.» [Так говорил Заратустра, С. 424.].
Бог умер не буквально: умирает христианская идея, христианское понимание Бога.
Ницше: Разрушение пошло давно. Мы перестали в Бога верить. Верим только по инерции, рационально. На всякий случай.
Христианство уходит потому, что оно заслуживает этого. Христианская идея исчерпала себя, и поэтому не в коем случае не стоит сохранять эту веру.
«Падающего – толкни!» – это не аморально, а естественно; не в отношении, например, старушки.
Не надо помогать слабым. Своей помощью мы делаем человека еще слабей!
Несостоятельность христианства в том, что оно начиналось как религия бедняков, рабов, угнетенных и впитывало это класс. Но еще раньше говорили: «Рабами не рождаются, ими становятся». Христианство расслабляет человека.
Необходима новая мораль, новая идея, мировоззрение. Необходима переоценка ценностей – «модернизация». Нужен новый проект.
Этот новый проект есть сверхчеловек.
Человек в своей истории развивается, и не следует наивно полагать, что на нас это развитие остановилось. Сверхчеловек – человек будущего, такой каким он станет через много веков, который формируется сейчас в нас.
Для сверхчеловека мы как для нас человекообразные обезьяны.
Сила сверхчеловека, прежде всего, в уровне духовного развития.
Но мы никогда не придем к нему, если будем полагаться только на материальные, научные ценности. Необходимо уже сегодня прокладывать ему дорогу, ориентиры.
Ницше: «Путь только через жертвы».
Достоевский: «Прогресс человеческий не стоит и слезинки (человека) ребенка».
Сверхчеловек – это аристократ духа, воспитанный на ценностях естественной жизни, на воле, активной деятельности.
Высокая культура, которая «поддерживает» сверхчеловека должна родиться на широком пространстве. Сначала надо построить сильное основание, на котором можно бы было возводить человечество.
Избранных может быть немного. Чтобы появился сверхчеловек должно, чтобы массы оставались рабами. Именно христианство есть подходящее мировоззрение для масс.
Но христианство не традиционное, а модернизированное.
Сверхчеловек – это тот, кто победил свои грехи, оказался выше своих меркантильных, субъективных потребностей.
Основной идеей христианства является идея любви к ближнему. Человек должен любить, жалеть ближнего, помогать ближнему. Эта идеология разрушает человека, делает его слабым. Когда человека жалеют, понимают, успокаивают, входят в положение – это делает человека пассивным. Он смиряется со своей судьбой. Христианство – это религия рабов. "Возлюби ближнего своего" - это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!".
Если христиане проповедуют равенство, то я провозглашаю неравенство.
Если христиан проповедую любовь к ближнему, то я проповедую любовь к дальнему.
Любовь к дальнему означает не любить ближнего, в смысле, когда ему плохо, что-то не выполнил – не жалеть, не прощать. Относится так, как заслуживает.
Жестоко относясь к ближнему, мы воспитываем сильного человека. Работаем на будущее.
Пример: «Врач и пациент: делает больно сейчас, чтобы потом было хорошо. Себя тоже не жалеем».
Этот сильный человек и есть сверхчеловек. Сверхчеловек – это бог избранных. (Бог – идеал для избранных). Он и есть дальний, дальняя перспектива, а ближнего не нужно жалеть его нужно воспитывать.
«Так велит мне моя любовь к дальнему, не щади ближнего».
Идея воли к власти (не закончена). “Воля к власти” (работа опубликована после смерти Ницше).
Термин воля Ницше заимствует у Шопенгауэра, но использует его по-своему. (Шопенгауэр: воля есть динамика бытия.)
Понятие мировой воли Ницше отвергает. Воля к власти.
Власть – это то, что позволяет жить за счет другого или других. И воля к власти основа процесса жизни. Ибо чтобы жить мы должны чем-то жить, использовать что-то другое.
И само человеческое познание – выражение воли к власти над природой, над действительностью. Бог – абсолютный идеал для человека.
Но воля к жизни в человеке приобретает характер осознанной (целенаправленной) воли к власти (одно живет за счет другого).
Путь сверхчеловека реализует путь человека к власти.
Выпущена работа Ницше «Воля к власти», но нельзя определенно говорить, что это написал он.
(Власть и сила одно и тоже слово в немецком языке, зависит от контекста).
Как понимать волю к власти? К власти над кем?
Ницше говорит, прежде всего, не о власти над другими, а силе воли: «Для того, чтобы пройти путь, достойный человека, надо быть сильным».
Ницше не может нести ответственности за последующие интерпретации своих взглядов. Мысли Ницше оригинальны: защита (апология) силы и инстинкта власти, критика христианства (христианство – религия рабов) оказали огромное влияние на европейскую культуру: философию и литературу.
Но Ницше как философ учил главному в философии – это инакомыслие. В этом он был безупречен.
Общая направленности философии Ницше:
1.Антипозитивистская направленность: оба полагали, что только наука, только разум не решают всех человеческих проблем; не исчерпывают собой все грани человеческого бытия. Есть нечто, что наука «не берет».
2.Обращение к реальным проблемам человека и его бытия в целом (в отличии от Гегеля и Маркса).
3.Критика христианства.
Ницше с раннего действа был очень способным. Его влекли поэзия, музыка, естествознание и филология. Учась в университете на филологическом факультете, он так преуспел в учебе, что еще будучи студентом был рекомендован на кафедру. В 1869 году он становится профессором филологии в университете города Безель.
Ницше постоянно общается с композитором Р. Вагнером, перед творчеством которого он в это время преклоняется. Под влиянием Вагнера Ницше пишет свое первое произведение “Рождение трагедии из духа музыки” (1872).
Начавшаяся франко-прусская война вызвала прилив национального патриотизма у Ницше и он, хотя был освобожден от воинских обязанностей из-за полученной во время военных сборов травмы, добровольцем отправляется санитаром на фронт. В госпитале Ницше заразился дифтерией и перенесенная болезнь (он был при смерти) не прошла бесследно. И с 1873 года начинается ухудшение здоровья и Ницше регулярно в течение года его мучают головные боли.
Он прерывает преподавание. Его преподавательская деятельность не сложилась, но его литературная деятельность благодаря силе воле и умению себя заставить работать в те редкие минуты, когда боль утихала, была плодотворной. Около 15 работ.
“Так говорил Заратустра” (1885), “По ту сторону добра и зла” (1886).
Ницше первый самый известный критик современного общества. Он критикует ценности современного общества: религию (христианство) и науку.
Религия принадлежит массам, но истина элитарна (для избранных). То, что принадлежит массам быстро деградирует. Поэтому религия не выход.
Наука делает из человека варвара. За счет развития науки человек пытается компенсировать свои недостатки и решить свои проблемы.
И как следствие игнорируется этика, духовность. Потому что, современная цивилизация делает акцент на науке и разуме, т.е. рациональности, а не на духовности. Общество стремиться только к материальному комфорту (середина XIX века), благополучию.
Сократ отравил ядом рационализма всю европейскую культуру.
Ницше говорит о трагедии назревающего нигилизма. Утрачиваются ориентиры жизни.
Эта ситуация коротко: «Бог умер» (это метафора).
«Боги истлевают! Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили!» (Веселая наука). «Величайшее из новых событий - что "Бог умер" и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия…» (Веселая наука, С. 353.) Бог умер [Так говорил Заратустра, С. 7.]
«Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.» [Так говорил Заратустра, С. 424.].
Бог умер не буквально: умирает христианская идея, христианское понимание Бога.
Ницше: Разрушение пошло давно. Мы перестали в Бога верить. Верим только по инерции, рационально. На всякий случай.
Христианство уходит потому, что оно заслуживает этого. Христианская идея исчерпала себя, и поэтому не в коем случае не стоит сохранять эту веру.
«Падающего – толкни!» – это не аморально, а естественно; не в отношении, например, старушки.
Не надо помогать слабым. Своей помощью мы делаем человека еще слабей!
Несостоятельность христианства в том, что оно начиналось как религия бедняков, рабов, угнетенных и впитывало это класс. Но еще раньше говорили: «Рабами не рождаются, ими становятся». Христианство расслабляет человека.
Необходима новая мораль, новая идея, мировоззрение. Необходима переоценка ценностей – «модернизация». Нужен новый проект.
Этот новый проект есть сверхчеловек.
Человек в своей истории развивается, и не следует наивно полагать, что на нас это развитие остановилось. Сверхчеловек – человек будущего, такой каким он станет через много веков, который формируется сейчас в нас.
Для сверхчеловека мы как для нас человекообразные обезьяны.
Сила сверхчеловека, прежде всего, в уровне духовного развития.
Но мы никогда не придем к нему, если будем полагаться только на материальные, научные ценности. Необходимо уже сегодня прокладывать ему дорогу, ориентиры.
Ницше: «Путь только через жертвы».
Достоевский: «Прогресс человеческий не стоит и слезинки (человека) ребенка».
Сверхчеловек – это аристократ духа, воспитанный на ценностях естественной жизни, на воле, активной деятельности.
Высокая культура, которая «поддерживает» сверхчеловека должна родиться на широком пространстве. Сначала надо построить сильное основание, на котором можно бы было возводить человечество.
Избранных может быть немного. Чтобы появился сверхчеловек должно, чтобы массы оставались рабами. Именно христианство есть подходящее мировоззрение для масс.
Но христианство не традиционное, а модернизированное.
Сверхчеловек – это тот, кто победил свои грехи, оказался выше своих меркантильных, субъективных потребностей.
Основной идеей христианства является идея любви к ближнему. Человек должен любить, жалеть ближнего, помогать ближнему. Эта идеология разрушает человека, делает его слабым. Когда человека жалеют, понимают, успокаивают, входят в положение – это делает человека пассивным. Он смиряется со своей судьбой. Христианство – это религия рабов. "Возлюби ближнего своего" - это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!".
Если христиане проповедуют равенство, то я провозглашаю неравенство.
Если христиан проповедую любовь к ближнему, то я проповедую любовь к дальнему.
Любовь к дальнему означает не любить ближнего, в смысле, когда ему плохо, что-то не выполнил – не жалеть, не прощать. Относится так, как заслуживает.
Жестоко относясь к ближнему, мы воспитываем сильного человека. Работаем на будущее.
Пример: «Врач и пациент: делает больно сейчас, чтобы потом было хорошо. Себя тоже не жалеем».
Этот сильный человек и есть сверхчеловек. Сверхчеловек – это бог избранных. (Бог – идеал для избранных). Он и есть дальний, дальняя перспектива, а ближнего не нужно жалеть его нужно воспитывать.
«Так велит мне моя любовь к дальнему, не щади ближнего».
Идея воли к власти (не закончена). “Воля к власти” (работа опубликована после смерти Ницше).
Термин воля Ницше заимствует у Шопенгауэра, но использует его по-своему. (Шопенгауэр: воля есть динамика бытия.)
Понятие мировой воли Ницше отвергает. Воля к власти.
Власть – это то, что позволяет жить за счет другого или других. И воля к власти основа процесса жизни. Ибо чтобы жить мы должны чем-то жить, использовать что-то другое.
И само человеческое познание – выражение воли к власти над природой, над действительностью. Бог – абсолютный идеал для человека.
Но воля к жизни в человеке приобретает характер осознанной (целенаправленной) воли к власти (одно живет за счет другого).
Путь сверхчеловека реализует путь человека к власти.
Выпущена работа Ницше «Воля к власти», но нельзя определенно говорить, что это написал он.
(Власть и сила одно и тоже слово в немецком языке, зависит от контекста).
Как понимать волю к власти? К власти над кем?
Ницше говорит, прежде всего, не о власти над другими, а силе воли: «Для того, чтобы пройти путь, достойный человека, надо быть сильным».
Ницше не может нести ответственности за последующие интерпретации своих взглядов. Мысли Ницше оригинальны: защита (апология) силы и инстинкта власти, критика христианства (христианство – религия рабов) оказали огромное влияние на европейскую культуру: философию и литературу.
Но Ницше как философ учил главному в философии – это инакомыслие. В этом он был безупречен.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи