А. Шопенгауэр (1788-1860)

Наука » Философия
“Мир как воля и представление” (1818 первый том, а в 1844 второй том).

Мировоззрение Шопенгауэра формируется из трех источников, из трех мировоззренческих позиций:

1.Философия Платона (с его миром идей и миром вещей, которая проникнута духом аристократизма, презрения к толпе); Обыденные вопросы отодвинуты на второй план – главное мир идей.

2.Философия Канта; Априорность, мир познаваем до опыта.

3.Философия древней Индии (философия Упанишад). Мистика, поэтическая красота.

Общая идея этих позиций: утверждается, что разум (наше мышление) постигает только поверхность (часть) бытия. Подлинные причины происходящего всегда скрыты от нас.

Есть иная (высшая) реальность, которая определяет нашу жизнь. Мы строим планы, а они часто не сбываются, поэтому мы и терпим различные социальные бедствия, войны, личные неудачи и т.д.

Мы никогда не сможем вычислить и усмотреть всех последствий, так как есть то, что нельзя познать разумом. Сама жизнь иррациональна, а не рациональна.

В любом даже самом познаваемом объекте есть довесок иррационального.

Великий Кант открыл эту высшую реальность и объявил ее как вещь-в-себе, которая непознаваема. Причина такого вывода рационализм Канта.

Но единственно правильный вывод, по мнению Шопенгауэра, который следует из работы Канта “Критика чистого разума” гласит: “Мир ­есть мое представление”.



Ошибка великого и божественного Канта состоит в том, что он остановился на этом утверждении. Кант не пошел дальше, не заглянул за наши представления. Кант тем самым ограничил познание непознаваемостью вещи-в-себе.

Кант ограничил познавательные возможности человека только разумом, только рациональностью. Рациональность зашла в тупик – разум запутался в двух противоположных тезисах! Не это ли падение рационализма!?

Такая философия (такой подход) лишает нас понимания жизни, так как она (жизнь) не только рационально познаваема.

Шопенгауэр утверждает, что существует иная способность, иной путь познания – это интуиция.

Интуиция – реальная способность познавательной человеческой деятельности. Наравне с логикой, эмпирическим опытом, практикой.

Так Спиноза, известный рационалист 17 века считал, что везде доминирует логика. Но основные положения берутся в виде неких аксиом, в некой очевидности. Например, математика. Форма, в которой постигаются аксиомы – это интуиция. Интуиция – нерациональна.

Для рациональности развитие мысли идет так (в основании пирамиды эмпирический опыт, а на вершине – выводы, законы): эмпирический опыт (наблюдение, эксперимент), затем на основе эмпирического опыта строится цепь рационального рассуждения (индукция, дедукция) и в итоге получаем научный (рациональны) вывод.

Для Шопенгауэра развитие мысли идет так (перевернутая пирамида как на рисунке): основу составляет подлинное бытие рационально недоказуемое и познаваемое интуицией (очевидность) вследствие чего доказательства не требуется. Затем следуют рациональные выводы и их достоверность подтверждается опытом.

В основе мира лежит интуитивное познаваемое бытие.

Что же позволяет интуиция увидеть за завесой?



За нашими представлениями интуитивно открывается, что основу мира составляет воля.

«Вещь в себе» в философии Канта есть воля в философии Шопенгауэра.

Что объединяет три момента: человека, природу и мир (Вселенную)? Их объединят стремление жить.

Поэтому философия иррационализма имеет второе название – философия жизни.

Человек – для него главное жить, для природы также.

Что такое красота? Это то, что живое. Живое всегда красиво. И Вселенная она тоже живет.

Откуда берется эта тяга к жизни? Она не откуда не берется это фундаментальное свойство мира – воля к жизни.

Воля к жизни фундаментальное свойство человека, Природы и Космоса. Воля к жизни порождена мировой волей. Воля к жизни у человека, Природы и Космоса – это проявления мировой воли.



Определение воли по Шопенгауэру:

Воля – это воспроизведение самого себя.

Воспроизведение как продолжение потомства (в живой природе), у человека – проявление себя в поступках, в осуществлении желаний, во Вселенной – вечный процесс изменений.

Мировая воля бесцельна и бессмысленна. Основа бытия бессознательна.



Человек с его интеллектом – это крайний случай в движении мировой воли. Не было у природы задачи создать человека, просто в хаосе мировой воли сошлись тысячи причин.

В мировоззрении Шопенгауэра не предполагается никакого высшего разума, бога, плана. Человек не продукт эволюции, так как всё случайно.



Тот факт, что, планируя что-либо, мы, зачастую, терпим неудачи, служит подтверждением отсутствия какого-то ни было направления.

Человек сам по себе не выражает мировою волю, так как вносит свою субъективность. Человек живет вопреки мировым законам, чем благодаря им. Человек не выражает сущности мировой воли ее идеи. Человек дисгармоничен и разрушает гармонию мировой воли.

Человек следует рациональности. Четкий тезис, ясная цель и эффективные методы достижения цели. Это рационализм науки и общества потребления.

Поэтому для человека и получается, что мир есть мое представление, образованное по законам моего сознания. Человек поступает в соответствии со своими представлениями.

Но основу мира составляет беспричинная, бессознательная мировая воля.

Почему это так? Шопенгауэр приводит следующие аргументы:

1. Наблюдение жизни. Все мы стремимся в жизни к определенным целям. Но все планы и проекты заканчиваются неудачей. Проекты разные, а результат отрицателен. Основа жизни не рациональна. Она иррациональна.

2. Творческие способности человека, которые раскрываются в искусстве, музыке, науке, философии.

Сознание – есть продукт естественного развития организма, оно формируется жизненными потребностями, но если это так, то тогда творческие способности человека возникают не из этих потребностей, не из сознания.

Потому что естественные потребности не требуют развития духовности в человеке, а наоборот мешают ему развиваться духовно.

Если сознание человека есть приспособительный механизм, то как объяснить избыточные способности человека? Эти избыточные способности не даны естественным развитием организма. Задача естественного развития просто выжить. Такие условия не могут создать возможности для появления творческих, избыточных способностей человека. Природа не может их дать человеку.

Проявление этих способностей есть результат действия мировой воли. Так она себя выражает в человеке. Творческие способности человека есть проявление мировой воли. Сама мировая воля творит мир из хаоса, так и человек создает произведения искусства из самого себя.



Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.



Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание "я хочу", “мне хочется”, а переживание "я должен", осознание ценностной характеристики цели действия. Осознание ценностей, понимание их роли требует от человека поступка осуществляемого осознаваемую ценность.

Если человек не в состоянии поступать в соответствии с тем какой поступок диктует ценность человеку, то такой человек не волевой. Он зависит от социальных обстоятельств и поступает в соответствии с действием потребностей. Потребности оказывают доминирующее влияние на человек, чем ценности. Отсюда проистекают недостатки человека как личности. Человек настолько личность на сколько человек способен быть волевым.

Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию. (см. рис).

Победа долга над потребностями есть воля.

Благодаря воле человек является самостоятельным субъектом деятельности.

Способность совершить акт выбора в пользу долга есть воля.



В чем сущность человека?

Жить нас заставляет Воля, проявляющая себя как воля к жизни.

Воля – есть первая реальность или наше исходное состояние.

Интеллект и наука вторичны.

Наше научное познание носит частичный и относительный характер, такое познание все равно, в конечном итоге, не даст власти над обстоятельствами.

Человек одновременно несчастен и безнравственен. Человеку трудно понять и совладать с мировой волей.

Он несчастен, ибо не понимает, не видит, цели и смысла своих поступков; одновременно он и безнравственен, ибо увеличивает страдание в мире, так как, в конечном счете, каждый из нас подчинен слепому безумию мировой воли.

Человек скрывается от мировой воли, прячась за рациональные объяснения, за науку. Человек мировой воле противопоставляет свое самоутверждение. Для человека мир представляется безумием, в котором главное – выжить.

И только философия и религия создают иллюзию жизненных ценностей и иллюзию смысла жизни.

Философия ничего нам не разъясняет. Цель любой философии сделать жизнь выносимой.

Шопенгауэр – философ мировой скорби (влияние буддизма). Но это не унылая, не безысходная скорбь, скорее она напоминает позицию античных стоиков.

Люди страдают. Страдание порождают вражду и злобу. Чем больше люди страдают, тем больше злобы. Противопоставить этому можно только одно: наше стремление к духовности и духовной культуре.

Культура – это средство обуздания злобно-эгоистического начала в человеке.

Если мировая воля не имеет никакой логики, то и человеческая история один из случайных векторов.

«История – смутный кошмар человечества» и след. такой науки, как истории быть не может, ведь не может быть истории хаоса! То, что читают в Университете есть иллюзия истории, набор сказок.



Шопенгауэр – великий скептик, пессимизм.

Не питает никаких иллюзий на счет человека. Государство – жесткий намордник, который необходимо надевать, чтобы привести человечество к определенному порядку. Государство должно быть наиболее жестким.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.