Родился в Лондоне в семье мыслителя, политического деятеля Джеймса Милля. Джон Милль не занимался академической деятельностью. Был руководителем ост-индийской компании. Три года провел в парламенте. Читал работы Конта и очень ими вдохновился: переписывался и приступил к самостоятельным исследованиям, но лично с Контом знаком не был.
Испытывает отрицательное отношение ко всей предыдущей философии, как и Конт.
Учение о научном методе
«Система логики», 1843. Заслуга Милля состоит в том, что он развивал идеи логического познания. Милль является известным логиком (и по сей день).
Милль здесь следует Конту и говорит, что все знание, в конечном счете, происходит из опыта. Поэтому возникает вопрос: какая логическая процедура является основополагающим методом в научном познании?
Ответ: индуктивный метод.
Милль не отрицает роль дедуктивных методов, но показывает, что они являются вторичными по отношению к индуктивным. Более того, он показывает, что любое дедуктивное рассуждение содержит индукцию (или идукции) в скрытом виде.
Пример:
утверждение 1: все люди смертны – это дедуктивная посылка.
утверждение 2: герцог Велингтон человек.
След., 3: герцог Велингтон смертен.
Этот, казалось бы чисто дедуктивным метод, держится на истинности первого суждения, а оно основывается на нашем опыте. То есть «все люди смертны» – это результат индуктивных ощущений.
Вопрос: что является гарантией истинности индуктивного метода?
Ответ Милля: Мы обращаемся к единообразному устройству природы. Единообразное устройство природы обеспечивает истинность индуктивного метода.
Основная задача позитивной философии обобщение данных других наук. Нужен язык и некая логическая процедура обработки данных – методологические правила.
Объяснение априоризма: всеобщие «априорные» положения являются лишь логическими приемами, для сохранения в памяти частных случаев.
Нет априорности, а есть только апостериорность.
Все истины научного познания имеют опытное происхождения.
Человек и его свобода
Природа, общество и человек существуют по своим объективным законам, которые и выясняет наука. Все происходящее в мире происходит по необходимости. Но не следует путать необходимость с фатальностью (неизбежностью).
Если мы познаем необходимость, то зная причины, мы сможем на них воздействовать и тем самым изменять ход событий (как развитие природы, так и человека) в нужном нам направлении.
А фатализм проистекает не из законов, а из неизвестности и тайн.
То, что мы не можем познать – нам не подвластно. Свобода есть познанная необходимость. (Этим утверждением Милль лишь присоединяется к Спинозе, Фихте, Гегелю).
Только свобода является предпосылкой всякого общественного и научного прогресса. Научное познание, исследование возможно только в условиях свободы, понимая свободную конкуренцию различных течений.
«Единственным предметом для нашей свободы должна быть свобода другого индивида».
Государство, ограничивающее свободу, в конечном счете, обречено на гибель, потому что оно уничтожает основу своего развития.
Наличие законов, порядков в мире свидетельствует и о наличии автора этого порядка, но этот автор, очевидно, не всемогущ и не всесилен, ибо рядом с порядком существует и хаос. Человек – это сотрудник бога в установлении мировой гармонии.
Испытывает отрицательное отношение ко всей предыдущей философии, как и Конт.
Учение о научном методе
«Система логики», 1843. Заслуга Милля состоит в том, что он развивал идеи логического познания. Милль является известным логиком (и по сей день).
Милль здесь следует Конту и говорит, что все знание, в конечном счете, происходит из опыта. Поэтому возникает вопрос: какая логическая процедура является основополагающим методом в научном познании?
Ответ: индуктивный метод.
Милль не отрицает роль дедуктивных методов, но показывает, что они являются вторичными по отношению к индуктивным. Более того, он показывает, что любое дедуктивное рассуждение содержит индукцию (или идукции) в скрытом виде.
Пример:
утверждение 1: все люди смертны – это дедуктивная посылка.
утверждение 2: герцог Велингтон человек.
След., 3: герцог Велингтон смертен.
Этот, казалось бы чисто дедуктивным метод, держится на истинности первого суждения, а оно основывается на нашем опыте. То есть «все люди смертны» – это результат индуктивных ощущений.
Вопрос: что является гарантией истинности индуктивного метода?
Ответ Милля: Мы обращаемся к единообразному устройству природы. Единообразное устройство природы обеспечивает истинность индуктивного метода.
Основная задача позитивной философии обобщение данных других наук. Нужен язык и некая логическая процедура обработки данных – методологические правила.
Объяснение априоризма: всеобщие «априорные» положения являются лишь логическими приемами, для сохранения в памяти частных случаев.
Нет априорности, а есть только апостериорность.
Все истины научного познания имеют опытное происхождения.
Человек и его свобода
Природа, общество и человек существуют по своим объективным законам, которые и выясняет наука. Все происходящее в мире происходит по необходимости. Но не следует путать необходимость с фатальностью (неизбежностью).
Если мы познаем необходимость, то зная причины, мы сможем на них воздействовать и тем самым изменять ход событий (как развитие природы, так и человека) в нужном нам направлении.
А фатализм проистекает не из законов, а из неизвестности и тайн.
То, что мы не можем познать – нам не подвластно. Свобода есть познанная необходимость. (Этим утверждением Милль лишь присоединяется к Спинозе, Фихте, Гегелю).
Только свобода является предпосылкой всякого общественного и научного прогресса. Научное познание, исследование возможно только в условиях свободы, понимая свободную конкуренцию различных течений.
«Единственным предметом для нашей свободы должна быть свобода другого индивида».
Государство, ограничивающее свободу, в конечном счете, обречено на гибель, потому что оно уничтожает основу своего развития.
Наличие законов, порядков в мире свидетельствует и о наличии автора этого порядка, но этот автор, очевидно, не всемогущ и не всесилен, ибо рядом с порядком существует и хаос. Человек – это сотрудник бога в установлении мировой гармонии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи