ГИППОКРАТ
Древнегреческий врач Гиппократ стал первым учёным, который, отбросив суеверия и мистику, поставил медицину на научную основу. Его справедливо зовут «отцом медицины».
Остров Кос, что в Эгейском море, издревле славился своими врачами. Даже на современном гербе столицы этого острова, города Коса, изображён посох древнегреческого бога медицины Асклепия, обвитый змеёй. Искусство врачевания бережно передавалось из поколения в поколение, и здесь сложились славные династии врачей, одна из которых дала миру «отца медицины» Гиппократа.
Известно, что родился Гиппократ в 460 г. до н. э. Его предки, согласно легенде, занимались врачеванием на протяжении восемнадцати поколений. Мать Гиппократа была акушеркой, а отец — врачом. С детства отец стал обучать Гиппократа искусству врачевания, и к двадцати годам он уже заслужил славу превосходного врача. В те времена по традиции врачей обязательно посвящали в жрецы бога медицины Асклепия. Прошёл это посвящение и двадцатилетний Гиппократ.
Желая расширить и пополнить свои медицинские знания, Гиппократ выехал в Египет и прожил там несколько лет. Он ознакомился с состоянием медицины во многих странах: в Малой Азии, Ливии, даже у скифов. Позднее он говорил, что для того, чтобы вполне овладеть искусством (врачевания), недостаточно одной жизни (таков смысл его изречения «жизнь коротка, искусство вечно»).
Возвратившись на родной остров, Гиппократ основал здесь свою медицинскую школу.
Какие взгляды господствовали в медицине того времени? Считалось, что болезни вызываются сверхъестественными причинами. Поэтому таковы должны быть и методы лечения. Врачи широко пользовались для лечения заклинаниями, заговорами и молитвами. Больные часто просто приносили в храме Асклепия жертву, а затем пересказывали врачам-жрецам увиденный на следующую ночь сон. Лекарство прописывалось исходя из толкования сна.
Гиппократ стал настоящим реформатором древней медицины. Он первым подошёл к ней как к науке. У болезней, считал он, имеются естественные причины. Их можно узнать, изучив строение и жизнедеятельность человеческого организма. Гиппократ боролся против отвлечённых рассуждений в медицине, называя их «медицинской живописью». Свою науку он старался «спустить с небес на землю».
Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Надо точно установить частоту пульса пациента, температуру его тела, позу во время сна и т. д. Образ жизни больного, климат, питьевая вода, воздух, даже законы страны, где живёт человек, — всё может влиять на его здоровье. Так Гиппократ писал в сочинении «О воде, воздухе и местности». Поэтому древнегреческого врача считают также основателем медицинской географии.
Врач должен уметь определить состояние больного по одному лишь его внешнему виду. Гиппократ описал, например,
внешность больных с тяжёлыми заболеваниями брюшной полости: запавшие глаза и щёки, заострённый нос, слипшиеся губы, землистый цвет лица, покрытого каплями холодного пота. До сих пор такое описание называется « гиппократовой маской».
Всё же Гиппократ как человек своей эпохи и философ по натуре не мог полностью отказаться от философских исканий в своей науке, от той «медицинской живописи», против которой он же и возражал.
Пример этого — его учение о соках организма и типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть четыре жидких сока: кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь, слизь. Основное в типе телесного строения (конституции) человека, как считал Гиппократ, — то, какой сок преобладает в организме.
Всего таких типов строения — четыре. Если в организме человека преобладает слизь (по-гречески — «флегма»), его называют флегматиком. Это человек невозмутимый, медлительный, спокойный, почти не проявляющий своих чувств.
Если же в организме преобладает чёрная желчь («мелайна холе»), то такой человек — меланхолик. Он также скупо проявляет свои чувства, но впечатлителен, замкнут в своих переживаниях и часто испытывает подавленность и грусть.
Когда среди соков организма преобладает кровь («сангвис»), то речь идёт о сангвинике — человеке общительном, легко меняющем настроение, с выразительной мимикой и жестикуляцией.
Наконец, если преобладающий в организме сок — жёлтая желчь («холе»), то перед нами холерик — человек неуравновешенный, часто несдержанный и вспыльчивый, бурно выражающий свои чувства.
И сегодня мы говорим, что есть четыре основных типа темперамента человека — флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Темперамент по-латыни означает «правильное соотношение» (в данном случае — соков организма). Хотя с современной точки зрения объяснение особенностей темперамента человека соотношением соков в его теле выглядит весьма наивно.
В своих работах Гиппократ глубоко и детально рассмотрел самые различные области медицины. Правильному питанию посвящён труд Гиппократа «Диета в острых болезнях». Он был прекрасным хирургом, хорошо разбирался в анатомии. Знал и применял для лечения более двухсот лекарственных растений.
Гиппократ изучал эпидемии, часто выезжал в места массовых вспышек заболеваний и лечил больных. Так, он провёл несколько лет в Афинах во время сильной эпидемии (по-видимому, это была эпидемия чумы). Свой опыт в этой области он подытожил в труде «Эпидемии».
Выступал Гиппократ и в качестве психиатра. Известен такой случай. Жители города Абдеры обратились к нему с просьбой обследовать гражданина их города Демокрита. Их приводили в изумление его необычайные способности, которые они часто воспринимали как странности. Это был тот самый философ Демокрит, который первым пришёл к выводу, что всё на свете состоит из неделимых частиц — атомов. После тщательного обследования Гиппократ убедил жителей Абдеры в «нормальности» их величайшего соотечественника Демокрита. С этого момента, по-видимому, началось длительное знакомство двух великих людей своего времени.
В трудах Гиппократа встречаются яркие изречения о больных, болезнях, искусстве их лечения; некоторые из них стали крылатыми (например, его знаменитые слова о том, что «жизнь коротка, искусство вечно», уже упоминавшиеся нами).
Гиппократ сформулировал нравственный кодекс врача, моральные нормы его поведения. Первая заповедь врача, по Гиппократу, гласит: «Не навреди!»
С древних времён и по настоящее время каждый врач торжественно приносит медицинскую клятву, в которой обещает хранить врачебную тайну, при любых обстоятельствах не оставлять больного без медицинской помощи. Её приписывают Гиппократу и называют «клятвой Гиппократа».
Историки до сих пор не установили год смерти Гиппократа. По одним данным, он скончался в возрасте 63 лет, по другим — прожил 84 года.
Легенда гласит, что возле могилы Гиппократа поселились дикие пчёлы. Мёд, который они давали, обладал редкими целебными свойствами. Так даже после смерти великий врач продолжал исцелять людей.
ЛЕГЕНДА О ПРЕДКАХ ГИППОКРАТА
Древние греки считали, что род Гиппократа идёт от «великого и непорочного врача» Асклепия (Эскулапа — у римлян), а тот считался сыном самого' бога света Аполлона. По некоторым данным, Асклепий был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой. Согласно древнегреческой мифологии, медицине Асклепия обучил мудрый кентавр Хирон. Ученик даже превзошёл своего учителя.
Однажды Асклепия пригласил на остров Крит царь Минос, у которого только что умер сын. Во дворце на своём посохе Асклепий увидел змею и убил её. Но вскоре появилась ещё одна змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой для воскрешения умершего сына Миноса.
За это дерзкое нарушение установленных законов мироздания громовержец Зевс испепелил Асклепия молнией. Для древних греков и римлян Асклепий стал богом врачевания. Его изображали с посохом, обвитым одной или двумя змеями.
У Асклепия было много детей, в том числе Гигиея (ставшая для греков богиней здоровья; от её имени происходит слово «гигиена»), Махаон и Подалирий. Все они стали искусными целителями. Махаон и Подалирий проявили своё врачебное искусство на поле боя. Их имена упоминает Гомер в «Илиаде»: «стоит многих людей один врачеватель искусный», «вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством». В честь этих славных врачевателей позднее будут названы две красивейшие и редкие бабочки: махаон и подалирий.
От Подалирия вёл свой род Гиппократ. Таковы, согласно легенде, были его замечательные предки!
ТЕМПЕРАМЕНТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
В художественных произведениях для того, чтобы оттенить качества характера того или иного героя, авторы часто ставят рядом людей противоположных темпераментов. Так, невозмутимый англичанин Филеас Фогт из романа Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней» — яркий образец флегматика. А его слуга француз Жан Паспарту — типичный сангвиник.
Примерами холериков могут служить Дон Кихот Ламанчский из одноимённого романа Мигеля де Сервантеса и д'Артаньян из «Трёх мушкетёров» Александра Дюма-отца.
Наконец, меланхолики в литературе наиболее часто встречаются в сказках. Царевна Несмеяна из русских народных сказок, ослик Иа-Иа из книги Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все», Черепаха Квази из повести Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», Пьеро из «Приключений Буратино» — перечень этот можно продолжить.
Древнегреческий врач Гиппократ стал первым учёным, который, отбросив суеверия и мистику, поставил медицину на научную основу. Его справедливо зовут «отцом медицины».
Остров Кос, что в Эгейском море, издревле славился своими врачами. Даже на современном гербе столицы этого острова, города Коса, изображён посох древнегреческого бога медицины Асклепия, обвитый змеёй. Искусство врачевания бережно передавалось из поколения в поколение, и здесь сложились славные династии врачей, одна из которых дала миру «отца медицины» Гиппократа.
Известно, что родился Гиппократ в 460 г. до н. э. Его предки, согласно легенде, занимались врачеванием на протяжении восемнадцати поколений. Мать Гиппократа была акушеркой, а отец — врачом. С детства отец стал обучать Гиппократа искусству врачевания, и к двадцати годам он уже заслужил славу превосходного врача. В те времена по традиции врачей обязательно посвящали в жрецы бога медицины Асклепия. Прошёл это посвящение и двадцатилетний Гиппократ.
Желая расширить и пополнить свои медицинские знания, Гиппократ выехал в Египет и прожил там несколько лет. Он ознакомился с состоянием медицины во многих странах: в Малой Азии, Ливии, даже у скифов. Позднее он говорил, что для того, чтобы вполне овладеть искусством (врачевания), недостаточно одной жизни (таков смысл его изречения «жизнь коротка, искусство вечно»).
Возвратившись на родной остров, Гиппократ основал здесь свою медицинскую школу.
Какие взгляды господствовали в медицине того времени? Считалось, что болезни вызываются сверхъестественными причинами. Поэтому таковы должны быть и методы лечения. Врачи широко пользовались для лечения заклинаниями, заговорами и молитвами. Больные часто просто приносили в храме Асклепия жертву, а затем пересказывали врачам-жрецам увиденный на следующую ночь сон. Лекарство прописывалось исходя из толкования сна.
Гиппократ стал настоящим реформатором древней медицины. Он первым подошёл к ней как к науке. У болезней, считал он, имеются естественные причины. Их можно узнать, изучив строение и жизнедеятельность человеческого организма. Гиппократ боролся против отвлечённых рассуждений в медицине, называя их «медицинской живописью». Свою науку он старался «спустить с небес на землю».
Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Надо точно установить частоту пульса пациента, температуру его тела, позу во время сна и т. д. Образ жизни больного, климат, питьевая вода, воздух, даже законы страны, где живёт человек, — всё может влиять на его здоровье. Так Гиппократ писал в сочинении «О воде, воздухе и местности». Поэтому древнегреческого врача считают также основателем медицинской географии.
Врач должен уметь определить состояние больного по одному лишь его внешнему виду. Гиппократ описал, например,
Гиппократ. Скульптура III в. до н. э.
внешность больных с тяжёлыми заболеваниями брюшной полости: запавшие глаза и щёки, заострённый нос, слипшиеся губы, землистый цвет лица, покрытого каплями холодного пота. До сих пор такое описание называется « гиппократовой маской».
Всё же Гиппократ как человек своей эпохи и философ по натуре не мог полностью отказаться от философских исканий в своей науке, от той «медицинской живописи», против которой он же и возражал.
Пример этого — его учение о соках организма и типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть четыре жидких сока: кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь, слизь. Основное в типе телесного строения (конституции) человека, как считал Гиппократ, — то, какой сок преобладает в организме.
Всего таких типов строения — четыре. Если в организме человека преобладает слизь (по-гречески — «флегма»), его называют флегматиком. Это человек невозмутимый, медлительный, спокойный, почти не проявляющий своих чувств.
Если же в организме преобладает чёрная желчь («мелайна холе»), то такой человек — меланхолик. Он также скупо проявляет свои чувства, но впечатлителен, замкнут в своих переживаниях и часто испытывает подавленность и грусть.
Когда среди соков организма преобладает кровь («сангвис»), то речь идёт о сангвинике — человеке общительном, легко меняющем настроение, с выразительной мимикой и жестикуляцией.
Наконец, если преобладающий в организме сок — жёлтая желчь («холе»), то перед нами холерик — человек неуравновешенный, часто несдержанный и вспыльчивый, бурно выражающий свои чувства.
И сегодня мы говорим, что есть четыре основных типа темперамента человека — флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Темперамент по-латыни означает «правильное соотношение» (в данном случае — соков организма). Хотя с современной точки зрения объяснение особенностей темперамента человека соотношением соков в его теле выглядит весьма наивно.
В своих работах Гиппократ глубоко и детально рассмотрел самые различные области медицины. Правильному питанию посвящён труд Гиппократа «Диета в острых болезнях». Он был прекрасным хирургом, хорошо разбирался в анатомии. Знал и применял для лечения более двухсот лекарственных растений.
Гиппократ изучал эпидемии, часто выезжал в места массовых вспышек заболеваний и лечил больных. Так, он провёл несколько лет в Афинах во время сильной эпидемии (по-видимому, это была эпидемия чумы). Свой опыт в этой области он подытожил в труде «Эпидемии».
Выступал Гиппократ и в качестве психиатра. Известен такой случай. Жители города Абдеры обратились к нему с просьбой обследовать гражданина их города Демокрита. Их приводили в изумление его необычайные способности, которые они часто воспринимали как странности. Это был тот самый философ Демокрит, который первым пришёл к выводу, что всё на свете состоит из неделимых частиц — атомов. После тщательного обследования Гиппократ убедил жителей Абдеры в «нормальности» их величайшего соотечественника Демокрита. С этого момента, по-видимому, началось длительное знакомство двух великих людей своего времени.
В трудах Гиппократа встречаются яркие изречения о больных, болезнях, искусстве их лечения; некоторые из них стали крылатыми (например, его знаменитые слова о том, что «жизнь коротка, искусство вечно», уже упоминавшиеся нами).
Гиппократ сформулировал нравственный кодекс врача, моральные нормы его поведения. Первая заповедь врача, по Гиппократу, гласит: «Не навреди!»
С древних времён и по настоящее время каждый врач торжественно приносит медицинскую клятву, в которой обещает хранить врачебную тайну, при любых обстоятельствах не оставлять больного без медицинской помощи. Её приписывают Гиппократу и называют «клятвой Гиппократа».
Историки до сих пор не установили год смерти Гиппократа. По одним данным, он скончался в возрасте 63 лет, по другим — прожил 84 года.
Легенда гласит, что возле могилы Гиппократа поселились дикие пчёлы. Мёд, который они давали, обладал редкими целебными свойствами. Так даже после смерти великий врач продолжал исцелять людей.
ЛЕГЕНДА О ПРЕДКАХ ГИППОКРАТА
Древние греки считали, что род Гиппократа идёт от «великого и непорочного врача» Асклепия (Эскулапа — у римлян), а тот считался сыном самого' бога света Аполлона. По некоторым данным, Асклепий был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой. Согласно древнегреческой мифологии, медицине Асклепия обучил мудрый кентавр Хирон. Ученик даже превзошёл своего учителя.
Однажды Асклепия пригласил на остров Крит царь Минос, у которого только что умер сын. Во дворце на своём посохе Асклепий увидел змею и убил её. Но вскоре появилась ещё одна змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой для воскрешения умершего сына Миноса.
За это дерзкое нарушение установленных законов мироздания громовержец Зевс испепелил Асклепия молнией. Для древних греков и римлян Асклепий стал богом врачевания. Его изображали с посохом, обвитым одной или двумя змеями.
У Асклепия было много детей, в том числе Гигиея (ставшая для греков богиней здоровья; от её имени происходит слово «гигиена»), Махаон и Подалирий. Все они стали искусными целителями. Махаон и Подалирий проявили своё врачебное искусство на поле боя. Их имена упоминает Гомер в «Илиаде»: «стоит многих людей один врачеватель искусный», «вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством». В честь этих славных врачевателей позднее будут названы две красивейшие и редкие бабочки: махаон и подалирий.
От Подалирия вёл свой род Гиппократ. Таковы, согласно легенде, были его замечательные предки!
ТЕМПЕРАМЕНТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
В художественных произведениях для того, чтобы оттенить качества характера того или иного героя, авторы часто ставят рядом людей противоположных темпераментов. Так, невозмутимый англичанин Филеас Фогт из романа Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней» — яркий образец флегматика. А его слуга француз Жан Паспарту — типичный сангвиник.
Примерами холериков могут служить Дон Кихот Ламанчский из одноимённого романа Мигеля де Сервантеса и д'Артаньян из «Трёх мушкетёров» Александра Дюма-отца.
Наконец, меланхолики в литературе наиболее часто встречаются в сказках. Царевна Несмеяна из русских народных сказок, ослик Иа-Иа из книги Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все», Черепаха Квази из повести Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», Пьеро из «Приключений Буратино» — перечень этот можно продолжить.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи