Народное декоративно-прикладное искусство

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Это искусство возникло в глубокой древности. Люди строили себе дома, выдалбливали из стволов деревьев лодки, вытачивали на токарном станке посуду. Из дерева вырезались ковши, солонки и ложки, мастерилась прялка. Из кости мамонта и моржа изготовлялись шкатулки и ларцы, вырезались гребни. На гончарном круге мастер вытягивал из глины крынку для молока и пузатенький горшок, в котором удобно было варить кашу, а из остатков глины лепил для детей игрушку: забавных барашков, коней, птиц, лесных зверей. В деревенских кузницах ковались не только подковы для лошадей и гвозди, но и похожие на тонкие стебли растений светцы для лучины и узорные петли для ставен и дверей — жуковины. Из бересты изготовлялись туеса и плелись корзины, с которыми привычно было ходить в лес за ягодами и грибами. Звонкие коклюшки выплетали узоры кружев из льняных ниток, а на ткацких станках мастерицы ткали полотно для одежды.
Все, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни. И дом, и лодка, и керамическая посуда, и кова- ный светец, и костяной гребень, и игрушка для забавы ребенка. Но оказывается, наряду с практической необходимостью всех этих предметов людям в такой же мере необходима была их красота.
Нужен был не только крепкий дом, красивым должно быть его резное убранство: бревна-охлупени в виде коня или птицы, венчающие крышу дома, карнизы и наличники с изображениями на них русалок — берегинь, львов и других зверей. Деревянные чаши, ковши, солонки, прялки, вальки, ложки, коромысла, лубяные и берестяные короба украшались резьбой и росписью. Очень ценились резные изделия по кости. Тонкий, сквозной ажур резьбы по кости и словно сотканный из снежинок узор кружев делали особенно красивыми и шкатулку, и гребень, и ожерелья, и брас- леты, и кольца, и головной платок.
Нам все это порой кажется загадочным и таинственным, но народные мастера воспроизводили картину окружающего мира такой, какой она им представлялась. Свои образы они черпали из древних сказаний, преданий, верований, а красоту и жизнера- достность творимого ими — от родной природы.
Ныне дело древних умельцев про- должают мастера и художники золотой Хохломы, Городца, лаковой миниатюры Палеха (Ярославская область), Мстёры, Федоскино, керамики Гжели, ювелирного искусства аула Кубачи (Северный Кавказ), коврового и керамического художественного ремесла Средней Азии и Закавказья. Дымковская игрушка. Её издавна делали в слободе Дымково в городе Вятке. Это всемирно известные центры народного искусства.
Некоторые мастера изготовляют предметы непосредственно для себя, в небольшом количестве на местный рынок: изделия из бересты, корней сосны, лозы, тканые половики, коврики, лоскутные покрывала, связанные из шерсти носки, варежки, войлочные ковры и другие предметы ручного ремесла. Матрешки — один из народных промыслов — славятся во всем мире.
Почему у искусства изготовления изделий из разных природных мате- риалов: глины, дерева, кости, металла, тканей, кружева и других — два определения: декоративно-прикладное? Третье определение — народное — понятно: создателем его является народ. А два других? Правильнее было бы первым поставить прикладное, а вторым — декоративное. Прикладное — искусство, которое имеет самое прямое отношение к жизни, возникшее в ней, иными словами — приложенное к ней, прикладываемое. Декоративность — понятие эстетическое, раскрывающее красоту образов, цветовые, орнаментальные, пластические достоинства произведений народного искусства.
В наши дни практическое назначение предметов народного искусства (прикладное) все больше отходит на второй план, а на первый выступает их декоративность.
Прочитайте книги: Осетров Е. И. Краса ненаглядная: Рассказы о русских народных художе- ственных промыслах. М.: Малыш, 1985.
Рогов А. П. Старинная потеха. М.: Малыш, 1988.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.