Кремль

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем в то время густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 год. Эту дату и принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего триста шагов.
В 13-м в. Москва стала центром одного из русских княжеств. В 14-м в. великий московский князь Иван Калита спешит укрепить Москву. Строятся новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Отесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см.
Эта крепость прослужила более 25 лет. В 1365 г. в один из засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (впоследствии Дмитрий Донской). Он возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2—3 м. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал его осаду.
Более ста лет служили надежной защитой Москве и Руси белокаменные стены и башни Кремля. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и не однажды разрушались от пожаров. К середине 15-го в. стены сильно обветшали, в некоторых местах были заделаны бревнами и уже не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже 15-го и 16-го вв., и был возведен тот Кремль, который мы знаем и любим.
В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала Соборная площадь. В августе 1479 г. на кремлевском холме засиял массивный, изящный и стройный Успенский собор. Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашались самые важные сообщения. Его украшают фрески выдающегося русского художника Дионисия, древние иконы 11— 13-го вв. Замечательный живописец Андрей Рублев создал неповторимые иконы для Благовещенского собора. Сооружение это куда меньше пятиглавого соседа — Успенского собора, но зато благодаря трехглавию стройное, легкое, почти воздушное. Здесь, в Кремле, создавался новый стиль зодчества, который постепенно стал общерусским.
Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Ее возвели к 1491 г. итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин, перед этим возводившие крепостные стены. Палата вместительна — ее пространство почти 500 м, стены украшены фресками.
В первом десятилетии 16-го в. другой итальянский зодчий — Алевиз Фрязин Новый построил Архангельский собор, ставший некрополем — усыпальницей московских великих князей и царей.
Гордость площади трех соборов — колокольня «Иван Великий» высотой около 80 м. На ее башне находилось 34 колокола общим весом свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва.
Одновременно возводились стены, ворота, башни Кремля, которые в 17-м в. увенчались стройными шатрами. Был построен чудесный Теремной дворец — жилые палаты царской семьи. В 18-м в. на территории Кремля появилось строгое и прекрасное здание архитектора Казакова (ныне в нем работают высшие руководители нашей страны) и Арсенал. В следующем веке к ним прибавились Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата — один из старейших музеев нашей страны. Самый молодой в семье построек древнего Кремля — Дворец съездов, он воздвигнут три десятилетия назад.
Среди музейных ценностей Кремля выделяется гигант артиллерийского производства 16-го в. — Царь-пушка. Она отлита талантливым русским мас- тером Андреем Чеховым. Пушке не пришлось участвовать в боевых дей- ствиях, однако ее отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоратив- ных целях. Вес Царь-пушки около 40 т, длина почти 5,5 м, а диаметр дула, то есть калибр, составляет чуть ли не метр... Она предназначалась для стрельбы каменной картечью.
Не менее, чем Царь-пушка, известен и Царь-колокол. Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733— 1735 гг. Вес колокола 200 т.
И Царь-пушка и Царь-колокол напоминают нам о старинных умельцах, чьи золотые руки вызывают восхищение.
Краснокирпичный Кремль, воздвигнутый в Москве во времена великого князя Ивана III, за свою долгую историю не раз обновлялся. Реставрировали его и в наши дни, отчего этот величайший и неповторимый памятник русской национальной архитектуры стал еще величественнее и краше. Полюбоваться им ежедневно приходят тысячи экскурсантов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.