Разнообразна и своенравна природа Мексики и Центральной Америки. Советский историк В.М. Полевой писал о ней: «Полные удушающих испарений джунгли, выжженные солнцем каменистые нагорья, где днем палит зной, а ночью замерзает вода… Грозные вулканы, частые разрушительные землетрясения, хищные звери и ядовитые змеи — такова была среда, в которой вынуждены были жить индейцы».
Кроме того, им приходилось постоянно бороться с последствиями засух, наводнений, вулканических извержений и губительных эпидемий. Это, конечно же, нашло свое отражение в их мифах и преданиях. К сожалению, до нашего времени их дошло очень мало.
Один из мифов горных майя повествует о том, что творцами мира были богиня Тепев и боги Кукумац и Хуракан. Они создали землю, горы, долины, растения и животных. Потом они попытались изготовить человека из глины, но их творение расплывалось, совсем не могло двигаться, и рассерженные боги уничтожили его.
После глиняных боги сделали людей из дерева, но они оказались непочтительными и непослушными. Тогда разгневанные боги вызвали потоп, в результате которого погибло почти все человечество, а уцелевшие люди превратились в маленьких обезьян. Только постепенно они обрели рассудок и речь.
Мексиканские мифы рассказывают, что после потопа сохранились только один мужчина по имени Кокс-Кокс (другие называют его Теоципактли), и одна женщина по имени Ксочикетцал. Они спаслись в челноке и впоследствии высадились на горе Колгуакаи, где у них родилось очень много детей. Все дети были немыми от рождения, но прилетел голубь с высокого дерева и наделил их языками, столь различными, что они совсем не могли понимать друг друга.
Легенды индейцев о потопах (землетрясениях и т.д.) — это своего рода историческая память о реальных стихийных бедствиях, постигших в разное время отдельные племена и целые народы доколумбовой Америки.
В последние десятилетия археологические раскопки в Сальвадоре велись в долине реки Рио-Пас. Здесь находится Чальчуапа — один из древнейших (и крупнейших!) памятников истории древних майя. В древности Чальчуапа была большим и процветающим поселением горных племен майя, их политическим, ритуальным и ремесленно-торговым центром. Однако сейчас на этой территории остались лишь кучи хозяйственного мусора, огромное скопление оплывших холмов из земли и глины да обломки причудливых каменных скульптур.
Раскопки вскрыли в центре Чальчуапы остатки величественных каменных храмов, которые стояли на плоских вершинах ступенчатых пирамид. У их подножий найдены ряды стел и алтарей с рельефными изображениями и иероглифами. Большая территория, довольно значительное число жителей, монументальная каменная архитектура зданий, развитое искусство, письменность и календарь — все приближало Чальчуапу к статусу подлинного города. И было это в конце первого тысячелетия до н.э., задолго до появления городов майя в других районах.
Горные племена майя, казалось, вот-вот должны были вступить в эру государственности и цивилизации. Но на юго-восток страны вдруг обрушилось ужасное стихийное бедствие — извержение вулкана.
Чальчуапа погибла внезапно. Мощные слои белого вулканического пепла, словно саваном, окутали дома и святилища. Многие пирамиды и храмы так и остались недостроенными. Жители спешно оставляли свои дома, спасаясь от разбушевавшейся стихии. Последствия этой страшной катастрофы давали о себе знать в течение очень долгого времени, жизнь в Чальчуапе возобновилась лишь через несколько столетий.
Геологи ФРГ и США установили, что трагедию в Чальчуапу принес вулкан Илопанго, расположенный в 75 километрах к востоку от города. Извержение его протекало в три этапа. Сначала из туч выпадали довольно крупные частицы пемзы. Они покрыли все пространство тонким слоем (до двух сантиметров) в радиусе пятидесяти километров, а у подножия самого вулкана высота слоя достигала сорока сантиметров.
Затем начал интенсивно падать пепел, а мощные потоки раскаленных газов, пепла и пемзы катились по склонам гор. Они сжигали на своем пути посевы, погребали леса и целые селения. Даже и сейчас на площади радиусом до 77 километров виден слой пепла толщиной до двадцати сантиметров.
Довершили опустошение территории, прилегающей к вулкану, новые выбросы газов и пепла. Толщина отложений белого пепла в среднем достигала полутора метров, а вблизи вулкана от девяти до пятидесяти метров!
За один день край с буйной тропической растительностью превратился в белую пустыню. Однако жителей Чальчуапы не постигла участь Помпей. Многие из них, вероятно, спаслись, но около тридцати тысяч человек в одно мгновение потеряли все средства к существованию. Как мог после такой ужасной катастрофы земледелец-майя возделывать поля, если кругом лежал слой пепла толщиной в двадцать сантиметров? А что у него были за орудия труда — каменные топоры и палка с заостренным концом?
Чтобы избежать неминуемой голодной смерти, майя просто вынуждены были покинуть свои родные места и искать спасения в соседних областях — не пострадавших. Часть горных майя переселилась на север, и именно с этих времен в низменной лесной зоне (например, в Гватемале) внезапно произошли удивительные изменения. Ученые предполагают, что именно это переселение стало причиной, ускорившей формирование классической цивилизации майя.
Но постепенно жизнь возвращалась и в опустошенные извержением Илопанго земли. Дожди размыли и переотложили белый пепел, постепенно восстановилось и плодородие почвы. Через вулканический пепел из земли пробивалась первая робкая растительность — мхи, травы, кустарники и низкорослые деревья.
Но люди здесь поселились только к пятому веку нашей эры. Это были группы майя-чорти. Они обосновались сначала в Серене — долине Сапотитан (западный Сальвадор), неподалеку от Чальчуапы, и стали выращивать на своих полях главным образом маис и бобы. Но Серен как раз и постигла участь Помпей.
Археологи пока раскопали только один большой многокомнатный дом и «рабочую платформу», расположенную неподалеку от него. Обе постройки были сложены из дерева и обожженной глины. Столбы-опоры несли на себе высокую крышу из пальмовых листьев. В доме найдено много глиняных сосудов, в одном даже уцелели фасолевые бобы.
На «рабочей платформе» нашли различные каменные орудия со следами обработки. Ученые предполагают, что это могла быть мастерская по изготовлению инструментов и оружия.
Рядом с домом исследователи обнаружили небольшое поле, возделанное и засеянное маисом еще в древности. На удивление, оно прекрасно сохранилось. Маис был посажен параллельными грядками на расстоянии в 50 сантиметров друг от друга. Ростки достигли уже высоты пяти–десяти сантиметров.
В VI веке нашей эры произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Судя по величине маисовых ростков, ученые предположили, что землетрясение произошло либо в мае, либо в начале июня. Пострадала относительно небольшая территория в несколько квадратных километров. Однако поселок Серен находился как раз на пути смертоносного газово-пепельного потока и был им мгновенно уничтожен. Скорее всего не удалось спастись ни одному жителю. Катастрофа застала людей врасплох. Они были как бы заблокированы в своих жилищах массами пепла и грязи и задохнулись от раскаленных газов.
Те самые силы природы, которые уничтожили поселок, до наших дней сохранили этот поистине уникальный (в археологическом отношении) объект. В одной из комнат раскопанного дома в беспорядке лежала груда человеческих скелетов — мужчин, женщин и детей. Люди жили в этом большом доме, когда их настигла плотная стена вулканического пепла. Она накрыла и «законсервировала» и эти скорбные останки, и полусгоревшее строение, и маисовое поле.
Кроме того, им приходилось постоянно бороться с последствиями засух, наводнений, вулканических извержений и губительных эпидемий. Это, конечно же, нашло свое отражение в их мифах и преданиях. К сожалению, до нашего времени их дошло очень мало.
Один из мифов горных майя повествует о том, что творцами мира были богиня Тепев и боги Кукумац и Хуракан. Они создали землю, горы, долины, растения и животных. Потом они попытались изготовить человека из глины, но их творение расплывалось, совсем не могло двигаться, и рассерженные боги уничтожили его.
После глиняных боги сделали людей из дерева, но они оказались непочтительными и непослушными. Тогда разгневанные боги вызвали потоп, в результате которого погибло почти все человечество, а уцелевшие люди превратились в маленьких обезьян. Только постепенно они обрели рассудок и речь.
Мексиканские мифы рассказывают, что после потопа сохранились только один мужчина по имени Кокс-Кокс (другие называют его Теоципактли), и одна женщина по имени Ксочикетцал. Они спаслись в челноке и впоследствии высадились на горе Колгуакаи, где у них родилось очень много детей. Все дети были немыми от рождения, но прилетел голубь с высокого дерева и наделил их языками, столь различными, что они совсем не могли понимать друг друга.
Легенды индейцев о потопах (землетрясениях и т.д.) — это своего рода историческая память о реальных стихийных бедствиях, постигших в разное время отдельные племена и целые народы доколумбовой Америки.
В последние десятилетия археологические раскопки в Сальвадоре велись в долине реки Рио-Пас. Здесь находится Чальчуапа — один из древнейших (и крупнейших!) памятников истории древних майя. В древности Чальчуапа была большим и процветающим поселением горных племен майя, их политическим, ритуальным и ремесленно-торговым центром. Однако сейчас на этой территории остались лишь кучи хозяйственного мусора, огромное скопление оплывших холмов из земли и глины да обломки причудливых каменных скульптур.
Раскопки вскрыли в центре Чальчуапы остатки величественных каменных храмов, которые стояли на плоских вершинах ступенчатых пирамид. У их подножий найдены ряды стел и алтарей с рельефными изображениями и иероглифами. Большая территория, довольно значительное число жителей, монументальная каменная архитектура зданий, развитое искусство, письменность и календарь — все приближало Чальчуапу к статусу подлинного города. И было это в конце первого тысячелетия до н.э., задолго до появления городов майя в других районах.
Горные племена майя, казалось, вот-вот должны были вступить в эру государственности и цивилизации. Но на юго-восток страны вдруг обрушилось ужасное стихийное бедствие — извержение вулкана.
Чальчуапа погибла внезапно. Мощные слои белого вулканического пепла, словно саваном, окутали дома и святилища. Многие пирамиды и храмы так и остались недостроенными. Жители спешно оставляли свои дома, спасаясь от разбушевавшейся стихии. Последствия этой страшной катастрофы давали о себе знать в течение очень долгого времени, жизнь в Чальчуапе возобновилась лишь через несколько столетий.
Геологи ФРГ и США установили, что трагедию в Чальчуапу принес вулкан Илопанго, расположенный в 75 километрах к востоку от города. Извержение его протекало в три этапа. Сначала из туч выпадали довольно крупные частицы пемзы. Они покрыли все пространство тонким слоем (до двух сантиметров) в радиусе пятидесяти километров, а у подножия самого вулкана высота слоя достигала сорока сантиметров.
Затем начал интенсивно падать пепел, а мощные потоки раскаленных газов, пепла и пемзы катились по склонам гор. Они сжигали на своем пути посевы, погребали леса и целые селения. Даже и сейчас на площади радиусом до 77 километров виден слой пепла толщиной до двадцати сантиметров.
Довершили опустошение территории, прилегающей к вулкану, новые выбросы газов и пепла. Толщина отложений белого пепла в среднем достигала полутора метров, а вблизи вулкана от девяти до пятидесяти метров!
За один день край с буйной тропической растительностью превратился в белую пустыню. Однако жителей Чальчуапы не постигла участь Помпей. Многие из них, вероятно, спаслись, но около тридцати тысяч человек в одно мгновение потеряли все средства к существованию. Как мог после такой ужасной катастрофы земледелец-майя возделывать поля, если кругом лежал слой пепла толщиной в двадцать сантиметров? А что у него были за орудия труда — каменные топоры и палка с заостренным концом?
Чтобы избежать неминуемой голодной смерти, майя просто вынуждены были покинуть свои родные места и искать спасения в соседних областях — не пострадавших. Часть горных майя переселилась на север, и именно с этих времен в низменной лесной зоне (например, в Гватемале) внезапно произошли удивительные изменения. Ученые предполагают, что именно это переселение стало причиной, ускорившей формирование классической цивилизации майя.
Но постепенно жизнь возвращалась и в опустошенные извержением Илопанго земли. Дожди размыли и переотложили белый пепел, постепенно восстановилось и плодородие почвы. Через вулканический пепел из земли пробивалась первая робкая растительность — мхи, травы, кустарники и низкорослые деревья.
Но люди здесь поселились только к пятому веку нашей эры. Это были группы майя-чорти. Они обосновались сначала в Серене — долине Сапотитан (западный Сальвадор), неподалеку от Чальчуапы, и стали выращивать на своих полях главным образом маис и бобы. Но Серен как раз и постигла участь Помпей.
Археологи пока раскопали только один большой многокомнатный дом и «рабочую платформу», расположенную неподалеку от него. Обе постройки были сложены из дерева и обожженной глины. Столбы-опоры несли на себе высокую крышу из пальмовых листьев. В доме найдено много глиняных сосудов, в одном даже уцелели фасолевые бобы.
На «рабочей платформе» нашли различные каменные орудия со следами обработки. Ученые предполагают, что это могла быть мастерская по изготовлению инструментов и оружия.
Рядом с домом исследователи обнаружили небольшое поле, возделанное и засеянное маисом еще в древности. На удивление, оно прекрасно сохранилось. Маис был посажен параллельными грядками на расстоянии в 50 сантиметров друг от друга. Ростки достигли уже высоты пяти–десяти сантиметров.
В VI веке нашей эры произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Судя по величине маисовых ростков, ученые предположили, что землетрясение произошло либо в мае, либо в начале июня. Пострадала относительно небольшая территория в несколько квадратных километров. Однако поселок Серен находился как раз на пути смертоносного газово-пепельного потока и был им мгновенно уничтожен. Скорее всего не удалось спастись ни одному жителю. Катастрофа застала людей врасплох. Они были как бы заблокированы в своих жилищах массами пепла и грязи и задохнулись от раскаленных газов.
Те самые силы природы, которые уничтожили поселок, до наших дней сохранили этот поистине уникальный (в археологическом отношении) объект. В одной из комнат раскопанного дома в беспорядке лежала груда человеческих скелетов — мужчин, женщин и детей. Люди жили в этом большом доме, когда их настигла плотная стена вулканического пепла. Она накрыла и «законсервировала» и эти скорбные останки, и полусгоревшее строение, и маисовое поле.
Источник: М., «Вече»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи