26 января 1972 года информационные агентства передали сообщение о взрыве югославского пассажирского самолёта Douglas DC-9, следовавшего рейсом из Копенгагена в Загреб. Это произошло над чешским городом Сербска-Каменице на высоте 10 километров 160 метров. Причиной трагедии стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами. Шансы выжить в подобных катастрофах ничтожно малы, и обычно сообщения о них заканчиваются одинаковой фразой: «Все находившиеся на борту погибли». Но в этот раз мир облетела сенсация — двадцатидвухлетняя стюардесса Весна Вулович, упав с огромной высоты, осталась жива. Относительно «мягкую» посадку ей «обеспечили» заснеженные кроны деревьев, которые смягчили удар. Правда, в себя девушка пришла лишь через месяц.
Стюардессой Весна Вулович стала случайно. Окончив среднюю школу, она поступила в университет. Как многие молодые люди того поколения, девушка была зачарована песнями «Битлз» и, чтобы понимать своих кумиров, пошла учиться на английское отделение. После первого курса Весна отправилась на стажировку в Англию. А после возвращения произошла встреча, круто изменившая её жизнь. Один из школьных товарищей Весны, ставший к тому времени пилотом, летал на самолётах югославской компании JAT. Он-то и посоветовал девушке освоить специальность стюардессы международных авиалиний, чтобы раз в месяц можно было наведываться в столь любимый ею Лондон. Да и в финансовом отношении эта работа была неплохим подспорьем для студентки. И в 1971 году Весна впервые поднялась в небо…
25 января 1972 года экипаж, в котором стажировалась Вулович, прибыл в Копенгаген, где должен был сменить пилотов, пригнавших самолёт из Стокгольма. Как впоследствии вспоминала Весна, у неё сложилось впечатление, что её более опытные коллеги как будто что-то предчувствовали — они много говорили о своих семьях, покупали сувениры. Незадолго до взлёта девушка обратила внимание на одного из рабочих, который загружал багаж в самолёт. Внешне он был похож на выходца с Балканского полуострова, а его поведение резко контрастировало с работой других грузчиков — он суетился, громко говорил. Вулович считает, что именно он и подложил в самолёт бомбу. Но эта мысль пришла гораздо позже — когда она очнулась в больнице.
Весне повезло не только в том, что самолёт упал на заснеженные деревья, но и в том, что первым на месте аварии оказался один из местных жителей, в годы Второй мировой войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь. Он-то и обнаружил едва дышащую стюардессу среди мёртвых тел пассажиров и помог ей. Вероятно, это и спасло девушке жизнь. Но врачи ещё долго не верили, что она выживет. Даже когда Весна пришла в себя, они сомневались в этом. Но шли дни, и молодой организм всё уверенней и уверенней справлялся с полученными травмами.
Спустя два месяца после аварии Вулович на самолёте отправили из Праги в Белград. Были опасения, что полёт может негативно отразиться на психическом состоянии девушки — всё-таки падение с такой высоты не могло пройти бесследно. К счастью, всё обошлось благополучно — Весна ничего не помнила из событий того страшного дня и поэтому никак не отреагировала на новый полёт. Не боялась она летать и впоследствии. А в белградской больнице у входа в её палату постоянно дежурил полицейский — власти опасались, что хорватские террористы попытаются расправиться с опасной свидетельницей: Вулович была единственной, кто видел предполагаемого преступника, и дала его описание. Кстати, так и неизвестно, удалось его арестовать или нет — чудесное спасение затмило собой все остальные подробности той катастрофы. Этот случай даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый высотный прыжок без парашюта.
Любопытная деталь. Когда Весна приехала в Лондон на церемонию вручения сертификата о занесении в Книгу рекордов, одновременно с ней аналогичный документ получал Пол Маккартни, кумир её юности.
В сентябре 1972 года Вулович выписали из больницы. Летать ей запретили, но она продолжала работать в авиакомпании JAT — занималась оформлением грузовых контрактов. Своё рабочее место Весна покинула спустя восемнадцать лет из-за несогласия с политикой тогдашнего югославского лидера Слободана Милошевича.
В 1977 году Весна Вулович вышла замуж и пятнадцать лет счастливо прожила в браке. Потом, как говорит она сама, также «счастливо» развелась. Вот только детьми Весна так и не смогла обзавестись.
Весна Вулович далеко не единственная из тех, кто выжил после падения с большой высоты. В общей сложности таких людей во всём мире насчитывается несколько десятков, не считая тех, кто выжил в катастрофах при взлёте и посадке самолётов. Вот краткий перечень наиболее известных фактов, большая часть которых приходится на период Второй мировой войны.
В 1942 году в воздушном бою был сбит советский бомбардировщик Ил-4. Штурман экипажа Иван Чисов покинул самолёт на высоте более 7 тысяч метров. Парашют раскрылся так, как ему и положено, но оказался на пути горящей машины… Дальше Чисов падал уже без парашюта. Спас его толстый снежный покров и откос глубокого оврага, куда счастливчик и соскользнул под острым углом.
В мае 1943 года над Голландией был сбит британский бомбардировщик «Вентура». Самолёт развалился на части, и его обломки устремились вниз. Хвостовая часть машины, где находился стрелок Уильям Станнард, была повреждена незначительно, очень удачно попала в воздушный поток и совершила почти «мягкую» посадку. Лётчик отделался ушибами.
В ноябре того же года во время налёта на Бремен огнём немецкой зенитной артиллерии был подбит американский бомбардировщик B-17. Парашют одного из членов экипажа — Юджина Морана — был повреждён, и он не мог им воспользоваться, поэтому падал вниз вместе с машиной. Деревья смягчили удар. Морана взяли в плен; четыре месяца он провалялся в немецких госпиталях, но выжил.
В марте 1944 года во время налёта на Германию был сбит самолёт англичанина Николаса Элкимейда. Парашют лётчика не раскрылся. Удар о землю после падения с высоты более 5 километров смягчили ель и снежный сугроб толщиной около полуметра. Удивительно, но обошлось без единого перелома, хотя скорость свободного падения составляла не менее 150 километров в час. Этот случай получил широкую огласку; в военной прессе Элкимейда иначе как «выжившим кандидатом в покойники» не называли.
В апреле 1944 года во время очередного налёта истребитель немецких люфтваффе уничтожил американский бомбардировщик B-24. Три пилота, находившиеся на борту, не смогли воспользоваться парашютами и вместе с обломками машины упали с высоты более 5 километров. Два лётчика погибли, а вот Мерл Хасенфратц остался жив, отделавшись переломами ног и выбитым глазом.
Тогда же над Австрией был сбит американский бомбардировщик B-24. Повреждённый самолёт вошёл в штопор, что не позволило двум пилотам, Джеральду Дувалу и Джону Веллсу, покинуть падающую машину. Бомбардировщик рухнул на землю с высоты более 7 километров и полностью развалился. Однако оба лётчика остались живы, хотя и получили тяжёлые ранения.
Не так благополучно завершилось падение с высоты более 8 километров для пилота американского бомбардировщика B-17 Федерико Гонзалеса, сбитого в январе 1945 года над Дюссельдорфом. Получив ранения, он не смог покинуть горящую машину и вместе с ней упал на землю. Гонзалес остался жив, но через несколько дней скончался в госпитале.
В феврале 1945 года над Австрией столкнулись два американских бомбардировщика B-17. Стрелок одной из машин Эрвин Косиенсарек оказался заблокированным в хвостовой части, не смог покинуть самолёт и упал вместе с ним с высоты более 8 километров. Больше всех были поражены немецкие солдаты, когда Косиенсарек выбрался из-под обломков целым и невредимым. Конечно, его тут же взяли в плен.
Ещё два американских бомбардировщика B-17 столкнулись в том же месяце над Бельгией. Один из пилотов — Джо Джонс — упал на землю с высоты около 4 километров. Он получил серьёзные ранения, попал в полевой госпиталь, где и пришёл в себя через несколько дней. Он выжил.
Очередной американский бомбардировщик B-17 был сбит весной 1945 года во время налёта на Кобленц. Стрелок Эдмунд Шиббл не смог покинуть машину и упал на землю с высоты 7 километров. Авария закончилась для него переломом позвоночника. Он выжил, хотя и остался прикованным к постели.
Теперь — о катастрофах мирного времени.
8 августа 1981 года на Дальнем Востоке произошло столкновение пассажирского самолёта Ан-24 и бомбардировщика Ту-16. Выжила лишь одна — Лариса Савицкая, возвращавшаяся в тот злополучный день вместе со своим мужем из свадебного путешествия. Её нашли через три дня в глухой тайге с серьёзными травмами. Лариса долго лечилась, но боль преследовала её долгие годы, причём не столько физическая, сколько душевная.
Выжил при падении с высоты почти 9 километров и всемирно известный британский воздухоплаватель Стив Фоссет. Воздушный шар, на котором путешественник пролетал над Коралловым морем, неожиданно потерял герметичность, сдулся и стал падать вниз. Скорость, с которой он ударился о водную гладь, превышала 70 километров в час. Но Фоссет отделался только лёгким испугом. Спустя некоторое время он стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.
31 октября 2002 года остался жив после падения с высоты 1 километр земляк Вулович — сорокалетний парашютист Драган Курчич. Он отделался лёгкими резными ранами, синяками и парой ушибов. Это был рядовой прыжок для Курчича. Однако основной парашют не раскрылся. Попытка открыть запасной также не удалась. Парашюты раскрылись одновременно чуть позже, их стропы перепутались. Спасло Курчича то, что он упал на крышу одного из строений и проломил её; это смягчило падение. Примечательно, что инцидент не испугал Курчича, и спустя всего 1 час после падения он вновь поднялся в небо и прыгнул с парашютом. На этот раз всё прошло благополучно.
Стюардессой Весна Вулович стала случайно. Окончив среднюю школу, она поступила в университет. Как многие молодые люди того поколения, девушка была зачарована песнями «Битлз» и, чтобы понимать своих кумиров, пошла учиться на английское отделение. После первого курса Весна отправилась на стажировку в Англию. А после возвращения произошла встреча, круто изменившая её жизнь. Один из школьных товарищей Весны, ставший к тому времени пилотом, летал на самолётах югославской компании JAT. Он-то и посоветовал девушке освоить специальность стюардессы международных авиалиний, чтобы раз в месяц можно было наведываться в столь любимый ею Лондон. Да и в финансовом отношении эта работа была неплохим подспорьем для студентки. И в 1971 году Весна впервые поднялась в небо…
25 января 1972 года экипаж, в котором стажировалась Вулович, прибыл в Копенгаген, где должен был сменить пилотов, пригнавших самолёт из Стокгольма. Как впоследствии вспоминала Весна, у неё сложилось впечатление, что её более опытные коллеги как будто что-то предчувствовали — они много говорили о своих семьях, покупали сувениры. Незадолго до взлёта девушка обратила внимание на одного из рабочих, который загружал багаж в самолёт. Внешне он был похож на выходца с Балканского полуострова, а его поведение резко контрастировало с работой других грузчиков — он суетился, громко говорил. Вулович считает, что именно он и подложил в самолёт бомбу. Но эта мысль пришла гораздо позже — когда она очнулась в больнице.
Весне повезло не только в том, что самолёт упал на заснеженные деревья, но и в том, что первым на месте аварии оказался один из местных жителей, в годы Второй мировой войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь. Он-то и обнаружил едва дышащую стюардессу среди мёртвых тел пассажиров и помог ей. Вероятно, это и спасло девушке жизнь. Но врачи ещё долго не верили, что она выживет. Даже когда Весна пришла в себя, они сомневались в этом. Но шли дни, и молодой организм всё уверенней и уверенней справлялся с полученными травмами.
Спустя два месяца после аварии Вулович на самолёте отправили из Праги в Белград. Были опасения, что полёт может негативно отразиться на психическом состоянии девушки — всё-таки падение с такой высоты не могло пройти бесследно. К счастью, всё обошлось благополучно — Весна ничего не помнила из событий того страшного дня и поэтому никак не отреагировала на новый полёт. Не боялась она летать и впоследствии. А в белградской больнице у входа в её палату постоянно дежурил полицейский — власти опасались, что хорватские террористы попытаются расправиться с опасной свидетельницей: Вулович была единственной, кто видел предполагаемого преступника, и дала его описание. Кстати, так и неизвестно, удалось его арестовать или нет — чудесное спасение затмило собой все остальные подробности той катастрофы. Этот случай даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый высотный прыжок без парашюта.
Любопытная деталь. Когда Весна приехала в Лондон на церемонию вручения сертификата о занесении в Книгу рекордов, одновременно с ней аналогичный документ получал Пол Маккартни, кумир её юности.
В сентябре 1972 года Вулович выписали из больницы. Летать ей запретили, но она продолжала работать в авиакомпании JAT — занималась оформлением грузовых контрактов. Своё рабочее место Весна покинула спустя восемнадцать лет из-за несогласия с политикой тогдашнего югославского лидера Слободана Милошевича.
В 1977 году Весна Вулович вышла замуж и пятнадцать лет счастливо прожила в браке. Потом, как говорит она сама, также «счастливо» развелась. Вот только детьми Весна так и не смогла обзавестись.
Весна Вулович далеко не единственная из тех, кто выжил после падения с большой высоты. В общей сложности таких людей во всём мире насчитывается несколько десятков, не считая тех, кто выжил в катастрофах при взлёте и посадке самолётов. Вот краткий перечень наиболее известных фактов, большая часть которых приходится на период Второй мировой войны.
В 1942 году в воздушном бою был сбит советский бомбардировщик Ил-4. Штурман экипажа Иван Чисов покинул самолёт на высоте более 7 тысяч метров. Парашют раскрылся так, как ему и положено, но оказался на пути горящей машины… Дальше Чисов падал уже без парашюта. Спас его толстый снежный покров и откос глубокого оврага, куда счастливчик и соскользнул под острым углом.
В мае 1943 года над Голландией был сбит британский бомбардировщик «Вентура». Самолёт развалился на части, и его обломки устремились вниз. Хвостовая часть машины, где находился стрелок Уильям Станнард, была повреждена незначительно, очень удачно попала в воздушный поток и совершила почти «мягкую» посадку. Лётчик отделался ушибами.
В ноябре того же года во время налёта на Бремен огнём немецкой зенитной артиллерии был подбит американский бомбардировщик B-17. Парашют одного из членов экипажа — Юджина Морана — был повреждён, и он не мог им воспользоваться, поэтому падал вниз вместе с машиной. Деревья смягчили удар. Морана взяли в плен; четыре месяца он провалялся в немецких госпиталях, но выжил.
В марте 1944 года во время налёта на Германию был сбит самолёт англичанина Николаса Элкимейда. Парашют лётчика не раскрылся. Удар о землю после падения с высоты более 5 километров смягчили ель и снежный сугроб толщиной около полуметра. Удивительно, но обошлось без единого перелома, хотя скорость свободного падения составляла не менее 150 километров в час. Этот случай получил широкую огласку; в военной прессе Элкимейда иначе как «выжившим кандидатом в покойники» не называли.
В апреле 1944 года во время очередного налёта истребитель немецких люфтваффе уничтожил американский бомбардировщик B-24. Три пилота, находившиеся на борту, не смогли воспользоваться парашютами и вместе с обломками машины упали с высоты более 5 километров. Два лётчика погибли, а вот Мерл Хасенфратц остался жив, отделавшись переломами ног и выбитым глазом.
Тогда же над Австрией был сбит американский бомбардировщик B-24. Повреждённый самолёт вошёл в штопор, что не позволило двум пилотам, Джеральду Дувалу и Джону Веллсу, покинуть падающую машину. Бомбардировщик рухнул на землю с высоты более 7 километров и полностью развалился. Однако оба лётчика остались живы, хотя и получили тяжёлые ранения.
Не так благополучно завершилось падение с высоты более 8 километров для пилота американского бомбардировщика B-17 Федерико Гонзалеса, сбитого в январе 1945 года над Дюссельдорфом. Получив ранения, он не смог покинуть горящую машину и вместе с ней упал на землю. Гонзалес остался жив, но через несколько дней скончался в госпитале.
В феврале 1945 года над Австрией столкнулись два американских бомбардировщика B-17. Стрелок одной из машин Эрвин Косиенсарек оказался заблокированным в хвостовой части, не смог покинуть самолёт и упал вместе с ним с высоты более 8 километров. Больше всех были поражены немецкие солдаты, когда Косиенсарек выбрался из-под обломков целым и невредимым. Конечно, его тут же взяли в плен.
Ещё два американских бомбардировщика B-17 столкнулись в том же месяце над Бельгией. Один из пилотов — Джо Джонс — упал на землю с высоты около 4 километров. Он получил серьёзные ранения, попал в полевой госпиталь, где и пришёл в себя через несколько дней. Он выжил.
Очередной американский бомбардировщик B-17 был сбит весной 1945 года во время налёта на Кобленц. Стрелок Эдмунд Шиббл не смог покинуть машину и упал на землю с высоты 7 километров. Авария закончилась для него переломом позвоночника. Он выжил, хотя и остался прикованным к постели.
Теперь — о катастрофах мирного времени.
8 августа 1981 года на Дальнем Востоке произошло столкновение пассажирского самолёта Ан-24 и бомбардировщика Ту-16. Выжила лишь одна — Лариса Савицкая, возвращавшаяся в тот злополучный день вместе со своим мужем из свадебного путешествия. Её нашли через три дня в глухой тайге с серьёзными травмами. Лариса долго лечилась, но боль преследовала её долгие годы, причём не столько физическая, сколько душевная.
Выжил при падении с высоты почти 9 километров и всемирно известный британский воздухоплаватель Стив Фоссет. Воздушный шар, на котором путешественник пролетал над Коралловым морем, неожиданно потерял герметичность, сдулся и стал падать вниз. Скорость, с которой он ударился о водную гладь, превышала 70 километров в час. Но Фоссет отделался только лёгким испугом. Спустя некоторое время он стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.
31 октября 2002 года остался жив после падения с высоты 1 километр земляк Вулович — сорокалетний парашютист Драган Курчич. Он отделался лёгкими резными ранами, синяками и парой ушибов. Это был рядовой прыжок для Курчича. Однако основной парашют не раскрылся. Попытка открыть запасной также не удалась. Парашюты раскрылись одновременно чуть позже, их стропы перепутались. Спасло Курчича то, что он упал на крышу одного из строений и проломил её; это смягчило падение. Примечательно, что инцидент не испугал Курчича, и спустя всего 1 час после падения он вновь поднялся в небо и прыгнул с парашютом. На этот раз всё прошло благополучно.
Источник: М., «Вече»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи