СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ

Наука » История » Всемирная история
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ

В 642 г. на японский престол вступила царица Когёку. С её воцарением против господствую­щего дома Сога выступил его потомственный враг — род Накатоми (позднее стал называться Фудзивара). Представитель этой семьи Накатоми-но Камако вступил в сговор с царевичем Нака-но Оэ. Заговорщики в присутствии царицы убили нас­ледника Сога-но Ируки. Его отец попытался под­нять войска, но его принудили сдаться и казнили. Царица Когёку отреклась от престола. По настоянию принца Нака-но Оэ и Накатоми-но Камако царём в 645 г. стал Котоку, объявивший принца наследником. Главным советником — ооми — стал Камако. Всё решалось, как он хотел. Его называли «Куромаку» — «Чёрный занавес», т. е. суфлёр, под­сказчик. Так в результате дворцового переворота власть перешла от дома Сога к домам Сумэраги и Фудзивара. Это время стали называть Тайка — Великая реформа.

Новыми властями в 645—646 гг. был проведён

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ


Фудзивара Каматари. VII в.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ


Скульптурный портрет императрицы. 889-897 гг. н. э.


СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ


Правитель из рода Фудзивара (Фудзивара Сейва). IX в.


ряд важных преобразований. Верховный правитель Ямато теперь уже был не просто предводителем главного рода, когда его контролировали старей­шины других больших родов, а их подчинённые не зависели от него. Отныне его провозгласили под­линным владыкой Японии. Каждый клочок земли должен был принадлежать ему. Налоги, собирае­мые на местах, теперь поступали не областному на­чальнику, но прямо в казну тэнно. Каждый чело­век, получивший определённый земельный надел, обязан был платить налог правительству, и каждый человек в возрасте от 20 до 50 лет должен был отра­ботать на него 10 дней в году.

У государя Момму (697—707 гг.) дед был из рода Фудзивара. С этого времени подлинным правите­лем Японии стал род Фудзивара. Его представители присвоили себе основные права тэнно. Прежде каж­дый человек по неписаному закону Древней Японии имел право прямо обратиться к государю с жалобой или предложением. Для этого за воротами дворца был поставлен ящик, куда опускали прошения или докладные. Фудзивара присвоили себе право вскрывать все письма и решать, передавать их го­сударю или нет. Окружённые внешними знаками почёта и величия, государи стали в сущности плен­никами в своих дворцах.

Всевластию Фудзивара способствовало их близ­кое родство с царствующим домом. Их голос был решающим, когда речь шла о том, кому быть го­сударем. Очень часто на трон сажали мальчиков, которые не смели ослушаться старших. Когда такие цари подрастали и хотели поступать по-своему, Фудзивара по праву старших родственников застав­ляли их отречься от престола. Так, государь Сэйва (858—876 гг.) начал править в возрасте 10 лет, от­рёкся от престола в 28 лет; его преемник Ёдзэй (877—885 гг.) стал тэнно в 10 лет, отрёкся в 18; Рэйдзэй (968—970 гг.) вступил на престол в 18, от­рёкся от него в 20; Энъю (970—985 гг.) занял трон в 12, отрёкся в 26; Кадзан (985—987 гг.) стал царём в 17 лет, отрёкся в 19; Тоба (1108—1124 гг.) был возведён на трон в 6 лет, отрёкся в 22 года.

К началу XI в. род Фудзивара пришёл в упадок. Те, кто раньше были известны как воины, теперь предпочитали услады придворной жизни. Во время восстания на севере среди инородцев и нападения племён той (сушэни или мохэ) на остров Цусима Фудзивара не стали рисковать своей жизнью, а по­слали на поле боя подчинённых. Многие Фудзивара предавались излишествам и позволяли себе чудаче­ства. Так, Тадахира носил веер с нарисованным на нём петухом. Прежде чем раскрыть веер, Тадахира кричал: «Ку-ка-реку!» Такие выходки члена семей­ства Фудзивара подрывали уважение к их роду.

С упадком Фудзивара стали возвышаться другие семьи. С 1159 г. начался 40-летний период, полу­чивший название Гэмпэй. Шла ожесточённая борь­ба между кланом Минамото (Гэндзи), выступавшим под белым флагом, и кланом Тайра (Хэйкэ, или Хэйдзи), выступавшим под красным флагом. В 1180—1185 гг. произошли решающие сражения. Они закончились разгромом сухопутных войск и флота дома Тайра. На одном из кораблей находи­лись малолетний тэнно Антоку со своей бабушкой. Предпочитая гибель плену, она бросилась с ребён­ком в море.

Свою победу Минамото отметили жестокими расправами с Тайра. Представитель рода Минамото Ёритомо стал подлинным правителем страны. Но­вый государь — малолетний Готоба — (1186— 1199 гг.) был целиком в его руках. В 1192 г. Ёритомо получил звание, которого до него никто не имел, — «Сэй-и-тай Сёгун» («Великий воевода, по­коряющий дикарей») — и основал наследственную династию сёгунов. Наступило всевластие военных. Они распоряжались в столице и провинциях, т. к. и там начальниками были военные.

После смерти Ёритомо сёгуном стал его старший сын 18-летний Ёире. Его занимали только игра в мяч и другие развлечения. В 1203 г. Ёире был низ­ложен и помещён в монастырь. Там вскоре он был убит. Сёгуном стал его брат, шестилетний Санэтомо. Ему больше было по душе сочинять стихи, не­жели заниматься государственными делами. В 1219 г. Санэтомо был убит своим племянником Кугё, верховным жрецом храма бога войны Хачимана.

Править страной стали вдова сёгуна Ёритомо Масако и её отец Ходзё Такимаса. Масако, которую называли «Монахиня-сёгун» (она какое-то время провела в монастыре), наряду с царицей Дзингу бы­ла одной из выдающихся женщин в истории Япо­нии. Семья Ходзё правила Японией в качестве сэссё (регентов), принимавших титул «сиккэн» (прави­тель), до первой трети XIV в. В стране установилось троевластие: тэнно, сёгун и сэссё. Решающее вли­яние оставалось за сиккэн. За это время сменилось 13 безликих тэнно. Запомнился лишь Готоба, ко­торого избрали тэнно в двухлетнем возрасте, потому что он смеялся (считалось, что это хорошая при­мета). Произвол правителей дома Ходзё вызывал всеобщее недовольство в стране. Крестьяне дали од­ному из них выразительную кличку «клоп Ходзё».

Свергнутый Готоба попытался в 1221 г. вернуть утраченную власть. Посылая своего сына во главе войска, сиккэн Ходзё напутствовал его: «Если на­встречу выйдет сам государь со своими воинами, снимайте доспехи и перережьте тетиву своих луков. Если же нет, то бейтесь насмерть». Готоба не вы­ступил во главе своего войска. Ходзё победили.

С целью укрепить господство своего семейства Ходзё Ясутоки с помощью известного буддийского монаха составил свод законов «Уложение годов Дзёэй». В нём определялись обязанности различ­ных должностных лиц, наказания за преступления, которыми считались не только мятеж и подлог, но и нарушение супружеской верности, клевета, пере­мещение межевых знаков. Крестьянам позволялось переезжать с места на место. Снижался налог.

Едва Ходзё управились с делами внутри страны, как над ней нависла угроза извне, со стороны Ки­тая, где утвердилась монгольская династия Юань. Их войска состояли из монгольских, китайских и корейских ратников. Казалось, на стороне японцев была сама природа. Дважды, в 1274 и 1281 гг., шторм помогал им отразить нападение противника. Японцы назвали ветер, разметавший юаньскую флотилию, «Камикадзе» — «Божественный ветер».

В народе надолго сохранилось воспоминание об угрозе монгольского вторжения. На протяжении многих поколений матери спрашивали своих рас­капризничавшихся детей: «Ты что думаешь — мон­голы идут?»

Борьба с юаньской угрозой потребовала больших затрат от всех слоёв населения. Пострадали и лен­ники-самураи. Им пришлось закладывать и прода­вать свои земли. Верховные власти не выполнили обещание наградить отличившихся. Это вызывало недовольство. В участившихся неурожаях и эпи­демиях также обвиняли правителей-сёгунов.

При сёгуне Ходзё Такатоки, занимавшемся не столько управлением страной, сколько театром и собачьими боями, произошла реставрация царской власти. Бывший государь Годайго привлёк на свою сторону буддийских монахов, а также воинов не­скольких знатных семейств. Заговор раскрыли, и Годайго был сослан на отдалённый остров Ики. Но он бежал из ссылки в женском паланкине и в ры­бацкой лодке переплыл к своим сторонникам.

На сторону Годайго перешёл Асикага Такаудзи, назначенный командующим войском Ходзё Такатоки. Была захвачена и сожжена ставка сёгунов Ходзё — город Камакура. Власть царского дома была восстановлена. Это время (с 1333 по 1335 г.) по­лучило название «реставрации Кэмму».

В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном и началась власть сёгуната Асикага. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собствен­ными слугами, пятеро умерли в изгнании, одному пришлось совершить самоубийство. Провозглаше­ние Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась «войной Хризантем» или «войной Северной и Юж­ной ветвей». С одной стороны выступал Годайго, поддержанный вельможей Нитта Ёсисада (принад­лежащим к партии «Южная ветвь»), с другой — царь Комё, за ним стоял Асикага Такаудзи. Междоусобица закончилась соглашением о том, что трон будет поочерёдно у представителей обеих ди­настий.

Подлинная власть в стране осталась у сёгунов Асикага. Они купались в роскоши. Крестьяне, за­давленные чрезмерными налогами, бунтовали или оставляли поля невозделанными. Бедствовали и ца­ри. Тэнно Гонара, говорят, жил на то, что зарабаты­вал как писец, а также продажей автографов. В 1500 г. тело царя Цутимикадо лежало непогребён­ным 40 дней: не было денег на похороны.

В эпоху Асикага Япония впервые познакомилась с европейцами и христианским учением. Князья юго-запада страны принимали новую религию. Это было одним из средств сопротивления центральной власти. Знатные семьи боролись с Асикага почти 70 лет. В результате наступило безвластие, усилилась раздробленность страны.

Первым взялся за объединение Японии могущественный князь Ода Нобунага (1534—1582). Его отряды сокрушили ополчение непокорных князей и разгромили храм Энрякудзи, цитадель их союз­ников — буддийских монахов. Храм вместе с цен­нейшими историческими реликвиями был сожжён, все его монахи полегли под мечами воинов Ода Нобунага. В 1573 г. он сверг последнего сёгуна из рода Асикага и стал правителем Японии. Нобунага изда­вал указы от имени царя. Он положил начало во­енной диктатуре в стране. Против Нобунага выс­тупил, как это часто бывает, его подчинённый. Тя­жело раненный им правитель скрылся в храме. По­няв безнадёжность своего положения, он поджёг храм и совершил самоубийство, вспоров себе жи­вот.

Объединение страны продолжил ближайший по­мощник погибшего правителя — Тоётоми Хидэёси, получивший из-за своей уродливой внешности прозвище «Обезьяна». Борьба была жестокой. По­ражения воспринимались с чисто японским своеоб­разием. Например, когда военачальник Шибата Катсуие проиграл сражение, он собрал домочадцев на праздник с танцами и песнями, а потом пред­ложил женщинам покинуть замок. Женщины — истинные японки — отказались. Они решили раз­делить участь мужчин. Князь поджёг дом, муж­чины убили женщин и детей, а потом покончили с собой.

Хидэёси (1536—1598) стал единоличным прави­телем Японии и главнокомандующим армией. Во­енная диктатура продолжалась. Хидэёси старался обеспечить внутренний мир. Для себя он установил следующие правила поведения: «Важные дела ре­шать на большом совещании, небольшие — с учас­тием двух-трёх человек. Ничего чрезмерно не от­кладывать. Не брать взяток. Не заводить ни друзей, ни врагов. Не благоволить богатым, не презирать бедных».

Чтобы объединение Японии было прочным, Хидэёси осуществил ряд хозяйственных мероприятий. Он провёл земельную реформу, которая повышала заинтересованность крестьян в урожайности полей, способствовала расширению площади обрабатывае­мых земель. Чтобы предотвратить выступления крестьян в будущем, Хидэёси издал «Указ об охоте за мечами». На основании этого указа у крестьян изымалось оружие, накопленное ими во время вос­станий XV—XVI вв.

При Хидэёси были выпущены новые золотые и серебряные деньги. Он поощрял развитие торговли и ремёсел, однако строго контролировал торговые связи с заграницей, ввёл особые лицензии для тор­говых судов, отправляющихся за рубеж. Их назы­вали «Корабли с печатями ярко-красного цвета».

В 1587 г. Хидэёси издал закон о запрете рас­пространения христианства, по которому священ­ники-иезуиты под угрозой смертной казни в тече­ние 20 дней должны были покинуть пределы Япо­нии. Нетерпимость Хидэёси к христианству была

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ


Японские самураи пытаются помешать высадке войск монгольского императора Хубилай-хана.


вызвана рядом причин. Проповеди свя­щенников резко расходились с беспут­ным поведением португальских торгов­цев и моряков в портах Японии. Священники, слу­чалось, не соблюдали местные обычаи. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от их нацио­нальных богов. На юго-западе страны значительная часть местной знати приняла христианство и укреп­ляла своё положение благодаря торговле с христи­анской Португалией. У Хидэёси были причины рас­сматривать христианских проповедников как пере­довой отряд захватчиков. В 1587 г. лоцман испан­ского корабля «Сан Фелипе» похвастался в япон­ском порту, что владения короля Испании всё рас­ширяются. Когда лоцмана спросили, как Испания завладела столь обширными территориями, он от­ветил: «Сначала пришли миссионеры, а потом сол­даты короля». Об этом разговоре доложили Хидэёси.

В 1587 г. 120 миссионерам было приказано не­медленно покинуть Японию на отплывающем ко­рабле. Тогда же было казнено 26 христиан («Рас­пятие на кресте двадцати шести»). Среди казнён­ных были 3 мальчика-японца, церковные служки.

Укрепив страну изнутри, Хидэёси предпринял шаги, чтобы расширить свои владения. В 1582 г. он потребовал дани от Кореи. Он предложил также корейскому вану (королю) участвовать в походе против Китая. Ван отверг это предложение. Отка­зался он и платить дань. Японские войска вторг­лись в Корею. Однако японский флот был разгром­лен, а на выручку корейцам прибыли китайские войска. В 1594 г. Хидэёси пришлось вывести свои отряды с Корейского полуострова. Спустя 3 года он вновь предпринимает поход на Корею. 30 октября 1598 г. разыгралось великое побоище. Японцы взя­ли верх. Они обезглавили 39 тыс. корейских и ки­тайских воинов. Невозможно было отправить в Японию в знак победы так много голов, поэтому туда отослали уши и носы, посоленные в бочках. Возле города Киото был насыпан «Холм ушей». С известием о смерти Хидэёси (сентябрь 1598 г.) японский стяг с изображением золотой тыквы был опущен, и японские войска ушли из Кореи.

Война в Корее не прошла для Японии бесследно. С японскими воинами прибыло немало корейских ремесленников. Их уменье и опыт были использо­ваны для возрождения японских промыслов. С ма­терика пришёл и новый способ печатания. В 1592 г. во время первого корейского похода Хидэёси во дворце вана были найдены и вывезены в Японию медные подвижные знаки для набора и приспособ­ления для печатания.

По завещанию Хидэёси наследником становился его малолетний сын Хидэёри. Письменную клятву верности наследнику ещё при жизни Хидэёси дали пять влиятельных князей во главе с Иэясу Токугава. Однако едва умер Хидэёси, как против Иэясу выступил союз знатных лиц во главе с князем Исида Минуцари. Туманным утром 20 октября 1600 г. Иэясу повёл на врагов своё войско. Впереди несли штандарт — золотое опахало — и белый флаг, украшенный розовой штокрозой — флаг рода Токугава. «Путь перед тобой закрыт», — предостерегали Иэясу предсказатели. «Я открою его своим уда­ром», — ответил он. В битве при Сэкигахара («Рав­нина преграды») войско Иэясу одержало верх. На месте битвы было насыпано два холма «Кубидзука» («Холмы голов») из голов поверженных врагов Иэясу.

В 1603 г. Иэясу получил от государя Гоёдзэя звание «Сэй-и-тай Сёгун». 4 июня 1615 г. войска Иэясу взяли штурмом замок, где укрывались сын Хидэёси Хидэёри и его мать Йодо. Мать и сын пред­почли плену гибель в огне загоревшегося замка. Малолетнего сына Хидэёри спасли из огня и укры­ли доброжелатели. Но потом кто-то его выдал, и он был казнён. Перед смертью с ним увиделся Иэясу. Мальчик смеялся в лицо сёгуну, нарушившему клятву, данную его деду.

Со дня победы при Сэкигахара Иэясу постоянно заботился об укреплении своей власти и дома Токугава. Первым делом он перераспределил поме­стья. Его сторонники получили новые земельные наделы, противники лишились части или всего сво­его имущества.

Порядок управления страной, установленный Иэясу, просуществовал 252 года после его смерти. Вся полнота власти находилась в руках сёгунов из дома Токугава. От имени тэнно издавались законы, раздавались чины, почётные звания. Тэнно оста­вались почитаемы как наместники богов на земле. Но они жили уединённо в своих дворцах в священ­ном городе Киото. Тэнно и их придворные сущест­вовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем их предшественники, и тэнно не бедствовали, как в XV в.

Но даже в Киото тэнно не был хозяином. При нём состоял представитель сёгуна — всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между Киото, столицей тэнно, и Эдо, ставкой сёгуна. Сёсидай следил за каждым шагом государя и стоял на страже интересов сёгуна. Никто из князей или знатных лиц не мог приехать в Киото без особого разрешения сёсидая.

Япония не знала внутреннего мира при сёгунах Токугава. Прошло менее полугода после смерти Иэясу, как вышел указ о запрете христианства: за исповедание этой веры грозила смерть. Казнили всех, включая 90-летних старух и годовалых детей. Гонения на христиан не прекращались много лет. Преследования христиан и налоговый гнёт вызвали крестьянские восстания в Симабара и Амакуса (де­кабрь 1637 — апрель 1638 гг.). Как утверждают, их возглавил Масуда Токисада, наследственный враг Токугава. Он утверждал, что получил свыше способность творить чудеса. Восстание было подав­лено с помощью голландца Кёкенбеккера, главы созданной в Японии фактории нидерландской Ост-Индской компании. Он руководил обстрелом замка Хара, где укрепились повстанцы. Кёкенбеккер дол­жен был любой ценой спасти торговлю с Японией. Когда замок Хара пал, почти все осаждённые были перебиты. Их вожаков распинали на крестах, обез­главливали, принуждали совершать самоубийства. В начале XVII в. власти Японии стали проявлять интерес к торговле с европейскими государствами. Когда в 1613 г. португальцы попытались выжить голландцев из Японии, сёгун написал: «Если даже голландцы будут черны, как черти, что выходят из ада, но будут честно вести торговлю и не заниматься ничем иным, с ними будут обращаться в Японии, как с ангелами, что приходят из рая». Однако вско­ре политика изменилась. В 1623—1624 гг. власти вынудили покинуть страну англичан и испанцев, в 1633—1639 гг. вышли законы об изгнании порту­гальцев. Указ сёгуна Иэмицу гласил: «Отныне ни­кому, покуда Солнце светит над миром, не позво­ляется приплывать в Японию, даже в качестве пос­лов, и этот запрет никогда не должен быть отменён

под страхом смертной казни». В 1808 г. британский фрегат «Фэйтн» вошёл в га­вань Нагасаки, но не бросил якоря. Не­сколько высокопоставленных японских чиновни­ков совершили самоубийство, поскольку позволили судну спастись.

Была ограничена торговля Японии с Аннамом (Северным Вьетнамом), Сиамом (Таиландом), Ки­таем. Японским морякам, если их корабль унесло штормом или течением от островов, не разрешалось возвращаться.

Ограничение сношений с внешним миром не за­крепило навсегда господства сёгунов Токугава. В 1867 г. Кэйки, пятнадцатый и последний сёгун из дома Токугава, принуждён был отречься от власти и передать её монарху Муцухито.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.