ПОГРЕБЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Тело Александра Македонского пролежало непогребённым в покоях вавилонского дворца тридцать дней. Никто из бывших друзей и соратников не вспоминал о нём, пока один находчивый человек не объявил, что боги открыли ему тайну: та страна, в земле которой упокоится тело великого завоевателя, обретёт счастье и вечное процветание. Что тут началось, какие интриги плелись вокруг мёртвого владыки! Каждый из сподвижников царя, полководцев-диадохов, стремился доказать своё право похоронить его в своих владениях и тем самым гарантировать прочность своей власти.
Самым расторопным оказался Птолемей, ночью выкравший тело почившего царя и спешно отправивший его в Александрию Египетскую. Вслед устремился Пердикка, рассчитывая отобрать у нахального Птолемея останки Александра.
Птолемей знал воинственный характер Пердикки и, опасаясь расправы, решил обмануть его. Он приказал изготовить куклу, ростом и лицом похожую на умершего. Эту куклу, облачённую в пышные одежды и украшенную царскими драгоценностями, под дорогими погребальными покровами, на носилках, украшенных серебром, золотом и слоновой костью, везли в сопровождении пышной свиты. Тело же Александра в простом ящике сопровождали по глухим дорогам немногие, но верные Птолемею люди.
Пердикка перехватил на пути в Александрию мнимый траурный поезд и повернул его обратно, решив, что стал обладателем тела царя. О подмене он узнал слишком поздно, когда было невозможно что-либо изменить.
шьих овчарок с малоазийскими львами. У них было сильное, поджарое тело, покрытое короткой шерстью, и огромная львиноподобная морда в обрамлении гривы длинных жёстких волос.
Мечом, копьём и луком со стрелами умели пользоваться не только мужчины, но и женщины. Как смелую воительницу парфяне свято чтили дочь царя Митридата I Родогуну, рассказывая о её отваге своим детям и внукам. Однажды, как гласит легенда, Родогуна купалась в бассейне. В это время прискакавший гонец сообщил ей о приближении вражеской конницы. Не раздумывая, лишь отжав мокрые волосы, Родогуна облачилась в военные доспехи и вскочила на коня, поклявшись завершить свой туалет только после победы. Во главе малочисленной личной охраны она, как вихрь, налетела на врагов, никак не ожидавших столь яростной и стремительной атаки. Родогуна обратила их в бегство и с победой вернулась во дворец. Эта история была столь популярна среди парфян, что они заказывали художникам изображения Родогуны в виде прекрасной женщины, вышедшей из воды после купания. Особо подчёркивались не сила и отвага, а красота и грация отважной парфянки.
Родогуна была достойной дочерью Митридата, который присоединил к своим владениям огромные территории, войдя в древний Вавилон и Селевкию на Тигре, где в 140 г. до н. э. короновался и присвоил себе титул царя Вавилона и Урука.
Митридат установил новый порядок отсчёта времени: с 1 дня месяца нисана (апреля) 247 г. до н. э. начинался первый год новой парфянской эры. Одновременно с этим царь распорядился изъять все сокровища из храмов в Сузах: парфянам нужны были средства на пополнение и экипировку войск. К северным границам их владений придвинулись полчища саков — кочевых народов, которые с древности обитали в пограничных с парфянами областях Дрангиане и Арахозии, постепенно укрепляясь в восточно-иранских и северо-западных индийских землях. Они были достойными соперниками. Парфянам пришлось напрячь все силы, заплатить жизнями двух своих царей — Фраата II и Артабана II, чтобы одолеть врагов. Это удалось Митридату II (124—87 гг. до н. э.), который заодно присоединил к своим владениям ряд новых территорий и заключил договор с Римом о разделе сфер влияния. Границей между двумя мировыми державами, вставшими друг перед другом, стала река Евфрат.
Парфия времён Митридата II — действительно могучее государство. Дальние и ближние страны устанавливают с нею дружеские отношения или стремятся заручиться её поддержкой. Митридат II начинает называть себя царём царей. Так его величали и послы, прибывшие из Китая. Ханьский император Вуди желал установить дружественные отношения с парфянами, через владения которых проходил важный участок Великого шёлкового пути. Сами парфяне хорошо осознавали, какие выгоды приносит контроль над дорогами, по которым шли торговые караваны с Востока на Запад и с Запада на Восток. Они не допускали сюда римских торговцев, пресекая любую попытку с их стороны разведать эти пути и собрать больше сведений о странах Востока.
Торговые пошлины были одной из важнейших статей доходов государственной казны. Часть товаров, привозимых караванами из разных стран, распродавалась на базарах в крупных городах Парфии. Там можно было купить китайские шелка, индийский хлопок, вышивки из Вавилона, драгоценные камни, железные изделия мастеров Сирии и Индии, эбеновое, сандаловое дерево, слоновую кость, благовония, целебные мази и порошки, специи и другие иноземные товары. В царских сокровищницах оседали самые редкие и драгоценные предметы.
Одну из таких сокровищниц парфянских царей удалось обнаружить археологам в южной Туркмении вблизи маленького селения Багир. Она находилась внутри крепости Михрдаткерт, известной позже под именем Старой Нисы. Стены крепости были возведены из глины
на высоту более 10 м, достигая у основания толщины 9 м. Они были укреплены 43 прямоугольными башнями, а угловые башни, имевшие особенно важное значение при обороне, представляли собой настоящие бастионы. Толщу стен прорезали многочисленные бойницы в форме хвоста ласточки, дававшие наибольший обзор со стен на окрестности и защищавшие оборонявшихся воинов. В одной из угловых башен находился въезд в крепость, к которому подводил постепенно поднимавшийся пандус, параллельный линии стены. Таким образом, все входившие в крепость находились под прицелом стрел гарнизона, охранявшего её.
Внутри крепости располагались дворцы, храмы, служебные и хозяйственные помещения, в том чис-ле и сокровищница. Квадратное здание сокровищницы имело глухие стены и плоскую крышу. Ве-роятно, в последние годы существования парфянского государства сокровищница пострадала от зем-летрясения, возможно, была ограблена. Но и то, что нашли археологи, позволяет предположить, какие хранились в ней большие ценности. Обнаружены детали парфянского вооружения и драгоценной конской сбруи, различные сосуды, как местного производства, так и египетские и сирийские, фрагменты ювелирных украшений из стекла, мастики, кости, раковин, самоцветов и драгоценных металлов, монеты Александра Македонского, Селевкидов, Аршакидов и царей Греко-Бактрийского царства. Среди монет попадались и фальшивые. Поэтому бдительные парфянские казначеи их апробировали, надрезая сбоку или разрубая пополам.
Были найдены многочисленные и хорошо сохранившиеся произведения искусства: скульптуры из кости, металла, камня, части парадного трона аршакидских царей и большое количество ритонов — рогообразных сосудов из слоновой кости, украшенных резьбой, росписью, скульптурными деталями. Возможно, эти драгоценные сосуды использовались во время торжественных церемоний или дворцовых пиров.
Известно, что среди парфян был широко распространён обычай пить опьяняющий напиток, «дару-ющий всесторонние знания». Во время этой церемонии они обсуждали особо важные дела.
Один из нисийских ритонов украшен рельефным изображением, сюжет которого можно связать с ле-гендой о фиванском царе Пенфее. Любопытный царь тайно проник на праздник, посвященный богу вина Дионису. Среди участниц священных обрядов в честь Диониса — вакханок — была и мать Пенфея, царица Агава. Опьянённые вином, вакханки приняли царя за жертвенное животное и растерзали его, принеся в жертву своему богу. Эта греческая легенда была положена в основу драмы Эврипида «Вакханки», известной при аршакидском дворе. Её однажды разыграли актёры в присутствии царя Орода — победителя римлян при Каррах. В кульминационный момент спектакля толпа актёров, изображавших вакханок, вынесла на сцену на воздетых жезлах-тирсах не тряпичную голову мифического Пенфея, а голову побеждённого римского полководца Красса и бросила к ногам парфянского царя под восторженные крики присутствовавших.
Ород недолго наслаждался своими военными успехами. За его спиной зрел заговор, во главе которого стоял царевич Фраат. В 37 г. до н. э. Ород принял смерть от руки сына, наречённого царём Фраатом IV. Заняв престол, царь-отцеубийца столкнулся с проблемами, жизненно важными для государства: изнурительное военное противостояние Риму, сражения, в которых гибли самые талантливые полководцы и отважные парфянские воины. Во время военных столкновений замирала торговля и иссякал приток золота в государственную казну. Наконец, непрекращающиеся распри как в семье царя, так и среди его придворных во многом способствовали ослаблению государства. В 20 г. до н. э. парфянам пришлось заключить с Римом договор, по которому они возвратили всех оставшихся в живых пленных воинов Красса и его преемников. Позже в Рим отправились в качестве заложников четыре сына и четыре внука царя Фраата. Но участь оставшихся на родине была ещё страшнее. Через несколько лет все члены рода Аршакидов погибли в результате дворцовых смут и заговоров. Парфянский трон оказался свободным, и римская дипломатия, поддержанная войсками, помогла занять его своему человеку — Ванону. Некогда могучая Парфия оказалась в подчинении давнего противника. Казалось, её слава и мощь остались в далёком прошлом. Однако в 10 г. н. э. зять Фраата IV Артабан поднял восстание, изгнал римских ставленников и провозгласил себя царём, положив начало новой парфянской династии младших Аршакидов.
Государству парфян предстояло просуществовать ещё более 200 лет. Это были трудные времена. Парфянам приходилось отстаивать западные границы от натиска римлян, отражать набеги кочевни-ков, подавлять восстания покорённых народов, постепенно признавая их независимость. Торговля хирела, товары направлялись иными путями, дворцовые смуты приводили к беспорядку и полной анархии в государстве. Когда в 212 г. н. э. вспыхнуло восстание на юго-западе, в Парсе, у парфян не было сил подавить его вовремя, т.к. государством управляли два непримиримых врага — братья Вологез V и Артабан V, неспособные примириться и действовать сообща.
Парфянское государство было обречено. Бесславно заканчивалось почти 500-летнее правление дома Аршакидов. К их трону, обесчещенному предательством, забрызганному кровью жертв и палачей, устремлялись другие. Один из них, Арташир, сын Папака из рода Сасана, сумеет утвердиться на нём, начав новый отсчёт времени, открыв новую страницу истории.
Тело Александра Македонского пролежало непогребённым в покоях вавилонского дворца тридцать дней. Никто из бывших друзей и соратников не вспоминал о нём, пока один находчивый человек не объявил, что боги открыли ему тайну: та страна, в земле которой упокоится тело великого завоевателя, обретёт счастье и вечное процветание. Что тут началось, какие интриги плелись вокруг мёртвого владыки! Каждый из сподвижников царя, полководцев-диадохов, стремился доказать своё право похоронить его в своих владениях и тем самым гарантировать прочность своей власти.
Самым расторопным оказался Птолемей, ночью выкравший тело почившего царя и спешно отправивший его в Александрию Египетскую. Вслед устремился Пердикка, рассчитывая отобрать у нахального Птолемея останки Александра.
Птолемей знал воинственный характер Пердикки и, опасаясь расправы, решил обмануть его. Он приказал изготовить куклу, ростом и лицом похожую на умершего. Эту куклу, облачённую в пышные одежды и украшенную царскими драгоценностями, под дорогими погребальными покровами, на носилках, украшенных серебром, золотом и слоновой костью, везли в сопровождении пышной свиты. Тело же Александра в простом ящике сопровождали по глухим дорогам немногие, но верные Птолемею люди.
Пердикка перехватил на пути в Александрию мнимый траурный поезд и повернул его обратно, решив, что стал обладателем тела царя. О подмене он узнал слишком поздно, когда было невозможно что-либо изменить.
шьих овчарок с малоазийскими львами. У них было сильное, поджарое тело, покрытое короткой шерстью, и огромная львиноподобная морда в обрамлении гривы длинных жёстких волос.
Мечом, копьём и луком со стрелами умели пользоваться не только мужчины, но и женщины. Как смелую воительницу парфяне свято чтили дочь царя Митридата I Родогуну, рассказывая о её отваге своим детям и внукам. Однажды, как гласит легенда, Родогуна купалась в бассейне. В это время прискакавший гонец сообщил ей о приближении вражеской конницы. Не раздумывая, лишь отжав мокрые волосы, Родогуна облачилась в военные доспехи и вскочила на коня, поклявшись завершить свой туалет только после победы. Во главе малочисленной личной охраны она, как вихрь, налетела на врагов, никак не ожидавших столь яростной и стремительной атаки. Родогуна обратила их в бегство и с победой вернулась во дворец. Эта история была столь популярна среди парфян, что они заказывали художникам изображения Родогуны в виде прекрасной женщины, вышедшей из воды после купания. Особо подчёркивались не сила и отвага, а красота и грация отважной парфянки.
Родогуна была достойной дочерью Митридата, который присоединил к своим владениям огромные территории, войдя в древний Вавилон и Селевкию на Тигре, где в 140 г. до н. э. короновался и присвоил себе титул царя Вавилона и Урука.
Митридат установил новый порядок отсчёта времени: с 1 дня месяца нисана (апреля) 247 г. до н. э. начинался первый год новой парфянской эры. Одновременно с этим царь распорядился изъять все сокровища из храмов в Сузах: парфянам нужны были средства на пополнение и экипировку войск. К северным границам их владений придвинулись полчища саков — кочевых народов, которые с древности обитали в пограничных с парфянами областях Дрангиане и Арахозии, постепенно укрепляясь в восточно-иранских и северо-западных индийских землях. Они были достойными соперниками. Парфянам пришлось напрячь все силы, заплатить жизнями двух своих царей — Фраата II и Артабана II, чтобы одолеть врагов. Это удалось Митридату II (124—87 гг. до н. э.), который заодно присоединил к своим владениям ряд новых территорий и заключил договор с Римом о разделе сфер влияния. Границей между двумя мировыми державами, вставшими друг перед другом, стала река Евфрат.
Парфия времён Митридата II — действительно могучее государство. Дальние и ближние страны устанавливают с нею дружеские отношения или стремятся заручиться её поддержкой. Митридат II начинает называть себя царём царей. Так его величали и послы, прибывшие из Китая. Ханьский император Вуди желал установить дружественные отношения с парфянами, через владения которых проходил важный участок Великого шёлкового пути. Сами парфяне хорошо осознавали, какие выгоды приносит контроль над дорогами, по которым шли торговые караваны с Востока на Запад и с Запада на Восток. Они не допускали сюда римских торговцев, пресекая любую попытку с их стороны разведать эти пути и собрать больше сведений о странах Востока.
Торговые пошлины были одной из важнейших статей доходов государственной казны. Часть товаров, привозимых караванами из разных стран, распродавалась на базарах в крупных городах Парфии. Там можно было купить китайские шелка, индийский хлопок, вышивки из Вавилона, драгоценные камни, железные изделия мастеров Сирии и Индии, эбеновое, сандаловое дерево, слоновую кость, благовония, целебные мази и порошки, специи и другие иноземные товары. В царских сокровищницах оседали самые редкие и драгоценные предметы.
Одну из таких сокровищниц парфянских царей удалось обнаружить археологам в южной Туркмении вблизи маленького селения Багир. Она находилась внутри крепости Михрдаткерт, известной позже под именем Старой Нисы. Стены крепости были возведены из глины
на высоту более 10 м, достигая у основания толщины 9 м. Они были укреплены 43 прямоугольными башнями, а угловые башни, имевшие особенно важное значение при обороне, представляли собой настоящие бастионы. Толщу стен прорезали многочисленные бойницы в форме хвоста ласточки, дававшие наибольший обзор со стен на окрестности и защищавшие оборонявшихся воинов. В одной из угловых башен находился въезд в крепость, к которому подводил постепенно поднимавшийся пандус, параллельный линии стены. Таким образом, все входившие в крепость находились под прицелом стрел гарнизона, охранявшего её.
Внутри крепости располагались дворцы, храмы, служебные и хозяйственные помещения, в том чис-ле и сокровищница. Квадратное здание сокровищницы имело глухие стены и плоскую крышу. Ве-роятно, в последние годы существования парфянского государства сокровищница пострадала от зем-летрясения, возможно, была ограблена. Но и то, что нашли археологи, позволяет предположить, какие хранились в ней большие ценности. Обнаружены детали парфянского вооружения и драгоценной конской сбруи, различные сосуды, как местного производства, так и египетские и сирийские, фрагменты ювелирных украшений из стекла, мастики, кости, раковин, самоцветов и драгоценных металлов, монеты Александра Македонского, Селевкидов, Аршакидов и царей Греко-Бактрийского царства. Среди монет попадались и фальшивые. Поэтому бдительные парфянские казначеи их апробировали, надрезая сбоку или разрубая пополам.
Были найдены многочисленные и хорошо сохранившиеся произведения искусства: скульптуры из кости, металла, камня, части парадного трона аршакидских царей и большое количество ритонов — рогообразных сосудов из слоновой кости, украшенных резьбой, росписью, скульптурными деталями. Возможно, эти драгоценные сосуды использовались во время торжественных церемоний или дворцовых пиров.
Известно, что среди парфян был широко распространён обычай пить опьяняющий напиток, «дару-ющий всесторонние знания». Во время этой церемонии они обсуждали особо важные дела.
Один из нисийских ритонов украшен рельефным изображением, сюжет которого можно связать с ле-гендой о фиванском царе Пенфее. Любопытный царь тайно проник на праздник, посвященный богу вина Дионису. Среди участниц священных обрядов в честь Диониса — вакханок — была и мать Пенфея, царица Агава. Опьянённые вином, вакханки приняли царя за жертвенное животное и растерзали его, принеся в жертву своему богу. Эта греческая легенда была положена в основу драмы Эврипида «Вакханки», известной при аршакидском дворе. Её однажды разыграли актёры в присутствии царя Орода — победителя римлян при Каррах. В кульминационный момент спектакля толпа актёров, изображавших вакханок, вынесла на сцену на воздетых жезлах-тирсах не тряпичную голову мифического Пенфея, а голову побеждённого римского полководца Красса и бросила к ногам парфянского царя под восторженные крики присутствовавших.
Ород недолго наслаждался своими военными успехами. За его спиной зрел заговор, во главе которого стоял царевич Фраат. В 37 г. до н. э. Ород принял смерть от руки сына, наречённого царём Фраатом IV. Заняв престол, царь-отцеубийца столкнулся с проблемами, жизненно важными для государства: изнурительное военное противостояние Риму, сражения, в которых гибли самые талантливые полководцы и отважные парфянские воины. Во время военных столкновений замирала торговля и иссякал приток золота в государственную казну. Наконец, непрекращающиеся распри как в семье царя, так и среди его придворных во многом способствовали ослаблению государства. В 20 г. до н. э. парфянам пришлось заключить с Римом договор, по которому они возвратили всех оставшихся в живых пленных воинов Красса и его преемников. Позже в Рим отправились в качестве заложников четыре сына и четыре внука царя Фраата. Но участь оставшихся на родине была ещё страшнее. Через несколько лет все члены рода Аршакидов погибли в результате дворцовых смут и заговоров. Парфянский трон оказался свободным, и римская дипломатия, поддержанная войсками, помогла занять его своему человеку — Ванону. Некогда могучая Парфия оказалась в подчинении давнего противника. Казалось, её слава и мощь остались в далёком прошлом. Однако в 10 г. н. э. зять Фраата IV Артабан поднял восстание, изгнал римских ставленников и провозгласил себя царём, положив начало новой парфянской династии младших Аршакидов.
Государству парфян предстояло просуществовать ещё более 200 лет. Это были трудные времена. Парфянам приходилось отстаивать западные границы от натиска римлян, отражать набеги кочевни-ков, подавлять восстания покорённых народов, постепенно признавая их независимость. Торговля хирела, товары направлялись иными путями, дворцовые смуты приводили к беспорядку и полной анархии в государстве. Когда в 212 г. н. э. вспыхнуло восстание на юго-западе, в Парсе, у парфян не было сил подавить его вовремя, т.к. государством управляли два непримиримых врага — братья Вологез V и Артабан V, неспособные примириться и действовать сообща.
Парфянское государство было обречено. Бесславно заканчивалось почти 500-летнее правление дома Аршакидов. К их трону, обесчещенному предательством, забрызганному кровью жертв и палачей, устремлялись другие. Один из них, Арташир, сын Папака из рода Сасана, сумеет утвердиться на нём, начав новый отсчёт времени, открыв новую страницу истории.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи