Общинные боги
Забаба — бог Киша
Энлиль — бог Ниппура
Инанна — богиня Урука
Нанна — бог Ура
Энки — бог Эриду
Забаба — бог Киша
Энлиль — бог Ниппура
Инанна — богиня Урука
Нанна — бог Ура
Энки — бог Эриду
Шумеро - аккадская мифология
Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама.
Шумеро-аккадская мифология — мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н. э.
Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное Междуречье в III—II тысячелетии до н. э.
Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
Вавилонская мифология — мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX—VI веках до н. э.; испытала влияние ассирийской мифологии.
Древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н.э. жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским.
Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама.
Шумеро-аккадская мифология — мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н. э.
Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное Междуречье в III—II тысячелетии до н. э.
Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
Вавилонская мифология — мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX—VI веках до н. э.; испытала влияние ассирийской мифологии.
Древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н.э. жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским.
Шумерские города - государства
Во главе шумерских городов стояли правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.
О могуществе и богатстве шумерских правителей свидетельствуют их гробницы. Археологи раскопали гробницы царей города Ур. Здесь были обнаружены скелеты десятков людей, лишенных жизни, чтобы сопровождать владыку в загробный мир, а также драгоценные сокровища.
Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш. Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников.
Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.
Во главе шумерских городов стояли правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.
О могуществе и богатстве шумерских правителей свидетельствуют их гробницы. Археологи раскопали гробницы царей города Ур. Здесь были обнаружены скелеты десятков людей, лишенных жизни, чтобы сопровождать владыку в загробный мир, а также драгоценные сокровища.
Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш. Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников.
Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.
Царь Древнего Вавилона Хаммурапи
В начале 2 тысячелетия до н. э. Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон. Название Вавилон означало "Врата бога". При царе Хаммурапи Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас почти полностью свод законов, чтобы приучить свой народ к строгой дисциплине и хорошему поведению. Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.
Вавилонский правитель приказал запечатлеть свои законы на черной базальтовой стеле. Копии этих законов были сделаны на тысячах глиняных табличек и разосланы по всему царству. Об уважении к законам Хаммурапи свидетельствует то, что даже через полторы тысячи лет после их появления они все еще переписывались, изучались и распространялись в Месопотамии.
Черная базальтовая стела, покрытая клинописью, была найдена французскими археологами. Когда клинопись расшифровали, стало ясно, что это законы царя Хаммурапи. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.
В начале 2 тысячелетия до н. э. Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон. Название Вавилон означало "Врата бога". При царе Хаммурапи Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас почти полностью свод законов, чтобы приучить свой народ к строгой дисциплине и хорошему поведению. Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.
Вавилонский правитель приказал запечатлеть свои законы на черной базальтовой стеле. Копии этих законов были сделаны на тысячах глиняных табличек и разосланы по всему царству. Об уважении к законам Хаммурапи свидетельствует то, что даже через полторы тысячи лет после их появления они все еще переписывались, изучались и распространялись в Месопотамии.
Черная базальтовая стела, покрытая клинописью, была найдена французскими археологами. Когда клинопись расшифровали, стало ясно, что это законы царя Хаммурапи. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.
Подданные царя
Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.
Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.
Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.
Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.
Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.
Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.
Древний Аккад
Наследие шумеров стало основой для развития других цивилизаций Месопотамии.
В 3 тысячелетии до н. э. в области севернее Шумера появились аккадцы - народ, говоривший на одном из семитских языков. Аккадцы основали город Аккад, ставший столицей их государства, тоже называвшегося Аккадом.
Правитель Аккада Саргон Древний в 24 веке до н. э. завоевал все шумерские и аккадские города и объединил их в одно государство. При Саргоне была создана первая в истории регулярная армия, насчитывавшая пять с половиной тысяч человек.
Вглядитесь в лицо могущественного правителя Аккада Саргона Древнего, полное царственного величия. В соответствии с модой того времени у Саргона густая борода в завитках.
В одной из надписей царь Аккада сообщает, что мать родила его тайно. Отца своего он не знал. Мать Саргона, скорее всего, была жрицей, которой не разрешалось иметь детей. Она положила младенца в корзинку и пустила плыть по реке. Корзину поймали царские слуги. Когда Саргон вырос, он получил должность при дворе. Потом Саргон сверг правителя и сам стал царем.
Наибольшего расцвета Аккад достиг при внуке Саргона Древнего. Он носил титул царя четырех сторон света, но этого ему показалось мало. Царь стал именовать себя "могущественным богом Аккада". Его изображали в рогатом шлеме - головном уборе богов. Рога в Месопотамии считались символом божественной природы. На изображениях фигура царя намного больше, чем фигуры его воинов и врагов.
Почти на два тысячелетия аккадский язык стал на Древнем Востоке языком международного общения, как сейчас английский. Договоры между государствами писались на аккадском языке, даже если заключавшие их страны не имели прямого отношения к Аккаду.
Наследие шумеров стало основой для развития других цивилизаций Месопотамии.
В 3 тысячелетии до н. э. в области севернее Шумера появились аккадцы - народ, говоривший на одном из семитских языков. Аккадцы основали город Аккад, ставший столицей их государства, тоже называвшегося Аккадом.
Правитель Аккада Саргон Древний в 24 веке до н. э. завоевал все шумерские и аккадские города и объединил их в одно государство. При Саргоне была создана первая в истории регулярная армия, насчитывавшая пять с половиной тысяч человек.
Вглядитесь в лицо могущественного правителя Аккада Саргона Древнего, полное царственного величия. В соответствии с модой того времени у Саргона густая борода в завитках.
В одной из надписей царь Аккада сообщает, что мать родила его тайно. Отца своего он не знал. Мать Саргона, скорее всего, была жрицей, которой не разрешалось иметь детей. Она положила младенца в корзинку и пустила плыть по реке. Корзину поймали царские слуги. Когда Саргон вырос, он получил должность при дворе. Потом Саргон сверг правителя и сам стал царем.
Наибольшего расцвета Аккад достиг при внуке Саргона Древнего. Он носил титул царя четырех сторон света, но этого ему показалось мало. Царь стал именовать себя "могущественным богом Аккада". Его изображали в рогатом шлеме - головном уборе богов. Рога в Месопотамии считались символом божественной природы. На изображениях фигура царя намного больше, чем фигуры его воинов и врагов.
Почти на два тысячелетия аккадский язык стал на Древнем Востоке языком международного общения, как сейчас английский. Договоры между государствами писались на аккадском языке, даже если заключавшие их страны не имели прямого отношения к Аккаду.
Боги и храмы Древней Месопотамии
Каждый город имел своего небесного покровителя - бога или богиню. Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей.
Из мифов мы знаем, что шумеры почитали бога Энки - владыку земли, который также считался повелителем пресных вод. Энлиль у шумеров был богом .ветра и воздуха. Его жена почиталась как богиня-мать. В Месопотамии поклонялись и богу луны. У шумеров он носил имя Нанна, а у вавилонян - Син. Жизнь всему даровал бог солнца. Шумеры называли его Уту, а аккадцы и вавилоняне - Шамаш.
Богиня плодородия, войны и любви Иннана у шумеров, она же Иштар у вавилонян, представала или в виде воительницы на колеснице, запряженной свирепыми львами, или в образе утренней и вечерней звезды, которая у нас называется Венера.
Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей. Мардук победил страшное чудовище и внес порядок в жизнь на земле. Мардука изображали в виде могучего героя либо быка или дракона.
Жители Древней Месопотамии обожествляли царей. Они видели в них исполнителей воли богов, наделенных божественной силой. Однако они не считали жизнь царя и существование государства связанными неразрывными узами, как это было в Древнем Египте.
Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Они были главными лицами в языческих религиях. Жрецы являлись служителями богов и хранителями их таинств. Они ухаживали за статуями богов, возносили им молитвы, приносили жертвы. Жрецы по звездам толковали волю богов. Они проводили религиозные церемонии. Из числа жрецов выдвинулись первые правители Древней Месопотамии. И позже жрецы занимали в обществе очень высокое положение. Они были хранителями знаний.
В центре каждого города возвышался храм. Его строили на высокой земляной платформе. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу, устремленную в небо. Считалось, что по этой лестнице избранные - цари и жрецы - могли подниматься к богам или боги снисходить к людям. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.
При храмах находились обширные хозяйства, в которых работало множество людей - земледельцев, ремесленников. Храмы и жрецы обладали огромными богатствами.
Каждый город имел своего небесного покровителя - бога или богиню. Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей.
Из мифов мы знаем, что шумеры почитали бога Энки - владыку земли, который также считался повелителем пресных вод. Энлиль у шумеров был богом .ветра и воздуха. Его жена почиталась как богиня-мать. В Месопотамии поклонялись и богу луны. У шумеров он носил имя Нанна, а у вавилонян - Син. Жизнь всему даровал бог солнца. Шумеры называли его Уту, а аккадцы и вавилоняне - Шамаш.
Богиня плодородия, войны и любви Иннана у шумеров, она же Иштар у вавилонян, представала или в виде воительницы на колеснице, запряженной свирепыми львами, или в образе утренней и вечерней звезды, которая у нас называется Венера.
Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей. Мардук победил страшное чудовище и внес порядок в жизнь на земле. Мардука изображали в виде могучего героя либо быка или дракона.
Жители Древней Месопотамии обожествляли царей. Они видели в них исполнителей воли богов, наделенных божественной силой. Однако они не считали жизнь царя и существование государства связанными неразрывными узами, как это было в Древнем Египте.
Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Они были главными лицами в языческих религиях. Жрецы являлись служителями богов и хранителями их таинств. Они ухаживали за статуями богов, возносили им молитвы, приносили жертвы. Жрецы по звездам толковали волю богов. Они проводили религиозные церемонии. Из числа жрецов выдвинулись первые правители Древней Месопотамии. И позже жрецы занимали в обществе очень высокое положение. Они были хранителями знаний.
В центре каждого города возвышался храм. Его строили на высокой земляной платформе. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу, устремленную в небо. Считалось, что по этой лестнице избранные - цари и жрецы - могли подниматься к богам или боги снисходить к людям. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.
При храмах находились обширные хозяйства, в которых работало множество людей - земледельцев, ремесленников. Храмы и жрецы обладали огромными богатствами.
Наследники Шумера
В этом разделе вы познакомитесь с историей Вавилона, Древнего Аккада , с богами и храмами Древней Месопотамии.
В этом разделе вы познакомитесь с историей Вавилона, Древнего Аккада , с богами и храмами Древней Месопотамии.
Рождение литературы
В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.
Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.
Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.
В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.
Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.
Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.
В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.
Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.
Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.
В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.
Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.
Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.
Знания шумеров
Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.
В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.
В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.
Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.
Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках.
Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.
В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.
В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.
Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.
Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках.
Возникновение письменности
Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.
Сначала люди рисовали изображения животных или предметов, которые надо было посчитать, на влажных глиняных табличках с помощью палочек. Изображение было упрощенным. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.
Люди поняли, что знак может обозначать не только предмет или животное, но отдельное слово, слог или даже звук. С помощью знаков можно было выражать сложные понятия, записывать разные сведения, рассказы о прошлом, законы. Поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью. Сначала знаки шумерской письменности располагались вертикально сверху вниз. Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что значительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину.
Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.
Сначала люди рисовали изображения животных или предметов, которые надо было посчитать, на влажных глиняных табличках с помощью палочек. Изображение было упрощенным. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.
Люди поняли, что знак может обозначать не только предмет или животное, но отдельное слово, слог или даже звук. С помощью знаков можно было выражать сложные понятия, записывать разные сведения, рассказы о прошлом, законы. Поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью. Сначала знаки шумерской письменности располагались вертикально сверху вниз. Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что значительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину.
Культура Шумера
В этом разделе вы познакомитесь с культурой древнейшей цивилизации шумер.
В этом разделе вы познакомитесь с культурой древнейшей цивилизации шумер.