Цивилизация Мероэ
«Словно водяным ураганом был захвачен Мемфис, множество людей там убито, и приведены пленные к тому месту, где находился его величество... Нет больше нома, закрытого для его величества среди номов Юга и Севера, Запада и Востока».Так повествует о воцарении кушитов в Египте в 729 г. до н. э. неизвестный автор стелы Пианхи.Почти столетие именовали себя фараонами Египта пришельцы из Напаты, возникшие, словно из небытия, на исторической сцене после полуторавекового молчания эпиграфических и археологических источников южнее первого нильского порога Впрочем, и предшествующий длительный период господства египтян внешне, казалось бы, нивелировал многие стороны местных культурных традиций Поиск происхождения новоявленных «владык Обеих Земель» уводит нас в глубокую древностьСудьба двух народов, египтян и кушитов, тесно переплеталась на протяжении веков По мнению академика Б.Б. Пиотровского, археологические материалы IV тыс до н э отчетливо показывают, что одинаковая культура охватывала в то время Верхний Египет и Северную Нубию. Позднее в силу особенностей географического фактора развитие культур шло двумя различными путями.Куш контролировал территории главным образом между третьим и пятым нильскими порогами, однако иногда кушитским царям удавалось распространять свою власть на севере до Асуана и на юге до Хартума— столицы современного Судана. Неодинаковым было название страны, а также ее отдельных частей.
«Словно водяным ураганом был захвачен Мемфис, множество людей там убито, и приведены пленные к тому месту, где находился его величество... Нет больше нома, закрытого для его величества среди номов Юга и Севера, Запада и Востока».Так повествует о воцарении кушитов в Египте в 729 г. до н. э. неизвестный автор стелы Пианхи.Почти столетие именовали себя фараонами Египта пришельцы из Напаты, возникшие, словно из небытия, на исторической сцене после полуторавекового молчания эпиграфических и археологических источников южнее первого нильского порога Впрочем, и предшествующий длительный период господства египтян внешне, казалось бы, нивелировал многие стороны местных культурных традиций Поиск происхождения новоявленных «владык Обеих Земель» уводит нас в глубокую древностьСудьба двух народов, египтян и кушитов, тесно переплеталась на протяжении веков По мнению академика Б.Б. Пиотровского, археологические материалы IV тыс до н э отчетливо показывают, что одинаковая культура охватывала в то время Верхний Египет и Северную Нубию. Позднее в силу особенностей географического фактора развитие культур шло двумя различными путями.Куш контролировал территории главным образом между третьим и пятым нильскими порогами, однако иногда кушитским царям удавалось распространять свою власть на севере до Асуана и на юге до Хартума— столицы современного Судана. Неодинаковым было название страны, а также ее отдельных частей.
Цивилизация древнего Зимбабве
О живших здесь столетия назад людях известно мало: письменности у них не было, а устные предания не сохранились. Но каменные стены и башня, напоминающие рыцарские замки Средневековья, хранят для потомков какое-то не вполне еще разгаданное послание.
Руины Великого Зимбабве, раскинувшиеся на 24 гектарах, состоят из трех частей. Это останки самого древнего укрепления на холме, которое археологи называют акрополем, каменные развалины "Городища в долине" и "Большое городище" - главная часть всего комплекса.
С воздуха Большое городище похоже на гигантский каменный браслет. Этот браслет - внешняя стена, имеющая в длину приблизительно 250 метров. Ее ширина - от метра до 5 метров, а высота вдвое превышает ширину, достигая 9 метров. Это примерно 5 с лишним тысяч кубометров камня! Внутри внешней стены выстроены другие стены, пониже. Между ними и главной стеной в некоторых местах имеются узкие проходы, предназначение которых так и не выяснено. Еще большую загадку представляет возвышающаяся над городищем большая коническая башня. Ранние исследователи считали ее храмом или даже королевской резиденцией. Но дело в том, что внутри башни нет никаких помещений и даже пустот - она целиком состоит из сложенных гранитных блоков.
О живших здесь столетия назад людях известно мало: письменности у них не было, а устные предания не сохранились. Но каменные стены и башня, напоминающие рыцарские замки Средневековья, хранят для потомков какое-то не вполне еще разгаданное послание.
Руины Великого Зимбабве, раскинувшиеся на 24 гектарах, состоят из трех частей. Это останки самого древнего укрепления на холме, которое археологи называют акрополем, каменные развалины "Городища в долине" и "Большое городище" - главная часть всего комплекса.
С воздуха Большое городище похоже на гигантский каменный браслет. Этот браслет - внешняя стена, имеющая в длину приблизительно 250 метров. Ее ширина - от метра до 5 метров, а высота вдвое превышает ширину, достигая 9 метров. Это примерно 5 с лишним тысяч кубометров камня! Внутри внешней стены выстроены другие стены, пониже. Между ними и главной стеной в некоторых местах имеются узкие проходы, предназначение которых так и не выяснено. Еще большую загадку представляет возвышающаяся над городищем большая коническая башня. Ранние исследователи считали ее храмом или даже королевской резиденцией. Но дело в том, что внутри башни нет никаких помещений и даже пустот - она целиком состоит из сложенных гранитных блоков.
Древняя Африка
В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация — Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Напата). На её обломках образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация — Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Напата). На её обломках образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
Африка каменного века
Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до 7 века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э.).
Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, коса и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили койсанские народы, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.
Сейчас многие племена ведут примитивный образ жизни, занимаясь охотой, собирательством, рыболовством и местами — примитивным земледелием. Наиболее известным примером таких племён являются бушмены.
Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до 7 века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э.).
Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, коса и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили койсанские народы, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.
Сейчас многие племена ведут примитивный образ жизни, занимаясь охотой, собирательством, рыболовством и местами — примитивным земледелием. Наиболее известным примером таких племён являются бушмены.
На рассвете истории Африки
Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII—VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.
Бесспорно, однако, что в разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.
Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя. Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н. э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья—великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией.
Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII—VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.
Бесспорно, однако, что в разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.
Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя. Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н. э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья—великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией.