Вайшнавизм

Религия
Вайшнавизм — одно из основных течений индуизма, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарaм, в основном Раме и Кришне, как Верховному Богу.

Монотеистическая в своей философии, эта традиция также включает в себя элементы, которые могут быть описаны как пантеистические. Верования и практика данной традиции (известные как бхакти-йога или бхакти) в основном базируются на пуранических текстах, таких как Бхагават-гита, Вишну-пурана, Шримад-Бхагаватам и некоторых ведических текстах, таких как Упанишады.

Последователей вайшнавизма обычно называют «вайшнавы». Согласно последним статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма,подавляющее большинство которых проживает в Индии.

Гаудия-вайшнавизм, являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру, в основном благодаря проповеди А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны.

Этимология

Слово «вайшнавизм» происходит от санскритского «вайшнава», которое в свою очеред происходит от «Вишну» и означает что-либо относящееся к Вишну или происходящее от Вишну.

Основные верования вайшнавов

Вишну как верховный Бог

Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну или Нараяна является Верховным Богом, также как и Его многочисленные аватары, упомянутые в Пуранах. Остальные, описываемые в Ведах так называемые «полубоги» или на санскрите девы (такие как Ганеша, Индра, Сурья и Дурга), относятся к категории обыкновенных живых существ (джив) и считаются слугами Вишну. Тогда как Шива занимает особое промежуточное положение между обыкновенными дживами и Вишну.

Некоторые вайшнавские школы отождествляют Вишну с Богом-отцом авраамических религий, но так как это понятие выходит за пределы ведической доказуемости, оно не является одной из важных составляющих вайшнавского вероучения.

Поклонение

Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, самсара, карма а также разные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение (бхакти) Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имён Вишну (бхаджане), медитации на его форму (дхаране) и в поклонении мурти Вишну (пудже).

В своём поклонении вайшнавы видят себя (по крайней мере частично) отдельными или отличными от объекта своего поклонения — Господа Вишну. В отличии от других школ индуизма, где главной целью является освобождение (мокша) или слияние с верховным Брахманом (как например в школе адвайта-веданты), конечной целью вайшнавской религиозной практики является вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовной сфере Вайкунтхе лежащей за пределами этого иллюзорного мира (майи). В Бхагавата-пуране описываются три основных черты Абсолюта, — Брахман, Параматма и Бхагаван — которые соответственно рассматриваются как Вселенский Вишну, Вишну в сердце каждого живого существа и Личностная Форма Вишну.

Духовное посвящение

Вайшнавы обычно следуют процессу духовного посвящения (инициации или дикши), которую им даёт гуру, руководящий их обучением в вайшнавских практиках и философии. Во время инициации ученик, как правило, получает определённую мантру, которую он должен повторять, как про себя так и вслух в качестве процесса поклонения Вишну или одной из его аватар. Этот процесс повторения мантры известен как джапа. Система получения духовного посвящения и обучения от гуру основана на наставлениях писаний, которые считаются священными в вайшнавских традициях:

"Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину."

"Является вайшнавом тот, кто получил посвящение в вайшнавскую мантру и кто посвятил себя поклонению Господу Вишну. Те, кто не сделали этого, по сути не являются вайшнавами."

"Однако священные писания непосредственно относящиеся к линии гаудия-вайшнавизма, основанного Чайтаньей Махапрабху в начале XVI века в Бенгалии, дают такое мнение:
Левая кавычка Тот кто произнёс святое имя Кришны хотя-бы один раз, — может считаться вайшнавом. Такая личность достойна уважения как самый высший из людей."

Отношение к священным писаниям

Различные вайшнавские традиции обычно ссылаются на труды предшествующих ачарьев своей сампрадаи как на авторитетные толкования священных писаний. В то время как многие школы, такие как традиции смарты или адвайты, поощряют к философскому и метафорическому толкованию писаний и как правило не одобряют их буквального толкования, вайшнавизм подчёркивает первостепенную важность буквального смысла мукхья-вритти и второстепенность косвенного смысла гауна-вритти: сакшад упадешас ту шрутих — «Наставления писаний должны приниматься буквально, без изощрённых и аллегорических толкований.»

Четыре вайшнавских сампрадаи

В вайшнавизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи, которые берут своё начало у одной из ведический личностей. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему в отношении толкования взаимоотношений между (дживой) и Богом (Вишну).

* Рудра-сампрадая

Философия: шуддха-адвайта «чистый монизм», основоположником был Валлабхачарья.

* Брахма-сампрадая

Философия: двайта «дуализм», основоположником был Мадхавачарья. Двайта позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда «непостижимое единство и различие», которую впервые изложил Чайтанья Махапрабху

* Лакшми-сампрадая

Философия: вишишта-адвайта «недвойственный монизм» основоположником был Рамануджа

* Кумара-сампрадая

Философия: двайта-адвайта «двойственность в единстве» основоположником был Нимбарка

История вайшнавизма

Вайшнавизм в древности и в средние века

Среди исследователей существуют различные мнения о том, когда и как возник вайшнавизм и какую роль он играл в древнем индийском обществе (сама вайшнавская традиция относит свое происхождение к доисторическим временам). По мнению Г. М. Бонгард-Левина и Г. Ф. Ильина, вайшнавизм был основным религиозным течением в Индии уже в середине первого тысячелетия до н. э., в период Маурьев и Шунгов.

О храмах Рамы и Кешавы говорится в «Махабхашье» Патанджали. Античный автор Мегасфен рассказывает о том, что индийцы поклоняются могущественному божеству, которое он называет Гераклом. Многие исследователи считают, что Мегасфен имеет в виду Кришну, поскольку по его словам, Геракла особено почитают в Матхуре, в городе, который издавна связан с поклонением Кришне.

Г. М. Бонгард-Левин и Г. Ф. Ильин приводят текст знаменитой надписи на колонне Гелиодора, появившейся не позже II века до н. э.:

"Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы (Кришны), Гелиодором, поклонником Господа Бхагаваты, сыном Диона и уроженцем Таксилы, прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления."
Интерсно, что грек Гелиодор называет себя здесь бхагаватой, то есть почитателем Бхагавана (Кришны).

Сильное влияние вайшнавизма обнаруживается также во времена Гупт. Интересно, что правители этой династии называли себя парама-бхагаватами.

С падением Гуптов культ Вишну перемещается на юг Индии. Здесь, начиная с V—VI века н. э., большую популярность приобретают гимны альваров — вдохновенных поэтов-вайшнавов, подвижников и религиозных учителей. Традиция насчитывает двенадцать альваров. Учение, которое они проповедовали, отличалось терпимостью и было доступным для людей разного общественного положения, что считается весьма примечательным, учитывая строгость кастового общества Индии того времени.

Альвары считали, что единственным качеством человека, делающим его достойным достижения духовного совершенства, является преданность Богу (бхакти). Из биографий альваров мы узнаем, что Кулашекхара был царем, Тирупанна — бедняком, а Тондарадипподи — отверженным грешником. Среди альваров была даже женщина по имени Андал.

Из произведений альваров был составлен сборник под названием Прабандхам, насчитывавший более четырёх тысяч гимнов. «Прабандхам» был настолько широко известен и пользовался таким уважением, что его называли «Вайшнава-ведой».

Период альваров сменился периодом ачарьев — учителей, крупнейшим из которых был Натхамуни. Ачарьи начали разработку философско-богословской доктрины, которая должна была дополнить религиозные гимны альваров. Труды ачарьев послужили фундаментом для создания в XI—XIII веках таких развитых систем индийской мысли как вишишта-адвайта Рамануджи и двайта Мадхвы.

В эту эпоху вайшнавизм, наряду с шиваизмом, утверждается как одно из главных религиозных направлений в Индии. Известность и популярность приобретают религиозные центры вайшнавов — Шри Рангам, Тирупати, Удупи и Джаганнатха-Пури. Начинается подъём религиозного-реформаторского движения, которое принято называть движением бхакти.

Вишну и вайшнавизм в традиционной литературе индуизма

О Вишну мы узнаем ещё из Риг-веды. Здесь это имя встречается значительно реже, чем такие имена как Индра, Агни и Варуна. Однако Вишну «Риг-веды» — это «зародыш риты (мирового закона)», «тот, кто покрывает вселенную шагами». В «Вишну-сукте», одном из гимнов «Риг-веды», говорится о высшей обители Вишну как о высочайшей. Вишну «Риг-веды» — хранитель Вселенной, поддерживающий и оберегающий ее законы. В «Шатапатха-брахмане» Вишну предстаёт олицетворённым жертвоприношением. Знаменитый гимн «Пуруша-сукта» описывает Вишну как вселенское сверхсущество.

В Ведах мы находим тексты, свидетельствующие о монотеистических тенденциях. Так, например, в Риг-веде сказано:

"Есть лишь одна реальность, которую мудрецы называют разными именами: Агни, Яма, Матаришва. "

Здесь же мы впервые встречаем понятие шраддха (вера). В Сама-веде «шраддха» описывается как мать всякого обряда. Это очень важно, поскольку позже, в сочинениях вайшнавов шраддха отождествляется с первой ступенью бхакти, а «бхакти» подразумевает глубокую твёрдую веру в единый избранный объект поклонения.

В Махабхарате мы встречаемся с вайшнавизмом в ясно выраженной форме. Частью «Махабхараты» является Бхагавад-гита, которая по своему значению приравнивается к Упанишадам и является одним из главных священных текстов древнеиндийской литературы, признаваемым практическим всеми традиционными религиозно-философскими школами Индии. В «Бхагавад-гите» (15.18, 18.55) Кришна предстает Себя как Верховная Личность (Пурушоттама), познать которую можно посредством бхакти.

"Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше всех — бренных и неизменных, и потому во всем мире и во всех Ведах Меня славят как Верховную Личность."

"Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью бхакти. И когда благодаря бхакти все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога."

Наиболее ярко и развернуто вайшнавизм представлен в Пуранах — в Вишну-пуране, Падма-пуране и особенно в Бхагавата-пуране. «Бхагавата-пурана» наряду с Махабхаратой и Рамаяной, вместе с которыми ее относят к величайшим эпическим произведениям Индии, до сих пор является одним из наиболее популярных и читаемых традиционных текстов. В этом произведении наряду с описанием деяний Кришны а также текстами, имеющими философское и богословское значение, содержится множество рассказов о том, как в разные времена мудрецы и святые достигали духовного совершенства путем бхакти.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.