Иисус Христос

Религия
Иисус Христос (не позже 4 до н. э. Вифлеем — между 30 и 33 н. э. Иерусалим). По мнению создателей никейского христианского вероучения — Второе лицо (ипостась) Троицы, Сын Бога и человек (то есть совмещающий в себе природу божественную и человеческую, полностью Бог и полностью человек), распятый на кресте, а затем воскресший и вознёсшийся на небо. Монофизиты признают только божественную природу и не признают человеческую. Учение и земная жизнь Иисуса Христа раскрыта в четырёх Евангелиях.

Происхождение и значение имени
Иисус — это греческая форма ивритского имени, которое означает «Спасение». Само это имя является сокращением — «Господь есть Спасение». Имя Йешуа давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йешуа бин Нун (ок. XV—XIV вв. до н. э.), которого русская синодальная Библия также называет Иисусом — Иисус Навин.

Следует отметить, что Йешуа — одно из самых распространённых еврейских имён того периода.

Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса. Греческое слово Христос представляет собой перевод ивритского и арамейского, и означает «помазанник» (мессия). Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам. Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем. Изначально «помазанными» называли священников, а после установления монархии в Израиле слово «помазанник» начали употреблять по отношению к царям. Исходя из этого, пророки предсказывали пришествие царя из рода Давида, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царём, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира. О таком ожидании свидетельствуют мессианские пророчества.

Иисус с точки зрения христианства

Христиане верят в то, что Иисус является Сыном Божиим, Сыном человеческим (так Он сам себя именовал, согласно евангелистам), Агнцем мира, Господом Вседержителем, Превечным Словом, Сладчайшим Женихом, Премудростью Божией, обещанным Мессией, на основании различных пророчеств Ветхого Завета. С точки зрения христианского богословия, эти пророчества являются пророчествами о времени прихода Мессии, его миссии, смерти и воскресении. Например, считается что Быт.49:10 указывает на то, что Мессия придет до уничтожения государственности Иудеи, считается также, что в Дан.9:25 указано конкретное время пришествия Христа, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима, а в последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и храма после смерти Мессии. Книга Исаии толкуется как пророчества о Мессии, включая рождении от девы, мученической смерти и о втором пришествии. Наиболее известна из них 53 глава, которая толкуется как страдания и смерть Мессии. Соответственно этому, в Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом Христом.

По определению IV Вселенского Собора, во Христе Бог соединился с человеческой природой «неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно», то есть, во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна Личность (Бог-Сын). При этом ни природа Бога, ни природа человеческая не претерпели никакого изменения, но остались по-прежнему полноценными. Падшее в грехопадении обычное человеческое естество (включающее в себя дух, душу и тело) Христос своими крестными страданиями обновил (вернул в первозданное райское состояние), исцелил и обожил (бесконечно приблизил к Богу). Именно поэтому в христианстве так важно причащение — вкушение тела и крови Спасителя для полного соединения в любви с самим Богом. Авторитетные в православии отцы Великие каппадокийцы подчёркивали, что Христос равен Богу Отцу и Духу Святому по Божеству и, при этом, равен всем людям по человеческой природе.

Сам же Христос характеризовал себя так: «Я — есть путь, истина и жизнь», а также = альфа и омега (начало и конец), хлеб небесный, свет миру, пастырь добрый, сеятель, господин виноградника, судья и т. д.

В Евангелиях от Матфея и от Луки указаны разные родословные Иисуса Христа. Из обеих родословных Иисуса Христа родословной Иосифа принято считать список, приводимый в Мф 1:1-16. Со времен Реформации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лук.3:23-38), через Марию. Также нужно отметить, что в ряде случаев иудейская традиция признавала большую значимость факта формального усыновления, чем факта физического отцовства и материнства. Этим значительная часть исследователей объясняет воспроизведение родословной Иисуса Христа в Евангелиях по линии Иосифа Обручника.

Жизнеописание
Рождение

Согласно христианству, появление Иисуса — исполнение давнего пророчества о Мессии — Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от Святого Духа девственницей Девой Марией, в городе Вифлеем (Мф.2:1), где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет (Мф.2:14). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет.

Противники христианства предложили целый ряд альтернативных объяснений истории рождения Иисуса. В частности, ими оспаривается предсказание пророка Исайи, согласно которому Мессия (Христос) должен быть рождён девственницей (иудейские толкователи утверждают, что пророчество Исайи вообще не имеет отношения к будущему Мессии и говорит о событиях, современных моменту произнесения пророчества).

Версии, говорящие о рождении Иисуса от внебрачной связи, противоречат повествованию Нового Завета о ежегодном поклонении семьи Иисуса в Иерусалимском Храме, в том числе описанию двенадцатилетнего Иисуса «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лк.2:46). Если бы в то время существовали версии о незаконном происхождении, ни сам Иисус, ни его родители не имели бы возможности ходить в Иерусалимский Храм для поклонения, так как это строго запрещал закон Моисея (Втор.23:2).

Христиане отвергают все перечисленные гипотезы, считая историческим фактом непорочное зачатие Христа (от Святого Духа ). По определению IV Вселенского Собора, во Христе Божество соединилось с полноценной человеческой природой «неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно», то есть, во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна Личность (Бог-Сын). Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 г до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним — 4 г до н. э. (год смерти Ирода Великого).

Церковь считает сверхъестественным не только зачатие Христа, но и само Его рождение, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии. В задостойнике воспевается: «Бог из боку твоею пройде» - как и сквозь двери затворенные. Это удачно изобразил Андрей Рублёв на иконе «Рождества», где Богородица смиренно отвела взгляд в сторону, склонив голову.

Практически сразу после своего рождения, Иисус был увезён в Египет Его матерью Марией и отчимом Иосифом. Там они провели очень мало времени (Евангелия свидетельствуют нам о том, что Иисус вернулся на свою родину ещё в младенческом возрасте.) (Мф.2:14-15)

Жизнь Иисуса до начала Его общественного служения

После смерти Ирода Иисус поселился в Назарете (Мф.2:23). О детстве и юности Иисуса евангелие сообщает очень мало. Известно, что Он был необычным ребёнком, но до 30-ти лет старался не открывать людям свои сверхъестественные способности. Он был в послушании Марии и Иосифа. Когда Ему было 12 лет, Его нашли поучающим мудрецов в храме.

Крещение

В 30-летнем возрасте (Лк.3:23) Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан, после чего удалился в пустыню на 40 дней, где претерпел искушения от сатаны.

Проповедь



Поселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф.4:13). Иисус начал учить, что Он – Сын Божий, и что Ему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его тело – есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того Он подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех, прежде всего, максимально, - всем существом своим, - любить Бога (в постоянном покаянии (Лк.15,1-32), (Лк.18,10-14)) ; затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя (в делах милосердия (Мф.25,31-46); и, наконец, любить себя как творение Божие и Его образ (посредством частого причащения (Ин.6:48—58)). Дольше всего Христос со своей проповедью путешествовал по Галилее, но также проходил и по Самарии, Десятиградью, на другом берегу Иордана, в пределах Тира и Сидона. В евангелии от Иоанна указывается, что Иисус 4 раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи, отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года. Иудеи многократно пытались убить Его (побить камнями, сбросить со скалы, зарезать), но Спаситель, чудесным образом оставался невредим, пока «не пришёл Его час» распятия на кресте, ради которого Он и воплотился. Он собрал вокруг себя группу из 12 ближайших учеников - апостолов для распространения христианской церкви по всему миру. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней, а также воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и мн. др.


Эль Греко,
Изгнание торгующих из Храма
Страсти Христовы

События последних дней земной жизни Иисуса Христа, принесшие ему физические и духовные страдания относят к Страстям (страданиям) Христовым. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.

Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной Вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.

Суд

По мнению некоторых исследователей - основная правовая норма иудейского законодательства, имеющая отношение к суду над Иисусом Христом — норма Втор. 18:20-22 (20): «но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти». (21) «И если скажешь в сердце твоём: `как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?».(22) «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его». Синедрион истолковал Иисуса как лжепророка, христиане же считают пророчества доказательством обратного.

Согласно Евангелию от Марка Мк.14:62, «первосвященник снова спросил Его: — Ты — Помазанник, Сын Благословенного? — Я, — ответил Иисус [и процитировал Дан.7:13]: — И вы увидите Сына человеческого сидящим по правую руку Всемогущего и идущим с облаками небесными». (63) Первосвященник, разодрав на себе одежды, сказал: — Зачем нам ещё свидетели? (64) Вы сами слышали кощунство! Каким будет ваше решение? И все признали Его виновным и приговорили к смерти". (перевод Рос. Библ. об-ва, 2000 г.) В других евангелиях Иисус отвечает фразой: «ты говоришь» (Мф.26:63,64). Несмотря на то, что в наше время формулировка «ты сказал» или «ты говоришь» звучит уклончиво, современники Христа воспринимали ее по-другому. «Ты говоришь» было традиционным ответом образованного еврея на вопрос, подразумевавший серьёзный или печальный ответ. Вежливость запрещала употреблять прямое «да» и «нет». Последующая реакция первосвященника подтверждает, что он понял слова Иисуса совершенно недвусмысленно.

После неудачных попыток Первосвященника обвинить Иисуса в каком-либо внешнем нарушении иудейского закона (см. Ветхий Завет), Иисус был предан им римскому властителю, прокуратору Понтию Пилату, который не найдя в нём вины склонялся к тому, чтобы отпустить его. Но по настоятельному требованию собравшейся посмотреть на казнь иудейской толпы, направляемой старейшинами, Иисус Христос был казнён через распятие на кресте (по исламским верованиям Иисус был вознесён на небо заживо) за попытку выдать себя за Бога. Некоторые иудеи считали его одержимым Веельзевулом (Мк.3:22). Новый Завет описывает, что Иисус воскрес из мёртвых и вознесся на небеса, а в конце времён вновь придёт на землю судить живых и мёртвых и его царствию не будет конца (Символ веры).

Иисус действительно не нарушал иудейский закон и не призывал его нарушать, поскольку сам был (по происхождению) иудеем, родился в иудейской семье, был обрезан (Лк.2:21), подчинялся Закону Моисея (Гал.4:4) и в проповедях говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Мф.5:17—19).

Распятие


Понтий Пилат и пленённый Иисус перед толпой евреев
Картина Чизери Антонио
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). За свою проповедническую деятельность Иисус был арестован, судим и распят на кресте в пятницу.

Согласно христианскому вероучению, Христос взял на себя грехи всех людей и пострадал за них на кресте и претерпел невыносимую богооставленность. А после мучительной смерти, человеческая душа Спасителя, отделившаяся от его погребённого тела, спустилась в глубины ада, откуда были выведены все ветхозаветные праведники, в том числе и души прародителей Адама и Евы. И теперь все люди получили возможность через причащение тела и крови Христовых соединяться непосредственно с самим Богом, благодаря чему возрастать в вечной любви к своему Творцу.



Воскресение
Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан с различиями. Согласно Иоанну (Ин.20:1—15): Мария Магдалина одна (по другим версиям жен-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей были видения двух ангелов и Иисуса, которого она не сразу узнала. Вечером Христос явился своим ученикам (среди которых не было Фомы Близнеца). Фома, пришедши, не поверил в рассказы о его воскресении, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.

Воскресная стихира Октоиха указывает, что момент воскресения Иисуса (так же, как и момент его рождения) не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.

Вознесение

Деяния Апостолов 1:2-11. Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их». Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, сопровождали два «мужа в белой одежде», которые объявили о втором пришествии «таким же образом».

Христос перед народом,
скульптор Марк Антокольский


Внешний облик

В Библии

В Новом Завете о внешности Иисуса говорится следующее: «Глава Его и волосы белы» (Откр.1:14). В Ветхом Завете, в пророчестве Исаии о Мессии говорится: «Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2). Икона Спаса Нерукотворного, являющаяся каноном для написания лика Христа, по легенде, была написана с полотенца, которым Он утёр лицо и на котором был запечатлён Его лик. Существует версия, согласно которой на известной всему миру Туринской плащанице чудесным образом было запечатлено изображение тела Иисуса Христа во время Его воскрешения из мертвых.

Критики христианства

Во II веке Цельс в своем сочинении «Правдивое слово» среди критических высказываний в адрес христианства упоминал и о внешности Иисуса: «А между тем Иисус был таким же обыкновенным человеком, как все другие: если верить рассказам, он был мал ростом, некрасив, а в наружности его не было ни тени благородства.» (III,4,84). Однако, следует учитывать, что сам Цельс Иисуса Христа лично не знал.

«Маленького роста человечек с искривленными членами», — так описывают Иисуса апокрифические «Деяния Иоанна». «Вида никакого не имел, безславен, презрен был», — скажет и Юстин Мученик, видевший, может быть, тех, кто видел живое лицо Иисуса Христа, точнее, его протипа. О безобразии Христа говорит Климент Александрийский.

Современные исследователи

Свою лепту в создание нового облика Иисуса внёс Ричард Нив (Richard Neave), экс-медик из Манчестерского университета, Великобритания. Группа учёных во главе с Ричардом Нивом исследовала череп израильтянина, умершего приблизительно в 1 века н. э. Ричарду Ниву хватило того факта, что найденный человек был евреем, и жил приблизительно в одно время с Иисусом, хотя нет никакой уверенности, что этот израильтянин хотя бы отдалённо напоминал христианского Спасителя. Для воссоздания формы лица, цвета глаз и кожи Иисуса Христа они использовали компьютерные технологии, глину, симулятор кожи и исторические данные о евреях того времени. На основании таких скудных и сомнительных данных был сделан вывод, что Иисус был человеком с широким крестьянским лицом, тёмной оливковой кожей, короткими курчавыми волосами и большим носом. Рост Иисуса Христа мог достигать 177 см, но весил он немного — около 55 килограммов.

Информация о длине волос была почерпнута непосредственно из Библии. При этом исследователи рассуждали так: «Разве написал бы святой апостол Павел, что „если человек носит длинные волосы, это позор для него“, если бы у самого Христа были длинные волосы?». Однако апостол Павел зависел от нравов его времени, вследствие чего это заключение относительно. Он сам не считает их бесспорными (1 Кор. 11:16).

Следует отметить, что это исследование имеет весьма отдалённое отношение к научному методу, и не выдерживает критики.




Фрагмент Туринской плащаницы, ретушированный с помощью графического редактора
Реконструкцию образа Спасителя можно найти в исследовании главного научного сотрудника Государственного Эрмитажа г. Сапунова Б. В., в его замечательном труде «Земная жизнь Иисуса». Образ Христа воссоздан на основе так называемой «Теории свидетельских показаний». Автору, в частности, удалось найти описания внешнего вида и лика Иисуса Христа: «до наших дней дошли тексты, сохранившие словесное описание внешности Иисуса. Они включены в „Послание к Византийскому императору Феофилу“, датируемые 829—842 гг., в „Сказание монаха Епифания“ начала IХ в., и в „Письмо проконсула Лентула императору Тиберию и Римскому Сенату. На русском языке в 1905 г. их опубликовал Н.Кондаков, не указав при этом первоисточники и не проследив историю текстов. Эти сочинения, известные узкому кругу специалистов, не получили признания. Ни богословы, ни атеисты, ни другие историки церкви не поверили в их достоверность.“ Особенно любопытным, на наш взгляд, оказалось выявление в облике Иисуса синдрома Марфана, объективно, на основе самых последних достижений науки подтверждающее, что данные независимые источники описывают один и тот же портрет. О синдроме у автора есть примечательная ремарка: „Синдром Марфана — это не болезнь, а незначительное отклонение от нормы, которое определяет не только внешний облик, но и духовный мир носителя. В числе лиц, носителей этого синдрома, можно указать крупнейшего политического деятеля США — Авраама Линкольна, президента Франции — Шарля де- Голля, писателей Г. Андерсена и К.Чуковского. А также великого музыканта-скрипача — Н.Паганини, именем которого иногда называют этот синдром“. Выделение в тексте наше. Большая работа, проведенная автором, позволила дать задание криминалистам: „Процесс создания фоторобота на основе вербального портрета хорошо отработан и дает положительные результаты. По моей просьбе эту работу успешно провели бывший сотрудник Гос. Эрмитажа, майор милиции А. Н. Шеменков и эксперт- криминалист высшей квалификации В. Н. Павлов, за что автор приносит им глубокую благодарность“. В результате проделанной работы в книге можно видеть образ Иисуса Христа.

Историчность Иисуса Христа

В наиболее распространенных списках книги Иудейские древности известного древнееврейского историка Иосифа Флавия можно прочесть следующее сообщение:

Иосиф Флавий Иудейские древности, книга 18, глава 3:3: Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали любить его и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени.

Это известие написано в 90-х гг. по Р.Хр. Многие учёные уверены, что этот текст греческой рукописи является благочестивой вставкой христианского переписчика, сфабрикованной на рубеже III и IV веков. В самом деле, Иосиф Флавий, фарисей и правоверный последователь иудаизма, потомок Маккавеев, член известного рода первосвященников, якобы сообщает, что Иисус был Мессией, что, распятый, Он воскрес на третий день!.. Если бы Иосиф действительно поверил, что Иисус был Мессией, он бы не довольствовался таким маленьким отрывком, а, как минимум, написал бы отдельную книгу об Иисусе. Однако в 1912 году русский учёный А. Васильев опубликовал арабский текст книги христианского епископа и египетского историка Х века Агапия „Всемирная история“ („Китаб аль-унван“), а в 1971 году израильский ученый Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum:

В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса (перевод С. С. Аверинцева).
Тем не менее, по поводу приведённого отрывка также нет единого мнения среди исследователей. Он может отражать подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык, а может быть вариацией христианской вставки, адаптированной для мусульманского окружения, в котором жил Агапий.

Другим автором, упоминающем о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит. В Анналах (летописях) книга 15, параграф 44: Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, … кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады. Это свидетельство было написано около 115 года по Р.Хр.

Другой знаменитый римский историк Гай Светоний Транквилл в книге Жизнь двенадцати цезарей, в главе Клавдий 25:4 пишет: Иудеев, постоянно волнуемых Христом, он изгнал из Рима. Это известие написано на несколько лет раньше свидетельств Тацита.

До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном. Из письма Плиния к Траяну: Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…




Рождение Христа
Андрей Рублев
В подлинности упомянутых сообщений сомнений практически нет, однако их объединяет одна общая черта. Римские авторы пишут о Христе либо со слов христиан, либо по слухам, бытующим в околохристианских кругах. Таким образом, все эти сообщения (кроме сомнительного Флавиева свидетельства) ничего не добавляют к вопросу об историчности Иисуса.

Однозначно одно, христиане в первые века существовали, были гонимы и многие мученически умирали. Что двигало христиан первых веков на смерть кроме искренней веры (основанной на свидетельствах очевидцев жизни, чудес и воскресения Христа) — не ясно. По мнению некоторых христианских богословов это тоже является хорошим доказательством историчности Христа.

Учение Иисуса Христа

Основные особенности

1. Вера в Единого Бога: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“ (Мф.4:10)
2. Прежде всего — Любовь к Богу и любовь ко всем людям (Мф.22:37—40)

Спасение

1. Необходимость рождения свыше силой Духа Святого (Ин.3 глава)
2. Необходимость обряда крещения: „Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие“ (Ин.3:5)
3. Необходимость вкушения тела и крови Христовых в таинстве причащение(Ин.6:48—58)
4. Для принятия дарованного спасения от человека требуется и личная воля, которая проявляется в приложении собственных усилий в следовании за Богом (Мф.11:12).

Личное благочестие

1. „Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки“ (Мф.7:12)
2. Критика лицемерия: „Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие“ (Лк.12:1)
3. Необходимость отречения от самого себя (самопожертвование).
4. Терпение: „любите врагов ваших“ (Мф.5:44); „терпением вашим спасайте души ваши“ (Лк.21:19)
5. Развод с целью заключения нового брачного союза и брак с разведёнными является нарушением заповеди „Не прелюбодействуй“. „Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует“ (Лк.16:18)
6. Необходимость проповедования Евангелия всем людям (всем народам), последующего их крещения „ Во имя Отца и Сына и Святого Духа“, чтобы они соблюдали все повеления Христа.(Мф.28:19,20).

Эсхатология

1. Учение о последних временах (Мф.24:3—44)
2. Предречение конца бед в новом свете: „Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех“ (Лк.12:51,52)

Учение Иисуса и христианство

В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство.

На настоящий момент (2008) в мире насчитывается более 1 млрд человек, называющих себя христианами. Существуют различные христианские конфессии, отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения.

Иисус Христос с точки зрения других религий



В еврейской религиозной полемике Иисуса Христа чаще всего называют „Йешу“. Иудеи толкуют имя Йешу как аббревиатуру слов „йимах шмо везихро“ — „да сотрутся имя его и память о нем“. В Талмуде упоминаются несколько проповедников по имени Иисус (Йешуа/Йешу). Чаще всего Иисус Христос отождествляется (вслед за античным философом Цельсом) с Йешу бен Пантира, сыном римского солдата Пантеры или Пандиры и парикмахерши (завивающей волосы женщинам (отражение прозвища „Магдалина“?) Мирьям. Современный французский историк Рожер Амбелен предполагает, что отцом Иисуса был вождь еврейских мятежников Иуда Галилеянин.

С точки же зрения христианского богословия, окончание войн будет последствием второго пришествия Мессии, в то время как после первого прихода должны быть войны, разрушение Иерусалима и Храма и утверждение нового завета (на основании Дан.9:26,27). Разрушение Иерусалима и Храма римлянами в 70 году, вскоре после распятия Иисуса римлянами, возникновение христианства как религии Нового Завета, рассматривается как исполнение цепи пророчеств Даниила (Дан.9:25—27) о Мессии:

25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится (народ) и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле (святилища) будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

В исламе Иисус известен под именем Иса бин Мариам и считается одним из величайших пророков.

Манихейство считает Иисуса одним из важнейших пророков и сверхчеловеческим существом, но всё же не равным Богу (Свету).

Свидетели Иеговы также признают Иисуса сыном Бога, но не самим Богом.

Гностики и манихеи полагают, что Иисус не был рождён физическим образом, но снизошел с небес в начале своей проповеди, и имел только кажущееся материальное тело.

Критика Иисуса

В Евангелиях

Наряду с позитивными обращениями: «первосвященник», «царь», «пророк», «пастырь добрый», «свет миру», критики Иисуса именовали Его:

* злодеем (Ин.18:30; Лк.22:37; Мк.15:28)
* мятежником (Мк.15:7)
* развратителем народа (Лк.23:2)
* самозванцем (Ин.8:13)
* сумасшедшим (Мк.3:21)
* богохульником (Мк.2:7; Мк.14:64; Мф.9:3)

Кроме этого, Его обвиняли в следующем:

«57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.» (Мк.14:57,58)

Христианство рассматривает подобное отношение к Иисусу как исполнение пророчеств Ветхого Завета. В частности, пророчество пророка Исаии (Ис.53:12) цитируется в Евангелиях: «И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.» (Мк.15:28) Подобное отношение упоминается к Нему и в Ис.53:3: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.»

Последователь Иисуса, апостол Павел также именуется: «возбудителем мятежа… осквернителем храма» Деян.24:5.

Античные мыслители

«Нехристианские писатели относились к христианству либо с равнодушием, как Флавий, Иосиф (37-100), либо с враждебностью, как Публий Корнелий Тацит (58-117) и даже Плиний Младший (62-114), либо, наконец, с презрительной иронией, как Лукиан (120—190) и Цельс (2в.)»

Все они (Тацит, Светоний, Плиний Младший. Лукиан, Цельс), в один голос писали о христианстве как о «зловредном, гибельном суеверии, преступной секте.. вредных и преступных фанатиках и непримиримых врагах общественного строя»



Эти критики именовали Иисуса:

* еретиком
* сектантом


Распятие Христа
Икона новгородской школы
Иисус в литературе

Первыми произведениями об Иисусе были произведения 3 евангелистов-синоптиков — Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые были написаны в 50-60 годах н. э. Приблизительно в это же время были написаны послания апостолов Иакова, Петра и Павла. В конце I века были написаны послания апостола Иоанна и Евангелие от Иоанна.

На рубеже I и II века возникло много апокрифических произведений, в которых образ Иисуса и Его вероучение значительно отличались от описанного в канонических книгах Нового Завета. Церковь признала подложность этих произведений, но не все из них были отвергнуты как еретические, некоторые повлияли на формирования т. н. «Священного Предания». Наиболее известный из апокрифов об Иисусе Христе — т. н. «Евангелие детства», полное название которого в рукописях — «Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.