Расчетные методы определения себестоимости перевозок.

Наука » Транспорт » Железнодорожный транспорт
Отечественными инженерами и учеными-экономистами разработаны специальные расчетные методы, позволяющие определять себестоимость для конкретных условий перевозок.
Для расчета себестоимости перевозок основными являются: - метод расчета расходов по отдельным статьям номенклатуры затрат;
- метод расходных ставок;
- метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок;
- метод удельных весов расходов;
- метод коэффициентов влияния.
Первыми двумя методами себестоимость перевозок рассчитывают в такой последовательности: вначале устанавливают объем работы и все особенности конкретных условий перевозок, отличия их от среднедорожных, величины качественных показателей, расходных
норм и т.д.; затем выявляют связь между измерителями работы подвижного состава и эксплуатационными расходами. Наиболее полные и точные результаты расчета себестоимости перевозок в конкретных условиях получают при использовании метода расчета по отдельным статьям номенклатуры расходов (метода непосредственного расчета) и метода расходных ставок. Исходными данными при использовании метода непосредственного расчета являются среднедорожные расходы по статьям номенклатуры, среднедорожные величины измерителей работы подвижного состава, конкретные показатели и расходные нормы для рассматриваемых условий перевозок.
Метод расчета себестоимости перевозок по отдельным статьям номенклатуры расходов заключается в следующем:
- поочередно рассматриваются все статьи основных специфических расходов, связанные с конкретными перевозками, и для каждой из них устанавливается измеритель, по величине которого следует рассчитывать расходы, приходящиеся на эти перевозки;
- определяются величины выбранных измерителей, приходящиеся на объем рассматриваемых перевозок;
- делением расходов каждой статьи, взятых по данным дороги, на величину соответствующего измерителя, также взятого по дорожным данным, определяются расходы каждой статьи на единицу соответствующего измерителя в среднем по дороге. При этом полученные величины расходов могут корректироваться в зависимости от конкретных условий перевозок;
- умножением расходов каждой статьи по дорожным данным, приходящихся на единицу измерителя, на величину измерителя для конкретных перевозок и сложением полученных результатов по всем статьям получают величину основных специфических расходов, связанных с рассматриваемыми перевозками; - к полученной величине расходов прибавляют в соответствующей доле основные общие для всех отраслей хозяйства и общехозяйственные расходы, которые определяются в процентах к зара-
ботной плате основных специфических расходов.
Общую сумму расходов всех (изменяющихся) статей делят на объем конкретных перевозок и определяют их себестоимость (или ее изменение).
Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок и метод удельных весов расходов позволяют быстро
рассчитать себестоимость для конкретных условий перевозок и оценить влияние на нее проведения различных организационно-технических мероприятий. Однако результаты расчета этими методами менее точные, чем при использовании метода непосредственного расчета или метода расходных ставок. Среднедорожная себестоимость перевозок в целом или с подразделением ее на отдельные слагаемые, связанные с определенными
измерителями или статьями расходов, корректируется для условий и показателей конкретных перевозок. Для этого предварительно рассчитывают либо средний коэффициент корректировки среднедорожных расходов, либо отдельные коэффициенты корректировки выделенных слагаемых себестоимости перевозок. Умножая среднедорожную себестоимость перевозок или отдельные ее слагаемые на соответствующие коэффициенты, определяют себестоимость конкретных перевозок. Метод удельных весов расходов основан на выделении из среднедорожных расходов (или себестоимости) доли, приходящейся на отдельные измерители или группы статей расходов, в процентах от общей величины расходов (или себестоимости перевозок). В остальном порядок расчета себестоимости перевозок этим методом аналогичен методу коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок.
Метод коэффициентов влияния основан на установлении непосредственной зависимости между эксплуатационными расходами (себестоимостью перевозок) и влияющими на них факторами. Чаще всего, он применяется для определения изменения себестоимости перевозок и эксплуатационных расходов при изменении качественных показателей использования подвижного состава. Основным преимуществом метода является простота результативных расчетов, но при этом приходится предварительно проделывать довольно трудоемкие расчеты самих коэффициентов влияния.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.