Метаметодика

Наука » Социология
Выбор адекватного метода сбора данных и его обоснование – неизбежная часть социологического исследования. «Метаметодика – методологическая процедура или исследовательская стратегия особого рода, содержащая логику перехода от теоретического уровня к эмпирическому и, наоборот, в процессе получения знания в эмпирической социологии по некоторой объяснительной схеме, в основе которой лежит определенный общенаучный метод познания» [85, C. 28].

Выбор метода не может быть произвольным. Критерии выбора метода - конкретная задача (объективные возможности метода, его коммуникативные характеристики) и исследова­тельская ситуация (специфика изучаемой темы, а также субъективные оценки и предпочтения самих респондентов). Изучение принципиально новых, ста­новящихся качеств реальности («чуждого») требует качественных методов. Если же объектом анализа выступают достаточно стабиль­ные структуры, плодотворен количественный подход. Исследова­тельская ситуация характеризуется, прежде всего, доступностью поля и материальными ресурсами, что для нашей социологии сегод­ня крайне актуально.

Классификация методов и стратегий качественного исследования: свободное, нарративное и лейтмотивное интервью, включенное наблюдение, анализ личных документов

Наука » Социология
Методами в качественном исследовании являются способы сбора, обработки и анализа информации о конкретных индивидах и их личностных смыслах. Это часть более общей социологической методологии, где объектом интереса являются индивиды как исполнители социальных ролей, предметом исследования - микроанализ конкретных ситуаций социального взаимодействия. Важным методом познания является понимание и интерпретация личностных смыслов в социологических понятиях. Язык исследования максимально приближен к практике повседневного общения.

К качественным методам относят: метод фокус-групп, свободное интервью, биографическое интервью, анализ личных документов (текстовых, реже - фото- и видеоисточников), метод case-study, этнографические методы - включенное наблюдение, глубокое и полуструктурированное интервью, документирование событий. Список этот неполный и он постоянно пополняется новой номенклатурой, поскольку качественные методы – наиболее динамично развивающаяся область социологической методологии.

Функции качественных исследований

Наука » Социология
Качественные методы выполняют в социологических исследованиях целый ряд важных познавательных функций, которые не могут выполняться количественными методами. С.А. Белановский выделяет следующие функции качественных исследований: обеспечение связи с социальными проблемами, компенсация слабости теории, формирование целостного образа объекта или проблемы, выявление значимых социальных фактов, обеспечение динамизма исследовательского процесса, формирование системы понятий и обслуживание «переднего края» научных исследований, заполнение брешей между количественными параметрами, преодоление смыслового распада и логических спекуляций, изучение объектов, не поддающихся количественному описанию, преодоление мифов, взаимодействие с обыденным сознанием.

Наиболее важными с методологической точки зрения являются:

Обеспечение связи с социальными проблемами. Социальные науки со времени своего возникновения традиционно в значительно большей степени ориентировались на решение социальных проблем, … в конечном счете, мотивировались и структурировались ими. … Важное значение имеет «чувствительность методического аппарата к обнаружению социальных проблем на ранних этапах их возникновения»….

Особенности качественного исследования. Разделение труда в качественном исследовании. Элементы качественного исследования

Наука » Социология
Различие между качественными и количественными методами можно выразить следующим образом: если количественное исследование отвечает на вопрос «как часто и как долго», то качественное исследование получает качество отношения, положительное или отрицательное. Данные анализируются не математически, а путем аналитического раскрытия их субъективного смысла.

Количественным исследованиям свойственно функциональное разделение труда между руководителями исследования – профессиональными социологами и узкоспециализированными исполнителями, не имеющими социологической подготовки. В плане разделения труда это сотрудничество узкоспециализированных исполнителей – анкетеров, кодировщиков, контролеров, программистов, в котором социолог является координатором.

В качественном исследовании, когда объект исследования представляет определенную сложность для изучения (малоисследованная проблема, закрытость для внешнего наблюдения, трудно контролировать работу исследователей в поле), а также когда инструментарий предполагает «мягкие» методы исследования, то требования к подбору участников исследования возрастают. Здесь требуется сотрудничество универсалов, каждый из которых выполняет все операции от сбора первичных данных до их обработки и анализа, интерпретации и написания выходных документов. Подготовка исполнителей слишком сложна, и в качестве исполнителей лучше всего привлекать социологов.

Теоретические основы качественных методов

Наука » Социология
Качественные методы связываются с рядом теоретических традиций в социологии. Это символический интеракционизм, феноменологическая традиция и этнометодология. В совокупности эти подходы называют субъективной социологией, интерпретативной или «понимающей» парадигмой, микросоциологией. Следуя традициям М. Вебера, качественное исследование выясняет, какие значения придает субъект своему действию. Эти субъективные значения интерпретируются исследователем и выстраиваются в определенной логической последовательности для конструирования типических моделей человеческого поведения.

Качественное исследование – особый способ сбора, обработки и анализа данных путем аналитического раскрытия субъективного смысла высказываний индивида.

Объектом качественного исследования становятся конкретные индивиды, а предметом интереса служат роли и характер их исполнения.

Ошибки и трудности в Э.

Наука » Социология
- за эксперимент иногда выдается один из видов наблюдения;

- нет связи между проведенным Э. задачами и гипотезами И.

- в качестве независимой переменной выделен фактор. Который не является причиной процессов, происходящих в изучаемом явлении.

- были допущены ошибки при формировании экспериментальных и контрольных групп;

- связи между независимыми и зависимыми переменными носят случайный характер.

- не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за состоянием переменных и т.д.

Виды социального эксперимента.

Наука » Социология
Деление экспериментов проходит последующим основаниям.

По специфике исследовательской задачи, эксперименты бывают:
– научными;

– эксперимент как способ апробирования определенной идеи, опыта в области решения задач по непосредственному управлению общественными процессами.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые и лабораторные.
По характеру логической структуры доказательств Э. делятся на параллельные и последовательные.
Важнейшими нормативными требованиями Э. являются:

- четкая ориентация на гипотезы исследования;

- высокий уровень познания и описания исследуемого объекта;

Этапы организации и проведения Э.

Наука » Социология
Первый этап – теоретический, составление программы Э., которая состоит из всех структурных элементов программы социологического исследования. Необходимо сформулировать проблему, определить объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. Ведущей задачей при составлении программы является формулирование гипотезы и планирование ее проверки в системе факторов, детерминирующих поведение объекта.

Второй этап – разработка планы проведения эксперимента.

Третий – реализация программы Э. 1. Происходит формирование экспериментальной и контрольной групп. В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборке. Которая обеспечит их эквивалентность. 2. Предварительно обе группы проходят претест, т.е.. у них измеряют несколько переменных, которые намереваются изменить. 3. Далее вводятся независимые переменные, т.е. планируемые и контролируемые изменения. 4. Затем измеряются зависимые переменные, т.е. последствия нововведений. Это называется пост-тестом.

Основные элементы в структуре социального Э.

Наука » Социология
Основные элементы в структуре социального Э.

- экспериментатор;

- экспериментальная ситуация – ситуация которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента;

- экспериментальный фактор или независимая переменная – условие или система условий, которые вводятся социологом;

- зависимая переменная – фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной.

- экспериментальный объект (экспериментальная группа) - это группа лиц, поставленных в экспериментальные условия.

Эксперимент в социологии

Наука » Социология
1. Особенности социального эксперимента.
2. Этапы организации и проведения эксперимента.
3. Принципы формирования групп в зксперименте.

Экспериментальный метод развивался преимущественно в естествознании. Именно там он получил определение своих методологических основ.

Применение экспериментального метода при изучение социальных процессов связано с целым рядом трудностей. Тем не менее необходимость его применения ни у кого не вызывает сомнений. Она возникает тогда, когда необходимо решить задачи, связанные с реакцией какой-либо группы на вводимые факторы, если эти задачи не могут быть решены другим способом.

Классификация видов документальных источников

Наука » Социология
1. Личные документы – дневники, записи, письма, мемуары, автобиографии, конспекты, пометки, документы поименного голо­сования.

Внутренние документы – ограниченный доступ

2. Документы учреждений, организаций, предприятий – постановления, приказы, распоряжения, указания, инструкции, должнос­тные положения, правила, планы, служебные письма, записки, соглашения, договоры, заявления, протоколы, устная документация, отчеты и т.п.

3. Внутрифирменная отчетность – под ней понимают прежде всего финансовую и бухгалтерскую документацию и отчетность, материалы с результатами аудиторских проверок, складскую до­кумен­тацию, отчеты о продажах, деловую корреспонденцию, отчеты представителей, протоколы заседания правлений, бизнес-план и ана­литические документы к нему.

Анализ вторичной информации. Понятие документа в социологии

Наука » Социология
Студенты, почерпнувшие из этого курса представление об основных социологических методах и получившие навыки их использования, думаю, не сомневаются в том, что с помощью того или иного метода можно изучить любую проблему, будь то преступность, военный конфликт, насилие в семье, политический инцидент. Не собираюсь вас переубеждать. Но, думаю, вы будете сильно разочарованы, если вдруг узнаете, что на эту тему уже проведено исследование или все данные, которые вас интересовали, уже имеются в печати. Стоило ли начинать исследование, переводить кучу бумаги, тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы узнать то, о чем «всем уже известно»? Чтобы избежать этого непредвиденного результата, существует ряд приемов. Первый – о нем вам уже известно, – необходимо перечитать специальную литературу по теме. Второй – поиск нужных данных, которые несложно найти в прессе, в архивах, среди других источников. Этот метод, который сближает работу социолога с работой журналиста или историка, называют сбор и анализ вторичной информации, а в маркетинговых исследованиях – Desk Research и анализ документов (по источнику информации).

Вторичной называется информация, однажды уже где-то, когда-то, кем-то собранная для целей близких, сопоставимых или аналогичных целям, поставленным перед исследователями, и которая может быть использована вновь.