Общее представление о характере

Наука » Психология » Введение в психологию
Характер (от греч. charakter - отпечаток, чеканка) - макрохарактеристика личности, отражающая совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах поведения. Характер формируется в деятельности и общении на основе биологических особенностей человека.

По лаконичности и точности передачи сущности характера трудно превзойти С. Л. Рубинштейна. Поэтому для общего понимания этого психологического феномена предоставим слово классику отечественной психологии.

«Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие. Но всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-то. …Определенность, составляющая сущность характера, может образовываться у человека по отношению к тому и в отношении того, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, определяющего мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает.

…Заключаясь в определенности отношений человека к значимым для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же и формируется. …Характер человека - и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. …Взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, - это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

…Вопрос о характере - это прежде всего вопрос об общем строении личности. …Характер - это единство личности, опосредующее все ее поведение. …В характер включаются только те свойства, которые выражают его (человека. - В. Н. ) направленность.

…Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми. Они определяют и его отношение к своей деятельности, … и отношение к вещам, продуктам общественной практики, и собственному делу, …и отношение к самому себе. …Общение с другими людьми создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. …Если у взрослого общественная практика и мировоззрение играют ведущую роль в формировании характера, то у ребенка в формировании его характера эта ведущая роль принадлежит бесспорно воспитанию.

…Характер связан со всеми сторонами психики; особенно тесна связь его с волей, являющейся как бы “хребтом” характера» [687, с. 663- 671].

Итак, социальная сущность личности проявляется в ее характере, по выражению С. А. Маничева, «стягивающем воедино» все социальное в человеке. Характер же проявляется в поступках и позициях личности. Дадим определения этим двум важным индикаторам характера и личности в целом. Поступок - сознательное действие, в котором человек проявляет и утверждает себя как личность в своем отношении к себе, другим людям, к обществу, к природе и миру в целом. Позиция личности - декларируемая и реализуемая в поступках совокупность отношений личности к себе, другим людям, к обществу, к природе и миру в целом.

Напомним, что свойство любого объекта реальности (в том числе личности) есть проявление имманентно присущего ему качества при взаимодействии с другими объектами. Без такого взаимодействия качество не может проявиться и предстать в виде свойства. По объектам, на которые направлены отношения личности, создающие ту самую «определенность характера», о которой говорил С. Л. Рубинштейн, совокупность свойств личности, подразделяется на четыре группы.

1. Выражающие отношение к людям: доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость, общительность, замкнутость, предвзятость, честность, лживость, вежливость, грубость, тактичность и т. п.

2. Выражающие отношение к делу, труду: трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность, безответственность и т. п.

3. Выражающие отношение к собственности, к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, небрежность, щедрость, скупость, жадность, расточительность и т. п.

4. Выражающие отношение к себе: самолюбие, себялюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность, самовлюбленность, самоуверенность и т. п.

Часть этих свойств проявляется нечасто, только в необычных для данной личности ситуациях. Те же свойства, которые проявляются регулярно и интенсивно, закрепляются, становятся существенными свойствами человека, приобретают статус черт характера, которые, в свою очередь, обычно группируют соответственно трем традиционно выделяемым сферам психики, добавляя еще группу этических свойств:

1) интеллектуальные (остроумие, любознательность, логичность, любопытство, красноречие, краснобайство и т. п.);

2) эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность, сентиментальность и т. п.);

3) волевые (решительность, настойчивость, мужество, целеустремленность, самостоятельность, выдержка и др.);

4) моральные (чуткость, внимательность, деликатность, честность и др.).

Понятие «черта» (характера, личности) является важнейшей категорией в так называемых диспозиционных теориях личности, где она выступает в качестве «единицы анализа» структуры личности и поведения человека.

Черты характера, считает большинство психологов, обусловлены общественными отношениями личности, но формы выражения этих отношений зависят от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных особенностей психики [49, 106, 357, 771 и др.]. Отсюда встает вопрос о связи характера и темперамента. Этот вопрос возникает естественным образом из более общей проблемы: биологических основ личности. И если признавать характер за ведущее проявление личности, то проблема и трансформируется в указанный вопрос. Большинство исследователей полагает, что от темперамента зависят протекание и внешнее проявление свойств характера, т. е. его динамические особенности. Кроме того, считается, что темперамент может благоприятствовать или препятствовать (как условие) образованию определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе характера. Например, при неблагоприятных условиях меланхолик легче станет трусом, чем холерик, а при благоприятных - холерик легче станет храбрым, чем меланхолик.

Но, несмотря на отмеченную общность взглядов, существуют разные мнения о соотношении темперамента и характера в структуре личности, которые в итоге сводятся к трем основным вариантам. По первому варианту характер не отличим от темперамента. Пример - типология Э. Кречмера. Второй взгляд предопределен акцентированным противопоставлением биологического и социального в человеке. Тогда эти макрохарактеристики представляются как «полюса» личности. А в более «сильной» трактовке противопоставления биологического и социального дело доходит до признания антагонизма между этими компонентами личности. Эта позиция присуща психоанализу, особенно в классическом его варианте - фрейдизме. Согласно третьему варианту темперамент есть «чувственная основа» характера, его константная часть. Такого взгляда придерживается, например, С. Л. Рубинштейн: «Тесно связанный с направленностью личности, характер вместе с тем имеет своей предпосылкой темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. …Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера» [687, с. 655, 662]. Пожалуй, оба последних варианта справедливы в их единстве: «полюсный» - как отражение координационных отношений этих подструктур личности, а «предпосылочный» - как отражение их субординационных отношений (в структуре личности).

Наиболее точно связь характера и темперамента, пожалуй, отражена в известном образном выражении: «характер сглаживает острые углы темперамента». Действительно, только социальная сущность характера способна противостоять природному буйству темперамента и систематически согласовывать природные вызовы биологической сущности человека с требованиями социума, постоянно сопрягать тенденции «хочу» и «должен».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.