Сознание и психика

Наука » Психология » Введение в психологию
Практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. Г. В. Акопов по этому поводу заметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии» [11, с. 20]. Добавим: и зарубежной тоже. Тем не менее в отечественной психологии доминирует представление о сознании как о высшем уровне психической деятельности и специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объемы сравниваемых понятий должны быть различны, а именно: понятие «психика» должно быть шире понятия «сознание» [500]. Мы здесь говорим об индивидуальных сознании и психике (при этом понимаем их как о единые целостные образования, что автоматически исключает из обсуждения имеющиеся в литературе представления о сознании как о совокупности пусть и взаимосвязанных, но разных специфических сознаний [14, 666]).

Во-первых, психика присуща и животным, а сознание, как утверждает подавляющее большинство исследователей, - только человеку. Во-вторых, у человека психика включает как сознательное, так и выходящее за пределы сознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как целое. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне, под гипнозом и в других «бессознательных» состояниях). В-пятых, сознание - это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - только сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание (как считают специалисты по детскому развитию) отсутствует в младенчестве и может редуцироваться в старости в результате возрастных изменений в организме, психика же присуща всем возрастным периодам. Наконец, в-шестых, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознательной регуляции поведения.

Но все это ни в коей мере не позволяет говорить о сознании как о составной части психики. Это было бы примитивизмом! Сознание - это ипостась психики на ее высшем уровне организации.

Хорошей иллюстрацией к соотношению психики и сознания служит одна из устоявшихся гипотез нейрофизиологических основ сознательного и бессознательного [346]. Из физиологии известно, что на внешнее воздействие нервная система может реагировать тремя последовательными ответами. Первый строго локален. Возбуждение проходит по афферентным путям и вызывает в соответствующем анализаторном центре первичный ответ с латентным периодом 9- 15 миллисекунд (мс). Через несколько миллисекунд возникает вторичный ответ, охватывающий уже более широкие зоны, но не сопровождающийся общей активацией организма. Эти два ответа могут наблюдаться и во сне, т. е. относятся к бессознательному.

В некоторых случаях вслед за этими ответами через 80- 150 мс следует третья волна реакции. Она сопровождается активацией огромных клеточных территорий коры мозга и сопровождается «реакцией пробуждения», формированием состояния бодрствования, повышением активности и соответственно появлением сознания. В процедуре такой активации мозга участвует ретикулярная формация. Также известно: 1) время латентного периода любой ответной реакции прямо пропорционально количеству включенных в нее синапсов; 2) стереотипные, автоматизированные реакции протекают быстро и могут не отражаться в сознании. Это реакции на малоинформативные сигналы.

Все сказанное означает, что наиболее замедленные, осуществляемые большим числом нервных элементов реакции скорее всего и есть осознанные ответы. Кратковременные с малым числом участвующих элементов реакции - неосознанные. И тогда «сознание представляет собой новое качество, возникающее в результате включения в действие огромного количества элементов “подсознательного”. Сознание как бы строится из отдельных кирпичиков подсознательного. Подсознательное относится к сознательному как часть к целому. Вместе с тем сознание, т. е. “целое”, представляет собой новое качество, не сводимое к бессознательному» [346, с. 300].

Итак, понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным же субъективным фактором, отличающим сознание от психики, как считает большинство исследователей, выступает осознанность объекта, на который направлена психическая активность субъекта. В качестве резюмирующего эту мысль положения приведем, как всегда, точное и четкое, высказывание С. Л. Рубинштейна: «В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя… Сознание как образование - это знание, функционирующее в процессе опознания действительности» [686, с. 260]. Заметим, что в качестве объекта осознания могут выступать не только предметы и явления внешнего мира, но и сигналы из внутренней среды организма и наши идеальные продукты деятельности психики (образы, психические процессы и состояния, мотивы, интересы, мысли и т. д.).

Как уже говорилось, осознание, по нашему мнению, связано с выполнением трех операций: 1) выделение объекта из среды; 2) соотнесение выделенного объекта с другими объектами; 3) соотнесение объекта с самим субъектом. Понятно, что все три операции производятся практически одновременно, симультанированы в единый психический акт. Выделение объекта есть его ограничение, а проведение границы уже есть начальный этап соотнесения данного объекта с другими. Соотнесение предполагает сравнение и установление связей. Ну а уж соотнесение с собой предполагает предварительное выделение себя из среды. И не просто выделение, а и противопоставление ей: «Я - все остальное».

Отнесение к себе, «примеривание» на себя окружающей действительности в акте осознания является его квинтэссенцией. Именно этот факт чаще всего подчеркивается при описаниях сознания. Так, У. Джемс считал, что «наиболее общим фактом сознания служит не “мысли и чувства существуют”, но “я мыслю” или “я чувствую”» [228, с. 56]. А возможно такое потому, что «всякий из нас по-своему разделяет мир на две половинки, и для каждого почти весь интерес жизни сосредоточивается на одной из них, но пограничная черта между обеими половинками одинакова: “Я” и “не-Я”. Интерес совершенно особенного свойства, который всякий человек питает к тому, что называет “Я” или “мое”, представляет, быть может, загадочное в моральном отношении явление, но во всяком случае должен считаться основным психическим фактом» [228, с. 80]. В. М. Бехтерев утверждал, что «наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о “Я” как субъекте в отличие от “не-Я”». Обобщая опыт изучения сознания, Н. И. Чуприкова пишет: «Среди главных признаков понятия сознания в психологии на первом месте наиболее часто называют познавательное отделение “Я” и “не-Я”, знание о собственном знании объективной реальности, способность отдавать отчет в своих действиях, переживаниях и мыслях» [865, с. 153].
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.