Классификация чувств

Наука » Психология » Введение в психологию
Поскольку в основе переживания чувств лежат эмоциональные процессы, постольку классификация чувств, казалось бы, может повторять классификацию эмоций, но с учетом своеобразия и повышения уровня организации этого вида аффективных явлений.

Действительно, мы отличаем сильное чувство от слабого. Однако для чувств понятие силы, как мы видели, сложнее, чем для эмоций. По меньшей мере сила чувств характеризуется тремя показателями: интенсивность, глубина, широта. Соответственно сильное чувство может быть глубоким, но малоинтенсивным, слабо проявляться. Либо может быть широким, всеохватным, бурно проявляющимся, но неглубоким. С силой чувства, как уже говорилось, связаны его прочность и устойчивость. В свою очередь, устойчивость и прочность включают и временной показатель (длительность).

Таким образом, усложнение структуры аффективных процессов на уровне чувств по сравнению с уровнем эмоций значительно усложняет и классификационную схему. Этим, видимо, объясняется отсутствие в науке исчерпывающей классификации чувств. Препятствующим систематике чувств фактором следует признать и их значительную историческую изменчивость. Так, в России за несколько последних лет коренным образом изменилось отношение к собственности, богатству, соотношению личности и коллектива и многому другому. Изменения в системе общественных духовных ценностей привели к изменениям в содержании многих чувств.

Тем не менее понятно, что в процессе формирования личности чувства организуются в разноуровневую иерархическую систему, в которой одни доминируют, другие играют соподчиненную роль, третьи остаются в виде нереализованных потенций. Содержание ведущих чувств определяет в значительной мере главную обобщенную характеристику личности - ее направленность.

Обычно при классификации чувств ограничиваются указанием на высшие, наиболее социализированные чувства, где выделяют 3- 4 разновидности [551, 522, 693, 744]. При этом обходится молчанием естественно возникающий вопрос: «А есть ли у человека “низшие чувства” как альтернатива “высшим”?» Е. П. Ильин по поводу такой дифференциации чувств справедливо замечает: «Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека» [289, с. 295].

На наш взгляд, корректнее разделять совокупность чувств не на низшие и высшие, а на непосредственные и опосредованные. Тогда распространенная в отечественной науке классификация чувств примет следующий вид.

I. Непосредственные чувства.

II. Опосредованные чувства:

1) моральные (этические);

2) эстетические;

3) интеллектуальные;

4) праксические.

Непосредственные чувства - это переживания, определяемые главным образом естественно природными потребностями. Таковы родительская любовь, ненависть к обидчику, страх перед болью, устойчивая тяга к сладкому или соленому и т. п. Эти чувства более ситуативны и конкретны, чем опосредованные, и этим сближаются с эмоциями.

Опосредованные чувства - это переживания, определяемые социально культурными потребностями.

Моральные (этические) чувства - это чувства, опосредованные нравственными нормами. (Пренебрежем встречающимися в философии разночтениями в трактовке понятий «мораль», «нравственность» и «этика».) Сюда относятся чувство долга, симпатия и антипатия, эмпатия (как сочувствие и как сопереживание), доброжелательность, дружба, любовь в различных разновидностях (в том числе патриотизм), благодарность, ненависть и т. п. Этические чувства обусловлены и, в свою очередь, сами обусловливают систему взглядов, убеждений, мировоззрение людей.

Эстетические чувства - чувства, опосредованные восприятием и пониманием прекрасного или безобразного. Как известно, каноны красоты определяются не в последнюю очередь социально-историческими условиями. При восприятии прекрасного возникает восхищение и сопутствующие ему чувства и состояния от взволнованности до восторга. При столкновении с безобразным вызывается чувство отвращения с соответствующим эмоциональным спектром - неудовольствие, омерзение, чувство гадливости и т. д. Особенно ярко эстетические чувства проявляются в мире искусства и при общении с природой. К. К. Платонов к этой группе относит чувство трагического и комического, юмора, сарказма, «смеха сквозь слезы» [594, с. 166], что, на наш взгляд, неверно: эти переживания следует отнести к группе интеллектуальных чувств, поскольку они связаны с пониманием единства противоположностей в любом явлении, о чем уже говорилось выше при изложении знаковости чувств.

Интеллектуальные чувства - это чувства, опосредованные мыслительными процессами и стремлением к знаниям и истине. Сюда можно отнести такие процессы и вызванные ими состояния (переживаемые как чувства), как любознательность, любопытство, удивление, сомнение, уверенность, чувство нового, чувство трагического, чувство смешного (в том числе чувство юмора), чувство правоты, устойчивое удовольствие от процесса познания, устойчивое неудовольствие от ограниченных возможностей человека в познании Природы и самого себя и т. д. Иногда в качестве синонима для обозначения этих чувств используют эпитет «познавательные» [594, с. 166]. По-видимому, нередко формирование таких чувств опосредовано и волевыми процессами.

Праксические чувства - это чувства, опосредованные деятельностью и в первую очередь трудовой деятельностью человека. Сюда относят радость труда, удовлетворение работой и ее результатом, неудовольствие от чрезмерных усилий или монотонии, утомление, творческие переживания, счастье открытий и побед, горечь неудач и поражений и т. д. и т. п.

Оценивать представленную классификацию нужно с немалой долей скепсиса, улавливаемого в высказываниях по этому поводу Е. П. Ильина, который некоторые из перечисленных чувств даже называет «псевдочувствами» [289, с. 296; с. 335- 337]. Однако пока в науке более совершенной классификации чувств не имеется.

Возможна дифференциация чувств по степени обобщенности их предметного содержания. Тогда выделяют следующие виды чувств.

1. Конкретные (например, любовь к своему ребенку, страх перед зубной болью, восхищение каким-то музыкантом, привязанность к своей кошке).

2. Обобщенные (например, любовь к детям вообще, боязнь любой боли, любовь к музыке, любовь к животным).

3. Абстрактные (например, чувство долга, чувство справедливости, чувство юмора. Любовь вообще, страх вообще).

Интересующимся содержательной характеристикой некоторых чувств рекомендуем соответствующую главу в цитированной нами уже не раз книге Е. П. Ильина, где автор без претензии на классификационную упорядоченность рассматривает ряд различных видов чувств: симпатию - антипатию, привязанность, дружбу, влюбленность, любовь, враждебность, зависть, ревность, удовлетворенность, счастье, гордость, псевдочувства (чувство долга, чувство взрослости, чувство собственного «Я», чувство сопричастности, чувство локтя) [289, c. 297- 337].
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.