Виды мышления

Наука » Психология » Введение в психологию
Различают несколько видов мышления. Прежде всего по генезису - наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое и словесно-логическое. Выделяют также особый вид мышления - пралогическое, характерное для традиционных обществ. Основаниями для выделения видов мышления являются также: его направленность (практическое и теоретическое, реалистическое и аутистическое), особенности мыслительного процесса (логическое и интуитивное, конвергентное и дивергентное) и результат (репродуктивное и творческое).

Разберем подробно каждый из перечисленных видов мышления.

Пралогическое мышление является одним из ранних этапов развития мышления и характерно для первобытной культуры. Впервые этот вид мышления был описан Л. Леви-Брюлем, который показал, что в отличие от логического оно оперирует другими формами и операциями - это магия, вера в одушевленность мира, житейский опыт, воплощенный в речи и орудиях труда. Сущность предметов и явлений при этом часто мистифицирована, а сами они соотносятся по признакам «причина - следствие» и совпадения во времени и пространстве. Л. Леви-Брюль считал, что отголоски этого вида мышления проявляются и поныне в обыденном сознании, например, в суевериях, страхах, религии, в вере в экстрасенсов и колдунов, в способах решения конкретных житейских ситуаций.

Исследование генезиса мышления показало, что первым в онтогенезе и, по-видимому, в филогенезе (исключая пралогическое) возникает наглядно-действенное мышление, которое иногда еще называют «ручной интеллект». Этот вид мышления характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, так как субъекту необходимо непосредственное взаимодействие с предметами, входящими в проблемную ситуацию. Так, крысе обязательно нужно пробежаться по лабиринту, прежде чем понять, каким образом добраться до мяса, а каким - до воды. Ребенку необходимо несколько раз бросить разные предметы в миску с водой, прежде чем сказать, какой из них поплывет, а какой - потонет. Именно этот способ решения, который был изучен бихевиористами, и получил название «метод проб и ошибок».

Следующий вид мышления - наглядно-образный, при котором субъект наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предметов и ситуаций без реального контакта с ними, только на основании представления этих предметов и ситуаций и изменений, происходящих с ними. Важным моментом наглядно-образного мышления является тот факт, что в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения, то есть преодолевается познавательный эгоцентризм, свойственный при решении задач с помощью наглядно-действенного мышления.

Накопив достаточный опыт решения задач на основе ориентировки в реальном, действительном плане, в плане поведения и осознав причины допущенных ошибок, субъект уже может представить себе схему и результат действия еще до его начала, на основе ориентации в образе ситуации. Так переходят на следующий этап мышления дети (и, по-видимому, первобытные люди), получая правильный ответ на основе сенсорного (прежде всего зрительного) анализа ситуации, без непосредственного контакта с объектами.

Таким образом, можно сказать, что отличия между разными видами мышления связаны с разницей в ориентировке - либо это ориентировка в действии, которая идет параллельно с решением (наглядно-действенной мышление), либо ориентировка во внутреннем, образном плане, которая предшествует решению (наглядно-образное мышление)

Тот факт, что главным при переходе от одного уровня мышления к другому является именно опыт, помогающий сформировать предварительную, внутреннюю ориентировку о ходе решения задачи, доказывается многими экспериментами, наиболее наглядными среди которых представляются опыты по изучению генезиса мышления у детей. Их результаты показывают, что первым важным этапом в развитии мышления является именно интериоризация ориентировки, то есть переход от поведенческой, внешней, к образной, внутренней ее форме.

Значимым моментом в развитии образного мышления становится выделение информативных точек или признаков, на основании которых происходит классификация и обобщение предметов и формируется их схема или модель. Операциональной стороной мышления при этом выступают уже логические операции. Однако в отличие от понятия или суждения, выступающих в словесной, внутренней форме, аналогичная им, по сути, схема имеет внешнюю репрезентацию, являясь основанием для схематического мышления.

В исследованиях гештальтпсихологов, прежде всего в работах М. Вертгеймера, было показано, что важной особенностью наглядно-образного и схематического мышления является установление непривычных, «принципиально новых сочетаний предметов и их свойств». Поэтому именно эти виды мышления наиболее тесно связаны с продуктивным, творческим мышлением и воображением.

Последним появляющимся в онтогенезе видом мышления является словесно-логическое мышление, использующее в процессе решения задач понятий и логических конструкций. В отличие от предыдущих видов мышления операциональная сторона здесь интериоризирована, поэтому субъекту достаточно репрезентации условий с помощью языка.

Как уже упоминалось, выделяются и такие виды мышления, как практическое и теоретическое, реалистическое и аутистическое.

Теоретическое мышление направлено на анализ и изучение данных исследуемой ситуации или задачи, поиск и сравнение различных вариантов ее решения. Оно позволяет мысленно изменять объект исследования, что способствует его полному и всестороннему изучению. Теоретическое мышление основывается на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, при этом нахождение определенного способа действия дает возможность использовать его для решения целого ряда задач. Этот вид мышления характерен для научной деятельности и может не опираться на обобщение чувственных данных, но оперировать только абстрактными понятиями.

Противоположный характер имеет практическое мышление, которое иногда называют эмпирическим, так как оно всегда основывается на опытном, эмпирическом материале. В отличие от теоретического мышления целью практического всегда является решение вопросов, поставленных реальной действительностью, и предполагает воплощение полученных результатов в жизнь, в то время как для теоретического мышления достаточно получить правильный ответ в идеальном (образном или вербальном) плане. Так как практические задачи требуют иногда немедленного решения, сложности практического мышления связаны с тем, что оно протекает в условиях дефицита времени, а иногда и информации, требует выработки новых способов действия. Поэтому оно часто оказывается сложнее теоретического, что было показано во многих исследованиях, в частности в работе Б. М. Теплова «Ум полководца».

Реалистическо е мышление связано с решением задач, имеющих непосредственное отношение к действительности (как в теоретическом, так и в практическом плане). Это может быть нахождение способа предотвращения или выхода из конфликтной ситуации, решение математической задачи, постановка и проведение эксперимента, поиск интересной и выгодной работы - в любом случае, и содержание задачи, и ее результат объективны и понятны окружающим. Аутистическое - грезообразное - мышление направлено на анализ и изучение субъективного и вымышленного человеком мира. Оно отгорожено от реальной жизни и ее проблем и оперирует не фактами, но мечтами и желаниями людей. При этом результаты аутистического мышления, мало соотносимые с реальными обстоятельствами, не могут быть реализованы в них и даже не предполагают такой реализации.

Логический и интуитивный виды мышления различаются прежде всего динамическими аспектами, так как процесс решения задачи в логическом (дискурсивном) мышлении развернут во времени и осознан, а в интуитивном ответ возникает мгновенно, а сам процесс решения задачи путем интуиции проходит на бессознательном (или надсознательном) уровне. Логическое мышление предполагает использование логических мыслительных операций, его иллюстрацией служит любая математическая задача, для решения которой используются, например, определенные формулы. Оперирование ими требует времени, необходимо также проверить результат, причем все эти операции невозможно осуществлять неосознанно - и анализ условий, и сами формулы и способы их применения хранятся в сознании.

Процесс решения задачи при интуитивном мышлении также занимает определенное время, но так как он бессознателен, то и результат возникает мгновенно, внезапно, как озарение. Недаром аналогом инсайта, открытого гештальтпсихологией, было как раз интуитивное мышление. Однако тот факт, что само решение проходит на надсознательном уровне, не означает, что для интуитивного мышления не нужны факты и знания, связанные с решаемой задачей. Как правило, интуиция возникает как результат длительного размышления над проблемой, которое происходит постоянно, хотя и не осознается самим исследователем. Примерами интуитивных решений служат обычно истории разнообразных открытий (таблица Менделеева, закон Архимеда и т. д.), что доказывает его связь с творческим, продуктивным мышлением.

Способы решения задач кардинально отличаются и при конвергентном и дивергентном видах мышления. Конвергентное мышление предполагает нацеленность на результат, причем правильный результат может быть только один - как в математической задаче. Дивергентное, напротив, предполагает интерес к процессу, а результат в этом виде мышления имеет второстепенное значение. Предполагается также, что наиболее ценным является не поиск одного-единственного верного решения (хотя оно и не отрицается), но нахождение разных, как можно более необычных, оригинальных путей получения этого решения. Поэтому дивергентное мышление, как правило, считается необходимым условием творчества, которое как раз и предполагает получение нового и оригинального продукта.

Выделяются также репродуктивное и продуктивное (творческое) виды мышления.

Принципиально новым продуктом или способом действия в уже известной ситуации и отличается творческое мышление от репродуктивного, которое направлено на воспроизведение (репродукцию) уже найденного решения, переносом его в сходные условия, с похожим материалом. Его целью является поиск правильного решения с использованием известных, как правило, продемонстрированных другими способов решения. Этот вид мышления преимущественно и используется в обучении, когда важным представляется, чтобы ученик усвоил определенный алгоритм решения задач.

Важные особенности развития творческого мышления были получены в исследованиях гештальтпсихологов, которые, как уже говорилось выше, впервые открыли один из его вариантов - инсайт. Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А. Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер пришел к выводу о несостоятельности формально-логического подхода к мышлению. Он доказывал, что для этого вида мышления затруднен или даже невозможен продуктивный, творческий характер, выражающийся в «перецентрировке» исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины «реорганизация», «группировка», «центрирование» описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгеймер выделил несколько основных этапов мыслительного процесса:

1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.

4. Возникновение идеи решения - инсайт.

5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

Оказалось, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения, причем хорошая схема дает возможность посмотреть на нее с разных точек зрения, то есть дает возможность создать из образов, которые входят в ситуацию, разные гештальты. Этот процесс создания разных схем из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует человек. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, то неудивительно, что Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и люди привыкают рассматривать вещи только в одной позиции.

Значительное внимание уделяет Вертгеймер и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Дальнейшие исследования подтвердили правильность этих взглядов, доказав значительное влияния личных качеств на процесс творчества. Было доказано, что препятствием к творчеству является высокая тревожность, неуверенность в своих силах. Это создает внутренние барьеры, мешающие человеку высказать новую, отличную от других точку зрения, и снижает творческий потенциал. Точно так же снижает уровень творчества и конформизм, так как даже внешнее согласие с мнением большинства лишает возможности поиска новых путей в решении проблем. В то же время и демонстративность, стремление как можно быстрее получить результат, выделиться также могут помешать творчеству, так как предполагают использование конвергентного, а не дивергентного мышления, что, как было показано, снижает вероятность получения нового продукта. Ригидность, то есть трудности, возникающие у человека при переключении с одной деятельности на другую, также является качеством, снижающим творчество. Еще одним фактором, снижающим творчество, является установка, которая выше, бессознательно настраивает человека на использование уже знакомых способов решения.

Значительный вклад в исследование творческого мышления внесли отечественные ученые О. К. Тихомиров, Я. А. Пономарев и А. М. Матюшкин. Ими были изучены факторы, влияющие на инициацию активной мыслительной деятельности, показаны различия в процессе решения при внешней инициации мышления (поставленная задача, ситуация) и ее мотивационной обусловленности. Именно во втором случае проявляется творческий характер мышления, способность людей к конструированию образа окружающего. Работы Тихомирова показали также, что создание нового продукта в процессе творческого мышления сопровождается появлением новообразований в самой познавательной деятельности, направленной на его создание. Эти новообразования касаются мотивации, целей и смыслов данной деятельности. В исследованиях Пономарева была разработана структурно-уровневая модель творческого процесса. Он показал, что в процессе мышления люди могут использовать как бы два уровня, или два режима, в использовании опыта - логический и интуитивный. Критерием творческого действия является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, средства удовлетворения этой потребности складываются на низшем структурном уровне. Определяющей успешного решения творческих задач является способность действовать в уме (во внутреннем плане).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.