Научное исследование - основная форма реализации процесса научного познания

Наука » Психология » Введение в психологию
Процесс научного познания с использованием соответствующих методов и методик реализуется через проведение научных исследований. Научное исследование является специфическим видом человеческой деятельности, обеспечивающим получение предельно достоверных знаний о природе и обществе, используемых человечеством в целом и отдельными людьми в своей практической жизни (и не только в утилитарных целях, но и для удовлетворения своих познавательных и эстетических потребностей).

В самом первом приближении любое научное исследование, в том числе и психологическое, проходит три этапа : 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный. На первом этапе производится ориентация в совокупности знаний в данной области, формулируются цели и задачи исследования и выбирается адекватный им методический инструментарий, составляется программа действий, решаются организационные, материальные и финансовые вопросы. На основном этапе производится собственно исследовательский процесс: ученый с помощью выбранных специальных методов вступает в контакт (непосредственный или опосредованный) с изучаемым объектом и производит сбор данных о нем. Именно этот этап обычно в наибольшей степени отражает специфику исследования: изучаемую реальность в виде исследуемых объекта и предмета, область знаний, вид исследования, методическое оснащение. На заключительном этапе производится обработка полученных данных и превращение их в искомый результат. Результаты соотносятся с выдвинутыми целями, объясняются и включаются в имеющуюся в данной области систему знаний. Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему, аналоги которой в том или ином виде приводятся в научной и учебной литературе.

I. Подготовительный этап: 1) постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) планирование исследования.

II. Основной этап: сбор данных.

III. Заключительный этап: 1) обработка данных; 2) интерпретация результатов; 3) выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема. Это, скорее, общий принцип алгоритмизации исследовательских действий. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать.

Научные психологические исследования чаще всего классифицируются по их основной цели : 1) эмпирические; 2) теоретические; 3) прикладные. Цель эмпирических исследований - получение психологических фактов, теоретических - обобщение этих фактов, прикладных - использование полученных фактов и обобщений в конкретных условиях человеческой деятельности. Однако более строгий подход к дифференциации исследований заставляет их сгруппировать в две классификации. Первая опирается на процедурный критерий «наличие или отсутствие эмпирического этапа», т. е. этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом. Тогда имеем диаду: 1) эмпирические и 2) теоретические исследования.

Согласно второму принципу учитывается соотношение научной и практической значимости исследования. Тогда имеем диаду: 1) фундаментальные и 2) прикладные исследования.

Знания, получаемые в научных исследованиях с помощью научных методов (до стадии их интерпретации обычно именуемые данными), могут классифицироваться по-разному: в зависимости от выбранного основания (критерия). Наиболее распространены следующие классификации.

I. По научному обоснованию: 1) научные; 2) ненаучные.

II. По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы: 1) решающие; 2) значительные; 3) незначительные.

III. По области и характеру источников информации: 1) социологические; 2) психологические; 3) педагогические; 4) физиологические и т. д.

IV. По методам исследования: 1) данные наблюдения; 2) данные опроса; 3) экспериментальные данные и т. д.

V. По информативности: 1) неметрические; 2) метрические.

Научные знания - это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью про верки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их относительная истинность, т. е. потенциальная возможность их опровержения в результате научной критики.

Ненаучные знания - сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т. д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Не имеют теоретических обоснований. Многие из них претендуют на абсолютную истинность.

Решающие знания - это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу.

Значительные знания - это знания, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.

Незначительные знания - это данные малой информативности по решаемому вопросу.

Социологические, психологические и т. д. знания - это данные соответствующих наук.

Данные наблюдения, опроса и т. д. - это сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.

Неметрические данные - это те, которые не имеют метрики, т. е. единиц измерения.

Метрические - количественные данные, имеющие единицы измерения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.