Внимание

Наука » Психология » Рациональное познание
Внимание относится к числу одних из самых "неуловимых" психологических явлений. С одной стороны, его отсутствие отрицательно сказывается на всех психических процессах, серьезно затрудняя их протекание. С другой стороны, внимание не имеет своего "продукта", по которому можно было бы его исследовать, оно лишь сопутствует другим психическим процессам, улучшая всякую деятельность, к которой оно присоединяется. Поэтому среди психологов существуют разногласия в определении этого процесса. Одни понимают его очень широко как свойство всей психики, самостоятельный психический процесс, другие - узко, как процесс сопутствующий познавательной деятельности. Так или иначе, внимание не сводится ни к одной из сфер психического, а составляет динамическую сторону любого процесса. Что же такое внимание? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего контрольную работу по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условие, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает. То есть его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.

Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-то определенном и называется вниманием.

В свою очередь под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений. В понятие направленности включаются также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, вы можете легко направлять свое внимание на подготовку к экзамену, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания соответствующий материал, то вряд ли вы сможете хорошо подготовиться. Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Место внимания в сознании

Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый – зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания. Здесь модно провести аналогию с восприятием, которое всегда разделяет объекты на фигуры и фоны. Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. Проявление внимания возможно благодаря возбуждению одних нервных центров и торможению других. Среди пусковых механизмов внимания следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды среди людей и животных. (Например, котенок услышав шум, просыпается и смотрит по направлению звука; ученики выполняют самостоятельную работу, открывается дверь и все оборачиваются.). Однако внимание не может быть объяснено одним лишь ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. То, что оказывается в зоне внимания, должно быть «отфильтровано» из всего потока информации. Для этого существуют две группы механизмов: периферические и центральные.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Например, прислушиваясь к звукам, человек поворачивает голову в соответствующую сторону, иногда задерживает дыхание. Это способствует лучшей слышимости. То, что это действительно фильтрующий механизм, показывает результат опыта. Если человеку в разные уши подавать разную информацию одинаковой интенсивности, то воспринимает он то, что поступает только в одно ухо.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Более сильное воздействие внешней среды вызывает в мозге более сильное возбуждение соответствующих зон, которое подавляет другие слабые возбуждения.


Здесь следует упомянуть о принципе доминанты, выдвинутом Алексеем Алексеевичем Ухтомским. Согласно этому принципу в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения. В этом очаге суммируются и накапливаются нервные импульсы, что ведет к подавлению других очагов и усилению первого. Благодаря этому доминанта является устойчивой, что позволяет поддерживать интенсивность внимания.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом. Его часто называют пассивным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Это происходит при наличии целого комплекса причин, которые можно условно разделить на 4 категории.

Первая группа связана с характером внешнего раздражителя. Сюда входит прежде всего сила, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание. При этом наиболее значительную роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, на дискотеке музыка итак громкая, со временем ее перестают замечать. Чтобы привлечь внимание, необходим еще более сильный звук. Ночью в темноте даже слабый источник света привлекает внимание. Немаловажное значение имеет контраст раздражителей, его новизна и необычность. (реклама с разными яблоками и ежиком) Под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств уже имеющихся, прекращение их деятельности, перемещение в пространстве.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с соответствием между раздражителями и потребностями человека. Так сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Т.е. эти причины связаны с принципом доминанты.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. (Редактор в силу профессиональной направленности находит погрешности в любом тексте).

Четвертая группа – те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что вызывает у нас определенную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимание на то, что происходит вокруг нас.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека. Поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляем наше внимание даже на то, что нам неинтересно, но чем мы считаем нужным заняться. Обычно такие усилия через 20-25 минут начинают утомлять человека, и он вынужден переключаться на другую деятельность или отдых. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Л.С.Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребёнок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или проверяя слово. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Несмотря на своё качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако все они опосредуются сознательно поставленными целями.

Произвольное внимание к объекту, первоначально не представляющего реальный интерес для человека, может перейти к вниманию постпроизвольному. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания постпроизвольное внимание остаётся связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время, в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий, снимается напряжение. Человек может работать часами, пока не наступит утомление, вызванное насыщением ресурсов организма.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.