Память

Наука » Психология » Рациональное познание
В обыденной речи память занимает особое место среди других психологических терминов. Пожалуй, это одно из наиболее часто употребляемых понятий в жизни. Памяти издревле придавалось большое значение. В греческой мифологии Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени этой богини память в психологии называют мнемической деятельностью.

Память не добывает нового знания, но она организует и реконструирует все то, что «добывают» другие познавательные процессы, причем делает это с учетом интересов и потребностей человека, с учетом будущего. Это отличительная особенность памяти – ее ориентация на будущее. Поэтому говорят, что память, приводя к единству разнообразный опыт человека, творит личность. Действительно, потерять память - значит, потерять все.

Но память, это привилегия не только человека. Ею обладают «все и вся», она встречается на всех уровнях жизни.

Память – это, в первую очередь, всеобщая способность материи сохранять следы воздействия. Земля «хранит» следы прошедших по ней.

Мышление как процесс решения задач

Наука » Психология » Рациональное познание
Каждый из нас знаком с понятием "задача". Задачи включены во все сферы знания и человеческой деятельности. Они бывают научные, учебные, социальные, политические, психологические. И в каждой из сфер деятельности задача имеет конкретное содержание. В психологии понятие "задача" используется широко и в разных смыслах.

Задачи с психологическим содержанием.

Каждый из нас ежедневно решает множество психологических задач: общения, налаживания отношений, распознавания людей и прогнозирования их поведения, оценки собственных возможностей и т.д. Изучая психологию, человек надеется научиться решать их более успешно. Это логично, так как, изучая, например, математику, человек учится решать задачи именно по математике. Однако задачи с психологическим сюжетом занимают незначительное место среди прочих задач. Психологи для изучения психологических механизмов мыслительной деятельности всегда использовали задачи простые по содержанию, но каверзные по своей психологической сущности. Простота сюжетного содержания задач облегчает возможность увидеть те многочисленные препятствия на пути их решения, которые содержатся не в задаче как таковой, а в психологических закономерностях человеческого восприятия и понимания. Чем отличаются мыслительные задачи от других? Считается, что к мыслительным задачам можно отнести задачи двух категорий:

Мыслительные операции

Наука » Психология » Рациональное познание
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями. Признание сходства или различия зависит от того, какой критерий сравнения используется.

Например, сортируя свой гардероб по цвету, по назначению или еще по каким-либо признакам, вы всегда будете получать разные группы.

Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Для успешного сравнения выделенные признаки должны быть существенными, идентичными и взаимообусловленными.

Неверно сравнивать расстояние до двух объектов, используя в одном случае именно расстояние в метрах, а в другом – время движения. Сравнивая географические зоны нельзя говорить, что пустыня отличается от тундры тем, что в пустыне водятся верблюды, а в тундре – нет.

Виды и формы мышления

Наука » Психология » Рациональное познание
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии.

Мышление

Наука » Психология » Рациональное познание
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.

Воображение

Наука » Психология » Рациональное познание
Взаимодействия с окружающей средой не проходят для человека бесследно. Многие воздействия надолго остаются в его памяти. Но самое удивительное то, что полученные образы и впечатления не только сохраняются на длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. Эти воздействия резко отличаются от аналогичных воздействий со стороны животных. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие деятельность ткача; и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-то нового, мы сталкиваемся со следующим феноменом психики. Человек создает в своем сознании образ, которого в реальности пока не существует. Основой создания подобного образа является наш прошлый опыт или образы памяти. И этот процесс- процесс создания новых психических образов – и получил название воображения.

Факторы, способствующие привлечению внимания

Наука » Психология » Рациональное познание
Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т.д.)

Структурная организация деятельности ( объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные)

Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего).

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся:

1. устойчивость
2. концентрация
3. распределение
4. переключение
5. отвлекаемость
6. объём внимания

Внимание

Наука » Психология » Рациональное познание
Внимание относится к числу одних из самых "неуловимых" психологических явлений. С одной стороны, его отсутствие отрицательно сказывается на всех психических процессах, серьезно затрудняя их протекание. С другой стороны, внимание не имеет своего "продукта", по которому можно было бы его исследовать, оно лишь сопутствует другим психическим процессам, улучшая всякую деятельность, к которой оно присоединяется. Поэтому среди психологов существуют разногласия в определении этого процесса. Одни понимают его очень широко как свойство всей психики, самостоятельный психический процесс, другие - узко, как процесс сопутствующий познавательной деятельности. Так или иначе, внимание не сводится ни к одной из сфер психического, а составляет динамическую сторону любого процесса. Что же такое внимание? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего контрольную работу по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условие, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает. То есть его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.