Страх никогда не бывает беспочвенным

Наука » Психология » Психология изучения личности
Если желание не исполняется, значит, вас что-то сдерживает. Сдерживатели бывают разные, но самые распространенные — это ненастоящее желание и страх.

Поговорим о страхе.

Страх — это маленький тролль в вашей голове, который с самого вашего рождения слушал все наставления подряд, все те «нельзя», которые усердно вкладывали в голову родители, знакомые, друзья, учителя, общество, книги, СМИ и т.д и т.п. Вы похожи на клубок темных мыслей, в котором вы запутались и никак не выберетесь из него. Спрашивается, зачем вам нужен весь этот багаж сейчас, когда вы планируете изменить жизнь, достичь чего-то грандиозного или даже чего-то небольшого, но весьма для вас важного? Разве не смешно слушать этого тролля, полного стереотипов и ненужных убеждений?

Как победить страх?

В любом страхе есть своя выгода. Может, вы не хотите много денег, потому что боитесь, что от вас отвернутся друзья, а вы не хотите оставаться в одиночестве? Вы боитесь по-настоящему влюбиться, потому что все вокруг твердят, что любовь не бывает без страданий? Вам неловко что-то просить, потому что вы гордый?

Наверняка у вас найдется немало подобных убеждений, и из каждого вам нужно выявить выгоду. Что хорошего в том, что вы боитесь зарабатывать много из-за страха потерять друзей? Что хорошего в отсутствии для вас денег? Что хорошего в отсутствии любви? Что хорошего в отсутствии изменений, которых вы вроде так ждете, но которые не пускаете?

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Наука » Психология » Психология изучения личности
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Проблема социальной адаптации личности является од­ной из сложнейших проблем психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для многих областей психологичес­кой науки. Она ставится (и в рамках собственной специфики рассматривается там) в таких разделах психологии, как пси­хология личности, педагогическая психология, юридическая психология, психология труда, медицинская психология и психология зрелости.

Проблемы, связанные с психодиагностикой социальной адаптации личности, очень разнообразны и сложны. В насто­ящее время, пожалуй, нет какой-либо специальной методи­ки, которая бы надежно решала задачу комплексного изуче­ния социальной адаптации личности. При этом необходимо отметить, что, конечно, существуют методики, связанные с проблематикой социальной адаптации. Но все они направ­лены на диагностику только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Хотя в описании методик это важное обстоятельство вовсе не всегда оговаривается. Сложность же проблемы состоит в том, что комплексная психодиагностика социальной адаптации должна быть одновременно направ­лена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптированности как конкретно­го состояния личности, на диагностику адаптационного по­тенциала личности. Разработка адекватного психодиагно­стического инструментария в этой области затрудняется к тому же и существованием ряда проблем в рамках самой теории социальной адаптации личности. Обратимся к рас­смотрению некоторых из них.

ЛИЧНОСТЬ ТИПА А КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Наука » Психология » Психология изучения личности
ЛИЧНОСТЬ ТИПА А КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» при­шло в психологию личности из психосоматической медици­ны. М. Фридман и Р. Розенман (М. Friedman, R. Rosenman, 1975) подробно описали этот тип, особенности его поведе­ния и психосоматические последствия, к которым такое по­ведение приводит. Анализ этих и многих других исследова­ний, в конце концов, привел к формированию достаточно стойкого убеждения, что поведение типа А и обладание лич­ностными особенностями этого типа является фактором рис­ка психоэмоционального дистресса.

Что же входит в понятие «личность типа А» и в паттерн А-поведения? Ядром личности типа А является сильно вы­раженное стремление к первенству, социальному превосход­ству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим. Причем желание быть первым и лучшим во всем, чем зани­мается личность типа А. Не только в основном деле, в про­фессии, но и во всех второстепенных делах и в хобби. Важно быть первым в своей профессиональной деятельности, но важно быть лучшим и при игре в футбол или теннис, напри­мер. А если занялся коллекционированием, то «моя коллек­ция должна быть лучшей». И так во всех сферах социально­го взаимодействия личности типа А. Кроме того, для лично­сти этого типа на поведенческом уровне характерно яркое проявление активности, напряженности, амбициозности, час­то несдержанности в проявлении чувств, напористости и не­терпеливости в достижении цели. При встрече с препятстви­ями на пути к достижению поставленной цели личность типа А часто может проявлять не только настойчивость, но и аг­рессивность. Однако подчеркнем, что ядром личности являет­ся именно отмеченная выше доминирующая мотивация пер­венства и социальной конкуренции.

МЕТОДИКА С.БЕМ

Наука » Психология » Психология изучения личности
МЕТОДИКА С.БЕМ

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bern, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности лично­сти. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным ка­чествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ

Каждый человек является обладателем множества психо­логических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты тра­диционно связываются с типично мужской или типично жен­ской психологией. Некоторые типичные мужские или жен­ские черты имеют свои эволюционно-генетические и физио­логические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как ти­пично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уров­нем концентрации у индивидов мужских половых гормо­нов — андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случай­но же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или ти­пично женских психологических черт происходите результа­те совместного влияния обеих групп факторов — биологиче­ского и социального порядка. В этом контексте психологи­ческий пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» — маскулинность, фемининность, андрогинность.

АУТОАГРЕССИВНЬГЙ ПАТТЕРН ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
АУТОАГРЕССИВНЬГЙ ПАТТЕРН ЛИЧНОСТИ

Хотя в настоящее время и нет общепринятой психологи­ческой теории агрессии, все-таки существует возможность в большинстве случаев достаточно удовлетворительно объяс­нить акты агрессивного поведения или даже общую агрессив­ность личности с помощью тех или иных концепций. Хоро­шие возможности для этого предоставляют теория фрустрационной агрессии, а также теория социального научения с учетом многочисленных внутренних вариаций, существую­щих в этих концепциях. Феномен аутоагрессии в этом плане представляется наиболее загадочным, если, конечно, не сво­дить его к клинической мазохистской интерпретации. Понят­но, что феномен аутоагрессии, также как и агрессии вообще, представляет значительный интерес именно для «нормаль­ной» психологии личности, и не может быть сведен лишь к рассмотрению на уровне патопсихологии.

Проведенное эмпирическое исследование (А. А. Реан, 1998), подтверждая сложность феномена аутоагрессии, позво­ляет нам ввести понятие аутоагрессивный паттерн личности. Таким образом, аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, особенность, но является сложным личностным комплексом, функционирующим и про­являющимся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности, как показывают наши эмпири­ческие исследования, могут быть выделены следующие суббло­ки: характерологический субблок аутоагрессивного паттерна, самоооценочный субблок, интерактивный субблок, социально-перцептивный субблок аутоагрессивного паттерна личности.

СОЦИООНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ОЦЕНКА АГРЕССИИ.

Наука » Психология » Психология изучения личности
СОЦИООНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ОЦЕНКА АГРЕССИИ.

Строго говоря, из общей идеи эволюционно-генетического подхода к агрессии не обязательно следует, что агрес­сия носит не реактивный, а спонтанный характер. Агрессия, скажем, вполне могла бы эволюционно закрепляться как целесообразный инстинкт выживания, защиты от внешних угрожающих воздействий. Однако если исходить из того, что агрессивность эволюционно закреплялась не только в этом смысле, но и что шел непрерывный эволюционный отбор особо агрессивных индивидов («распространение генов по­бедителей» по В. Эфроимсону), то вполне логичным след­ствием становится и представление о спонтанной природе агрессивности современного человека. В рамках идеи спон­танности агрессии совершенно ошибочными считаются пред­ставления о возможности изменения врожденно-агрессивно­го поведения посредством обучения или воспитания, а также путем устранения факторов, порождающих агрессию (К. Ло­ренц). Понятно, что идея спонтанности агрессии, выраженная в таком категоричном виде, вообще отрицает онтогенетиче­скую детерминацию агрессии. В рамках эволюционно-генетического подхода, однако, существуют и менее радикальные представления. В них также констатируется факт генетической детерминации, но признается («мы вынуждены считаться с тем»), что все свойства человека, в особенности психические, нуждаются во внешних стимуляторах для своего полного проявления.

ЭТИКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ЭВОЛЮЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К АГРЕССИИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ЭТИКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ЭВОЛЮЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К АГРЕССИИ

Если не сосредоточиваться на «деталях» и подойти к во­просу глобально, то можно выделить два полярных подхода к феномену агрессии. Первый из них я буду называть этико-гуманистическим подходом. В широких границах этико-гуманистического подхода агрессия, причинение вреда друго­му человеку расценивается как зло, как поведение, противо­речащее позитивной сущности человека. И соответственно такое поведение оценивается негативно. В науках о челове­ке этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в базирующихся на их основе педагогических теориях.

Христианская концепция человека также должна быть от­несена к этому подходу. Можно говорить и иначе, а именно так. Идеи гуманистического подхода к феномену агрессии восходят к традициям христианского учения: «возлюби ближ­него своего как самого себя», «любите врагов ваших, благосло­вляйте проклинающих вас», «не судите, да не судимы будете».

Другой, альтернативный этико-гуманистическому, под­ход к феномену агрессии я буду называть эволюционно-генетическим. В рамках этого подхода внутривидовая агрессия расценивается как биологически целесообразная форма по­ведения, способствующая выживанию и адаптации.

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Опросник BDHI был разработан американскими психоло­гами А. Бассом и А. Дарки (A. Buss, A. Durkee, 1957). Конст­руируя опросник, Басе вначале провел разграничения между враждебностью и агрессией. Враждебность была определена им как реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, ко­торой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессию он определил как ответ, содержа­щий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшая дифференциация проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басе и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физиче­ская агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

1. Физическая агрессия — использование физической си­лы против другого лица.

2. Косвенная агрессия — понимается как агрессия, кото­рая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или как агрессия, которая ни на кого не на­правлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами и т.п.).

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4 Негативизм—оппозиционная манера поведения, обыч­но направленная против авторитета или руководства. Это поведение может проявляться в формах от пассивного сопро­тивления до активной борьбы против установившихся обы­чаев и законов.

АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Наука » Психология » Психология изучения личности
АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, Скорее, пожа­луй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрес­сии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследо­ваний и публикаций по этой теме к появлению нового качест­ва, к новому более глубокому и непротиворечивому понима­нию нами существа агрессивного поведения человека.

Проблема агрессии изучается не только психологией, но и другими науками со специфичной системой методов. Одна­ко, как заметил однажды выдающийся философ двадцатого века Бертран Рассел, проблема различия между любовью и ненавистью принадлежит преимущественно именно психоло­гии. Думаю, вполне можно согласиться с этой мыслью. По крайней мере, сами психологи вряд захотят ее оспаривать. Объективно можно констатировать, что на сегодняшний день наиболее впечатляющие результаты в изучении приро­ды и механизмов агрессивного поведения человека достигну­ты именно в психологической науке.

ВЫЯВЛЕНИЕ «БОЯЗНИ НЕУДАЧИ»

Наука » Психология » Психология изучения личности
ВЫЯВЛЕНИЕ «БОЯЗНИ НЕУДАЧИ»

I. ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗБЕЖАНИИ НЕУСПЕХА (Пи)

«Пи» засчитывается во всех случаях, когда открыто вы­сказывается или может быть выявлена по некоторым призна­кам потребность, намерение, желание или надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение.

«Пи» засчитывается, когда одно или несколько лиц в исто­рии ставят перед собой отрицательно сформулированную цель. «Негативные формулировки» отражены в следующих трех примерах: «Он не хочет оставаться на второй год», «На­деюсь, что не получу двойку», «Они стараются не сделать ошибки на работе».

Если отрицательно сформулированное намерение, на­дежда или желание находится в непосредственной связи с высказыванием, которое позволяет сделать выводе крою­щейся за ним тенденции к достижению цели или успеха (не избегание неуспеха!), то это не учитывается как «Пи» («Он старается не делать ошибок, чтобы получить хорошую оцен­ку»). Наоборот, положительная формулировка цели дости­жения учитывается как «Пи», когда из непосредственно от­носящегося к ней текста следует, что речь идет об избега­нии неуспеха («Надеюсь, что ответ правильный, а то все придется проверить», «Он с тревогой надеется, что все бу­дет хорошо»).

ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Наука » Психология » Психология изучения личности
ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Выше мы уже привели название и смысл ключевых кате­горий анализа содержания рассказов. Таких категорий шесть для мотива «надежда на успех» и семь для мотива «боязнь неудачи». Ключевые категории анализа и признаки обеих мотивационных тенденций были получены в результате кон­тент-анализа более чем 4 000 рассказов (Хекхаузен X., 1986).

ЧАСТЫ ВЫЯВЛЕНИЕ «НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ» (НУ)

(признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями)