СТАДИИ ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА

Наука » Психология » Маэстро переговоров
СТАДИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
На этом этапе руководители компании испыты­вают смесь растерянности и тревоги. Они полны решимости не допустить участия профсоюза в управлении производством или распределении благ.
Им трудно поверить, что рабочие, для которых они так много сделали, взбунтовались, и пред­приниматели ограничиваются чисто формальны­ми действиями — садятся за стол переговоров, выслушивают профсоюзных лидеров, выдвигают встречные предложения и ждут, что профсоюз их примет.
Профсоюз на этой стадии ведет себя также по-детски. Большинство из предпринимаемых им действий имеют одну цель: максимально нака­лить обстановку, причинить руководству как можно больше неудобств — без сколько-нибудь ощутимой пользы для рабочих.
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ
На этом этапе происходит осмысление противо­речий. Стороны по-прежнему заостряют внимание на разногласиях, но уже более или менее осозна­ют, что им никуда друг от друга не деться. Со­ставляется всеобъемлющий контракт, иногда в несколько сот страниц. Управляющие стараются отстоять свои права и сдержать продвижение противника. Профсоюз рвется расширить границы своих полномочий. Каждая сторона хочет ограничить свободу другой стороны.
На этой стадии многим кажется, будто решение проблемы лежит в буквальном выполнении условий контракта. Они еще не пришли к пониманию того, что отношения сторон важнее формального соглашения, и уповают на букву договора, а не на его дух, то есть создание или сов хранение долгосрочных отношений. Тогда как именно это и имеет значение. Письменный дого­вор служит лишь напоминанием о достигнутых соглашениях.
Я знавал двадцать магазинов с абсолютно иден­тичными текстами коллективного договора. В де­вятнадцати магазинах царило взаимопонимание; в двадцатом каждый божий день разгорались стра­сти по поводу толкования статей договора.
Трудовые отношения обставили даже диплома­тию по части предрасположенности к продолже­нию дебатов после формального подписания дого­вора.
Почему это происходит? Хотя профессиональ­ные юристы вставили в договор огромное количе­ство специальных терминов, стороны все равно вкладывают в них разный смысл — это-то и де­лает переговоры бесконечными. Иногда договору нарочно придается двусмысленный характер. Ес­ли же он составлен вполне однозначно, но сторо­ны продолжают враждовать, арбитрам и посред­никам приходится искать решение за рамками договора.
Всякая двусмысленность ведет к дальнейшим разногласиям. Если стороны по-разному толкуют какой-нибудь параграф, предложите им прочи­тать его вслух, и вы убедитесь, что они произне­сут их с разной интонацией и ударением на раз­ных словах.
ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СТАДИЯ
Как все-таки добиться выполнения договора? Специальные термины не помогают. Рано или поздно на первый план выходят отношения. Это — переход от политики силы к определению зон сотрудничества. Стороны стремятся установить баланс определяющих факторов и действовать в той области, где это лучше получается.
Понимание особенностей каждой стадии ведет к выработке оптимальной стратегии для каждой из них. Вот в качестве примера несколько типов реакции высшего руководителя. Враждебность ве­дет к усугублению конфликта. Чрезмерная покла­дистость убыточна. Но есть еще третий путь — быть строгим, но справедливым, понять интересы профсоюза и примирить их с интересами компа­нии.
Хочется надеяться, что в будущем рабочие и работодатели будут делать упор исключительно на проблемы и задачи, которые можно решить совместными усилиями.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.