Изучение человека как субъекта труда. Цели и этапы исследования. Уровни анализа. Методы исследования

Наука » Психология » Инженерная психология
Структура субъекта труда включает:
- личностные характеристики (интересы, мотивы, ценностные ориентации);
- психологические характеристики (мнемические, когнитивные, коммуникативные, сенсорные, сенсо-моторные);
- психофизиологические характеристики (эмоционально-волевая регуляция, здоровье, типология НС);
- психологические единицы деятельности (действия, операции)
Другое разделение включает:
- фундаментальные признаки (пол, возраст, общее и специальное образование, стаж работы, состояние здоровья);
- психологические признаки: общий уровень развития когнитивных, коммуникативных, психомоторных, перцептивных, мнемических и других возможностей);
- признаки личности: интересы, установки, ценностные ориентации, социальные мотивы и цели;
- признаки типологии НС
- Более простое разделение выделяет нормативную и индивидуальную составляющие.
Насубъекта труда воздействуют культурно-исторические, социально-экономические, технические условия, социальные связи между субъектами труда.
Метод выявления образа мира: анализ профессиограмм,
контент-анализ
Изучение документации
Экспертные оценки
Коллективная дискуссия
Наблюдение
Количественные оценки
Трудовой метод
Опросный метод
Метод анализа продуктов
Биографические исследования
Психосемантический метод
Метод критических инцендентов
Геллерштейн подчеркивал роль объективной стороны труда в воздействии насубъекта: профессионал вырабатывается в результате приспособления индивидуальных психофизических свойств к требованиям трудового процесса.
Шпильрейн предложил два метода исследования: трудовой (в том числе дневники, заметки, поведение и пр.) и искусственную деавтоматизацию, позволяющую дать новый материал при профотборе.
Причины “отказа” субъекта в трудовом процессе:
1) внешние:
а) ситуация безысходности;
б) давление;
2) субъективные причины:
а) антиобщественные убеждения;
б) плохое знание норм морали и права;
в) низкий уровень развития саморегуляции или социального интеллекта;
Структура профессионального самосознания по Климову:
1) сознание принадлежности к профессиональной общности;
2) мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам;
3) знание человека о степени его признания в профессионалной группе;
4) знание о своих плюсах и минусах, путях роста;
5) представление о себе и своей профессии в будущем.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.