Методы развивающего воздействия

Наука » Психология » Акмеология
Все применяемые в акмеологии техники и технологии опираются на предварительную диагностику субъектов, на которых оказывается воздействие, и предполагают субъективную приемлемость для него этих оперативных средств.

Методы развивающего воздействия опираются на операционально-технологический принцип, характеризующий сущность акмеологии как прикладной, практической дисциплины, носящей критериальный характер и ценностную направленность (О.С. Анисимов).

Разрабатывая концепцию профессионализма, А.К. Маркова выделила операциональную сферу, показав, что к «технологиям» относятся: акмеологические технологии, акмеологические поддержки и сопровождения, спектр личностных и профессиональных ресурсов, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление. Таким образом, система технологического обеспечения деятельности, связанной с освоением профессии должна включать оптимальное использование психологических ресурсов личности, их развитие и совершенствование.

Конкретными методами развивающего воздействия могут быть:

· тренинг в сочетании со спецкурсами личностно-профессионального роста, представляющих собой комплексный программно-целевой проект, разработанный на основании значимых психологических характеристик и выявленных проблем в профессионально-личностном развитии, обусловленных доминированием определенных стратегий профессионального самоутверждения. Тренинг может осуществляться на двух уровнях: групповом и индивидуальном;

· тренинг формирования команд, направленный на совершенствование процессуальной составляющей профессионального мастерства, формирование «Я-концепции», внутриорганизационных отношений;

· психолого-акмеологическое организационное консультирование (В.В. Козлов, Г.И. Марасанов, С.И. Съедин), направленное на повышение эффективности использования личностного потенциала, формирование устойчивых управленческих команд;

· акмеологический тренинг, понимаемый как ориентированность системы обучения и профессиональной подготовки на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности (А.П. Ситников);

· образовательные технологии, обладающих акмео-потенциалом: «контекстное обучение», требующее выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением; «обучение на основе опыта», при котором инициируются ассоциации собственного опыта с предметом обучения; проблемно-ориентированный подход к обучению, который позволяет сфокусировать внимание на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации; проектно-организованные технологии обучения работе в команде, способствующие развитию у всех участников образовательного процесса проектной, организационной и коммуникативной компетенций.

Динамичное реагирование систем профессиональной подготовки в высшей школе на потребности практики может быть обеспечено созданием комплексной системы, включающей в себя: постоянное исследование процесса личностно-профессионального развития, ситуаций, в которых оно протекает, возникающих в нем проблем, а также разработку методов и способов их решения, постоянный поиск и внедрение новых эффективных методов обучения профессионалов.

Все методы развивающего воздействия показали свою эффективность в совершенствовании и коррекции профессионального мастерства в тех областях профессиональной деятельности, которые связаны с интенсивным целеполаганием, отсутствием предопределенности в выборе методов решения профессиональных задач и большим удельным весом познавательных (гностических) и коммуникативных умений в общем арсенале профессиональных способностей, – таковыми сегодня являются задачи высшего профессионального образования, отражающие инновационные процессы в современной России.

Таким образом, разработанная акмеологическая концепция исследования базируется на единстве методологии, теории и праксиологии, использующая философский, психологический, социологический и иные подходы, объединяющая в себе математические и технологические методы исследования, позволяет преодолеть односторонность отдельных дисциплин и школ, разработать теоретическое основание для развития новых эффективных подходов к исследованию, формированию и развитию акме человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.