Предмет и законы акмеологии

Наука » Психология » Акмеология
Предмет и законы акмеологии
Для понимания возможности использования психолого-акмеологического знания в системе высшего профессионального образования, опираясь на ее конкретно-методологические принципы, необходимо определение предметного поля акмеологии.

Проблема профессионального развития личности изучается по нескольким научным направлениям:

1. Разработка научных основ психологии профессий. Исследования С.Г. Гелперштейна, М.А. Рыбакова, К.К. Платонова и др. позволили раскрыть сущность и содержание таких важных психологических категорий, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подготовка, профессиональная квалификация. В рамках данного направления совершенствовались и методы профессиографического подхода.

2. Непосредственное изучение индивидуально-психологических особенностей и конкретных свойств личности в различных видах профессиональной деятельности. В рамках данного направления была разработана концепция формирования и развития психологических профессионально важных качеств специалиста (В.Д. Шадриков). Под профессионально важными понимаются такие качества специалиста, которые непосредственно включены в трудовую деятельность и обусловливают ее эффективность. Таковыми могут являться общесоматические (конституциональные), нейродинамические свойства человека, особенности психических процессов и функций, личностные характеристики (способности, направленность, интересы). Развитие психологических профессионально важных качеств способствует повышению эффективности и надежности деятельности.

3. Разработка психологических основ профессионального мастерства, рассматриваемое как одно из направлений психологии труда (Г.Г. Голубев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, К.К. Платонов). В рамках данного направления изучаются условия и факторы профессионального самосовершенствования, роста квалификации, профессиональной компетентности, развития профессиональных умений и навыков.

4. Собственно акмеологическое – направлено на изучение акмеологических закономерностей и детерминант развития профессионализма и выявление законов, определяющих развитие зрелой личности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.П. Реан и др.).

Выделение предмета исследования должно отвечать профилю акмеологического исследования, т.е.:

· иметь цель оптимизацию функционирования – личности, деятельности профессионала, кадров и т.д. или оптимизацию развития и совершенствования личности;

· гармонизировать, осуществлять поиск соответствия тех или иных структур (личности, деятельности, профессии и т.д.), находить их конгруэнтности;

· выявлять закономерности функционирования, проявления тех или иных качеств, структур, систем, отвечающих оптимальному направлению их развития.

Исходя из вышесказанного, предметом акмеологии является совершенствование личности (а также ее качества индивида и индивидуальности) в жизни, деятельности, профессии, приводящее к максимальной самореализации самой личности и оптимальному способу осуществления – стратегичности – жизни, высокому профессионализму, компетентности деятельности, профессии. Совершенствование личности в своем сущностном качестве означает оптимальную интеграцию ее психологической, духовной, нравственной, профессиональной культуры.

Проблемное пространство акмеологической науки, ее ориентации и социальный спрос определили общеметодологические принципы, позволившие представить самую общую характеристику ее объекта – развивающегося человека, личности (индивида, индивидуальности), выявить основные характеристики развития – ценностный и субъектный характер.

Методологическое определение предмета акмеологии раскрывается на основе конкретно-методологических принципов – модель изменения реального объекта от наличного к стартовому, идеальному состоянию. Целью данной модели является не ее уровневое строение, а изменение, совершенствование способа ее организации от наличного к более оптимальному (М.И. Сетров).

Методологическое осмысление в акмеологии позволяет вскрыть основное противоречие акмеологического знания: с одной стороны, не заданность, не конечность, а проективность высшего «вершинного», желательного состояния личности, невозможность его определения как «порога», с другой – определенность и жесткость целого ряда критериев, факторов, условий, необходимых для достижения этого оптимального состояния. Это противоречие снимается методологическим смыслом понятия «оптимальность», к которому постепенно пришла акмеология, выстраивая систему понятий «организованность», «конструктивность», «проектирование». Высший уровень, совершенное состояние, качество определяется не абстрактно, а по критерию оптимальности, которая определяется относительно данного субъекта, данной совокупности условий, особенностей его деятельности.

Развитие акмеологии позволяет сегодня представить основные ее законы, которые имеют следующие основные характеристики:

· носят целевой характер, при котором и процедуры объективного диагносцирования и технологии развития и субъективные рефлексивные способы совершенствования самого субъекта все имеют единую целевую направленность на оптимальность, высший уровень совершенствования;

· имеют социально-антропологический характер, т.е. интегрированы по субординационному или координационному принципу экзистенциально-природные особенности человека, сущностные характеристики его внутренних сил с социальными условиями его жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская);

· носят критериальный характер, представляя собой не описательные и не объяснительные законы, а сопрягаются с критериями определения уровней, по которым будут распределяться респонденты, критериями дефицитов и потенциалов их данного состояния, критериями для привлечения акмеологических развивающих оптимизирующих средств;

· базируются на основном психологическом законе превращения психических процессов, способностей, свойств личности в средства «обеспечения» оптимального осуществления деятельности. При этом принципиальным является суждение об изменчивости, вариативности психического и возникающей отсюда сложности обнаружения инвариантности, устойчивости;

· определяются выявлением, с одной стороны, критериев целевого направления развития, критериев желательного качества, а затем, в соответствии с ними – выделение уровней его настоящего данного состояния и классифицирование средства, содействующие развитию, а также факторов – ему препятствующих;

· опираются на отсутствие в законах жесткой, абсолютной формы, что позволяет рассматривать их как законы-тенденции («резервы» Б.Г. Ананьева, «зона ближайшего развития» Л.С. Выготского и др.);

· ориентируются на временные характеристики личности, психики, развития, что представляется в акмеологии существенными параметры темпов развития, при учете его прогрессивного, нелинейного характера, и понятие «своевременности», близкое понятию сенситивности, но носящее принципиальный для соотношения личности и социума, его задач и требований характер;

· опираются на понятия модели (имеется в виду общая методологическая модель самого предмета акмеологии, моделирование ситуаций, которые станут содействующими развитию личности, моделирование акмеологических средств и т.д., внешних условий оптимизации деятельности), алгоритма (предполагает выявление сущностных, вариантных и оптимальных характеристик того или иного способа деятельности) и «стратегии» (обозначает наиболее оптимальный и радикальный способ действия);

· определяются опорой на вариативность законов, проявляющейся как в частных закономерностях, так и в различии ведущих системных способов связи закономерностей.

1. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, устанавливающего взаимозависимости между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности.

1.1. Определены сущностные характеристики и основные направления развития личностно-профессиональных качеств, умений, акмеологических инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, образной сферы, умений принимать решения), описаны изменения, происходящие в процессе личностно-профессионального развития: расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в приобретении знаний и др. (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.).

1.2. Установлено, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают противоречия, основным из которых является противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и требованиями конкретной профессиональной деятельности, нормативностью поведения человека (возникающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности и др. личность разрешает, овладевая алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных программ профессионального роста, разработки и применения методов психологической поддержки).

1.3. Выявлены изменения диалектических связей в процессе личностно-профессионального развития (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Л.И. Катаева): личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно приобретает самостоятельность и автономность; индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития, в результате чего изменяется образ «Я» личности. Основными психологическими механизмами формирования адекватного образа «Я» являются: проявление личностной мобильности, включающей психологическую компетентность, позитивное самовосприятие, социальную адаптированность, стремление к профессиональному мастерству. Диалектический синтез активной и рефлексивной сторон профессионального самоопределения у каждого человека обеспечивает успех профессиональной карьеры, социальную защищенность в условиях рыночных отношений.

1.4. Показаны особенности умножения личностного потенциала в процессе личностно-профессионального развития (В.М. Дьячков): эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); приобретение опыта и повышение квалификации; развитие сложных частных способностей; развитие профессионально важных психологических качеств; развитие личностно-деловых качеств (организованности, исполнительности, инициативности, дисциплинированности, нормативности поведения); развитие акмеологических инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, образной сферы, умения принимать решения).

1.5. Определено на основе обобщенных и обоснованных критериев и показателей профессионализма и личностно-профессионального роста (В.М. Дьячков, А.К. Маркова) понятие профессионал. Это личность, достигшая высокого уровня квалификации, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессиональной деятельности, вносящая индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшая индивидуальное предназначение в профессии, ориентированная на высокие достижения, гармонично сочетающая личные интересы и интересы общества.

1.6. Разработана дескриптивная психолого-акмеологическая модель личностно-профессионального развития (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.М. Дьячков, А.А. Мироедов), включающая две подструктуры – «развитие профессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности». В подструктуру «развитие профессионализма личности» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управленческих решений), совершенствование стиля руководства, формирование акмеологических инвариант профессионализма, развитие некоторых личностно-деловых качеств (исполнительности, инициативы, дисциплинированности, нормативности, организованности), раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру «развитие профессионализма деятельности» входят: повышение профессиональной компетентности (расширение системы профессиональных знаний, повышение дифференциально-, ауто- и социально-психологической компетентности), совершенствование системы профессиональных умений (освоение новых технических средств деятельности, новых компьютерных и информационных технологий, развитие коммуникативных умений).

1.7. Выявлены психолого-акмеологические условия и факторы личностно-профессионального развития, позволяющие оптимизировать этот процесс. Среди таких факторов: повышение престижа конкретного вида деятельности, повышение социального статуса и правовой защищенности личности (К.А. Абульханова, В.И. Виноградов, Р.Л. Кричевский, Е.А. Яблокова), совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки профессионалов (различные формы, применение интенсивных методов, создание индивидуальных и авторских программ развития), развитие личностно-профессиональных качеств, совершенствование стиля деятельности.

1.8. Выявлены психологические факторы, препятствующие личностно-профессиональному развитию: природообусловленные ограничения, «размытость», нечеткость целей и мотивов достижений, негативный морально-психологический климат в коллективе.

1.9. показана особая значимость в умножении личностного потенциала психологической культуры профессионала (К.А. Абульханова, Н.Т. Селезнева). Психологическая культура – интегративная характеристика личности, представленная личностным конструктом «Я-профессионал», которая интегрирует пять структурных (аксиологический, социальный, психологический, когнитивный, профессиональный) и пять функциональных (диагностический, целеполагающий, моделирующий, интерпретирующий, регулирующий) компонентов. Способы связи и закономерности их развития проявляются в качественных изменениях профессионального самосознания, ценностных отношений, способностей творческой реализации в ответственных профессиональных позициях (информатора, лидера, определителя, партнера, субъекта-партнера). При этом психологическая культура обусловливает ценностно-смысловую и технологическую модель успешного овладения ответственными профессиональными позициями партнера, субъекта – партнера управления.

1.10. Выявлены взаимосвязи развития и умножения личностного потенциала и системы представлений о самом себе как профессионале в различных профессионально значимых позициях.

Данный закон и его основные составляющие определяют необходимость в ходе профессионального обучения акцентировать внимание на развитии блока важнейших профессионально значимых личностных качеств; формировать в процессе подготовки и профессионального совершенствования навыки самоуправления, приобретения опыта управленческих действий в нестандартных ситуациях взаимодействия, установки к взаимодействию; развивать установку на личностное самосовершенствование путем познания своих возможностей и правильной самооценки достигнутого профессионального мастерства.

2. Закон самовыражения личности в профессии, отражающий процессуальный и личностно-смысловой аспекты процесса деятельности.

2.1. Способом наиболее полного раскрытия личности в профессиональной деятельности (стремление реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание) выступает профессиональное самоопределение и самоутверждение.

2.2. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности.

2.3. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития личности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей.

2.4. На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

2.5. Процесс профессионального самоопределения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления, являясь составной частью личностного самоопределения в целом.

2.6. Главными структурными составляющими профессионального самоопределения являются профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения, которые интегрируются в качестве своеобразные иерархические структуры на разных этапах овладения профессией.

2.7. Личностное самоопределение рассматривается как интегративный компонент, обеспечивающий формирование индивидуального стиля деятельности личности, что позволяет выделить следующие позиции – личностную, социальную, управленческую (С.Н. Козловская).

2.8. Процесс профессионального самоопределения является уникальным и неповторимым, в ходе которого формируются индивидуальный стиль деятельности и интегрированные структуры психологических компонентов профессионального становления личности (в процессе профессионального самоутверждения человек стремится к выявлению зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения).

2.9. Неудовлетворенность реализованностью своих профессиональных притязаний и ограниченность социального пространства для самоутверждения влияют на функционирование ценностно-смысловой и мотивационной сферы, определяя тем самым специфическое содержание процесса профессионального самоутверждения и его направленность.

2.10. Знание психологических особенностей профессионального самоутверждения позволяет прогнозировать этот процесс, моделировать его и управлять им, обеспечивая тем самым более эффективное профессионально-личностное развитие человека.

2.11. Сущность профессионального самоутверждения может быть представлена как мотивационный процесс психической активности, направленный на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере, посредством актуализации «Я-концепции» личности и создания дополнительного мотива профессиональной деятельности.

2.12. Содержание профессионального самоутверждения определяется степенью выраженности потребности личности в профессиональной деятельности, профессиональными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной самооценкой и интернальностью в сфере профессиональной деятельности (С.Б. Наседкин).

2.13. Стратегии профессионального самоутверждения представляют собой совокупность саморегулятивных способов личностной активности, направленных на создание обобщенных моделей отражения, выражения и осуществления потребности в профессиональной деятельности, позволяющие согласовывать индивидуальные особенности самосознания с требованиями профессиональной среды и направляющие на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере (В.Н. Кузнецов, С.Б. Наседкин, И.Н. Никитин).

2.14. В стратегиях профессионального самоутверждения взаимно преломляются события профессиональной жизнедеятельности человека и его индивидуально-типологические особенности. Обладая потенциально равными возможностями в выборе стратегии профессионального самоутверждения и способов личностной саморегуляции, люди прибегают к не всегда адекватным и эффективным приемам их реализации.

2.15. Обогащение доминирующих стратегий более эффективными приемами овладения задачами профессионального самоутверждения (развитие социально-перцептивных, когнитивных, коммуникативных, рефлексивных способностей, возможность перехода от тактик «резервирования» прошлого и будущего к тактикам «опережающего времени», выработка более тонких механизмов оценивания и самооценивания и т.д.), возможно с помощью «метатехник» (Г.И. Марасанов, С.Б. Наседкин, А.П. Ситников, И.Н. Никитин, В.А. Храпик) ввиду их целостного рассмотрения. Развитие метатехник связано, прежде всего, с тем, что личность может оформить свои притязания и ожидания в виде целей, намечать планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать события своей профессиональной жизни, требующие изменения стереотипных к ним подходов.

2.16. Личностно-профессиональный рост рассматривается через явления развития как непрерывный процесс, в рамках которого личность приобретает способность управлять текущими событиями, формировать конструктивные и позитивные межличностные взаимоотношения, интеллектуальные, организаторские способности как «по вертикали», так и «по горизонтали», воспринимать жизнь во всем ее многообразии, быть открытым для жизненного и социального опыта и т.д.

2.17. Профессиональное самоопределение выступает источником профессионально-личностного развития и определяется ориентацией личности на свои способности, возможности, притязания, мотивы и т.д. (В.Г. Асеев, Н.Н. Сащенко, С.Б. Наседкин).

2.18. Содержание профессионального самоутверждения связано как с нормативно-ролевым, так и морально-нравственным аспектом ценностных ориентации, определяемым в зависимости от усвоенности культурных и профессиональных норм, нравственного потенциала, воспитания, условий социальной макро- и микросреды, его способностей и склонностей.

2.19. Психологическими показателями профессионального самоутверждения в мотивационно-ценностной сфере (В.Г. Асеев, С.Б. Наседкин) являются: ценность профессиональной деятельности; ценность профессиональных межличностных отношений (как индикатор признания профессиональных заслуг начальством, подчиненными и сослуживцами); наличие профессиональных притязаний; профессиональная интернальность; стремление к профессионально-личностному росту; удовлетворенность как критерий конгруэнтности профессиональных притязаний достигаемым результатам и на уровне ситуаций, и на личностном уровне (к профессиональной жизни в целом).

2.20. Профессиональное самоутверждение является основой самоотношения, где личностные характеристики «Я» оцениваются не абстрактно, а по отношению к мотивам профессиональной деятельности (В.А. Храпик).

2.21. Содержание профессионального самоутверждения определяется сформированностью профессиональной «Я-концепции», согласованностью результатов профессиональной карьеры с собственными ожиданиями, профессиональными притязаниями, ценностно-смысловой позицией в профессиональных взаимоотношениях, способностью к структурированию временной пролонгированности профессиональной жизни, степенью уверенности в себе и умением оформлять свои притязания в виде генерализованных мотивов-целей (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, С.Б. Наседкин).

Представляется, что в многоаспектной деятельности по созданию интегративной образовательно-воспитательной системы высшей школы, формирующей человека, своими индивидными, личностными и субъектными характеристиками наиболее отвечающего требованиям века информационной цивилизации, самое активное участие, наряду с другими науками, должна принять и акмеология. Важнейшим направлением в наработках, полученных акмеологией в последнее десятилетие, является прослеживание объективных и субъективных условий, которые, взаимодействуя, превращают человека из объекта внешних воздействий в сознательного творца самого себя как индивида, личности, субъекта, основной вектор в жизнедеятельности которого – приумножение основных ценностей жизни и культуры.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.