МЕТОД БЕСЕДЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
Беседу относят к словесным методам обучения в специальной школе и понимают под ней вопросоот-ветную форму овладения учебным материалом. В рам­ках беседы вопросы могут задаваться как в устной, так и в письменной форме. Это позволяет стимулиро­вать развитие не только устной, но и письменной речи учащихся. Вопросы, подготовленные для беседы, как правило, связаны одной общей темой и должны спо­собствовать повторению и закреплению пройденного учебного материала. Беседа на уроке может прово­диться в нескольких вариантах:

1) учитель опрашивает учеников устно;

2) учитель оформляет свои вопросы на доске и про­сит учеников дать ответы в устной или письменной форме;

3) учитель оформляет вопросы на карточках, раздает ученикам, дает определенное количество времени на обдумывание, после чего требует дать ответы на них.

К беседе в специальной школе предъявляется ряд требований, главным из которых является продумы­вание строгой системы вопросов и предполагаемых ответов учеников. Все задаваемые учителем вопро­сы быть подчинены основной идее, но при этом не терять взаимосвязи между собой. Учитывая тот факт, что ученики могут дать неверные ответы, учителю необходимо подготовить ряд дополнительных наво­дящих вопросов, которыми могли бы воспользовать­ся ученики. Каждый задаваемый вопрос должен быть грамотно сформулирован и понятен учащимся. Вопрос должен подчиняться четкой структуре и внутрен­ней логике, не содержать при этом два и более вопро­сительных слова, не быть многозначным и не содер­жать внутренних противоречий. Нельзя одновременно задавать несколько вопросов, так какучащиеся могут растеряться и в результате не дать ответ ни на один поставленный вопрос.

Вопросы в процессе беседы должны различаться по своему содержанию, т.е. одни могут быть предметны­ми, другие направлены на выяснение пространствен­ных, причинно-следственных и временных связей и отношений. Так как временные, пространственные и причинно-следственные связи между предметами воспринимаются детьми с проблемами в развитии с большим трудом, чем все остальные, то на вопро­сы, направленные на выяснение этих отношений, учи­телю следует обратить более пристальное внимание. Как правило, форма и сложность вопросов зависят от возрастных и интеллектуальных особенностей учащих­ся. Изучение того или иного объекта требует различ­ного по своему содержанию вопросов.

В процессе беседы вопрос надо задавать не одно­му ученику, а всему классу. Ученики с нарушениями в развитии принимаются за обдумывание поставлен­ного вопроса только в том случае, если каждый из учеников может быть вызван учителем для ответа. Учитель должен очень внимательно относиться к от­ветам учащихся и не оставлять без исправления ни одной допущенной ошибки. Дети с проблемами в раз­витии в основном ограничиваются односложными утвердительными или отрицательными ответами. Учи­телю необходимо добиться, чтобы ученик отвечал на вопрос полным предложением с использованием лек­сики вопроса.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.