СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОАДАПТИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
В процессе специального образования коррек­ция и компенсация недостатков осуществляется не сама по себе, а как средство обеспечения лицу с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности максимальной адаптации его к окружающей среде и достижения им самостоятельности и не­зависимости на протяжении всей жизни. Все это возможно только в условиях вывода ребенка с на­рушением в развитии из так называемого культур­ного тупика. Наличие у лица какого-либо дефекта является причиной его изолированности от окру­жающего предметно-материального и социально­го мира. Поэтому решающим фактором развития будет включение ребенка в процесс культурного развития и усвоения им исторического опыта че­ловечества.

Преодолеть изолированность ребенка от окру­жающего мира, уменьшить его «социальное выпа­дение» позволяет социальноадаптирующая на­правленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекционно-обраэова-тельного процесса. Они предусматривают долго­временную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках нее проводятся занятия по социально бытовой ориентиров­ке и другие занятия, направленные на усвоение следующих групп навыков:

1) общепринятых корм поведения и жизнедеятель­ности (правильное поведение в общественных местах и т. п.);

2) элементарных гигиенических, бытовых и коммуни­кативных навыков;

3) социокультурных, философских и нравственно-эти­ческих навыков.

Для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями крайне необходимо овладение им языком. Нормально развивающийся ребенок оказывается в массовой школе с уже разви­той речью, с сформированной системой социально-бытовых понятий. Во взаимодействии со сформиро­вавшимися уже структурами постепенно развиваются словесно-логическое мышление, научные понятия. В значительной степени словесная речь регулирует поведение, способствует развитию общения. Поэто­му любой дефект умственного или физического раз­вития отрицательно сказывается на развитии у ре­бенка речи, коммуникативных навыков, и наоборот.

В рамках специального образования занятия, имею­щие социально адаптирующую направленность, способствуют формированию психологической под­готовленности лица с ограниченными возможно­стями к жизни в социокультурной среде, поиску той социальной ниши, в которой бы ограниченные воз­можности максимально компенсировались и позво­лили вести достойный образ жизни (независимый ма­териально и социально).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.