Концептуальные дидактические принципы учения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Ранее, на основании концепции учения уже были сформулированы концептуальные дидактические принципы, определяющие субъекта в учении и управление учением.

1. Деятельностный характер учения однозначно определяет индивида субъектом учения – носителем активности в учении, учащимся, обучающимся.

2. Только самоуправление в учении природосообразно и способно обеспечить личностно-ориентированное учение.

К этому можно добавить еще один концептуальный принцип, определяющий саму возможность существования процесса учения.

3. Отсутствие деятельной активности индивида в учении означает отсутствие как такового самого процесса учения.

Как отмечали многие известные философы, психологи, педагоги, дидакты (Г.С. Батищев, С.Л. Рубинштейн, П.И. Пидкасистый, И.Ф. Харламов, Л.В. Занков и др.), внешнее формирует личность, только проходя через его внутреннюю сферу, только опосредствуясь через ее активность и реализуясь в ней. Человека можно чему-либо научить, только обусловив его включение в деятельность, вызвав его собственную активность в деятельности.

Сказанное предопределяет формулировку следующего концептуального дидактического принципа.

4. Учение – сугубо интимный процесс для каждого субъекта учения, а потому обязательным является

· строгая индивидуализация процесса учения для каждого субъекта учения;

· строгий запрет на любое прямое, непосредственное внешнее воздействие кого бы то ни было на сам процесс учения.

Действительно, учение – это внутренний психический процесс, который осуществляется самим обучающимся. Между субъектом учения и любым другим человеком – преподавателями, родителями, товарищами по совместному обучению и т.п. – существуют субъект-субъектные отношения, которые размыты, неопределенны, скрыты. Вы никогда не можете быть уверены в том, что Вы точно знаете, о чем и как думает на самом деле Ваш собеседник, несмотря на его горячие заверения в своей искренности. В этом особенность человеческого общения, и в целом человеческих отношений. Одно из сокровенных желаний человечества – уметь «читать» мысли собеседника. Но увы! Хотя и есть техника невербального общения, позволяющая по совокупности внешних признаков разгадать истинные намерения своего партнера, но опытный человек владеет, как правило, немалым арсеналом средств, чтобы скрыть свои истинные мысли за словами, вербальной формой общения. Тем не менее человеческое сообщество, социум есть такой, какой он есть, и нам надо выявлять принципы, закономерности его существования и разрабатывать социальные, в частности, педагогические приемы, методики, методы, технологии эффективной деятельности в этом социуме.

Возвращаясь к процессу учения, можно, на основании вышеизложенного, утверждать, что преподаватель не знает, чем на самом деле заняты мысли сидящего перед ним учащегося, на какой стадии, на каком уровне находится он реально в своем учении, а потому прямое непосредственное, внешнее воздействие кого бы то ни было, в том числе и вмешательство преподавателя в сам процесс учения по своим результатам будет заранее непредсказуемо, а потому в большинстве случаев, будет мешать нормальному течению процесса учения. Исключение составляют только индивидуальные, собственные, инициированные самим субъектом учения обращения к преподавателю за помощью – но это уже оказание консультационных услуг, которое имеет свои приемы и методы выполнения.

А это значит, в конечном итоге, что в процессе личностно-ориентированного учения субъект должен сам управлять своим учением планировать темп и траекторию учения, сам инициировать необходимость оказания ему консультационных услуг, сам определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля в пределах рубежных (например, аттестация) и итоговых (зачет, экзамен и т.п.) контрольных мероприятий, установленных преподавателем и регламентируемых системой образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.