Проектирование модели непрерывного педагогического образования врачей – преподавателей медицинских вузов России

Наука » Педагогика
В середине 90-х мнение ученых сводилось к тому, что педагогическим проектированием может быть названа «самостоятельная педагогическая деятельность, предопределяющая создание или изменение педагогических условий образовательной системы» [15, с. 17]. В настоящее время педагогическое проектирование рассматривается как «компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития» [13, с. 159].
Анализируя сущность педагогического проектирования, необходимо выделить ряд требований – принципов проектирования, среди них:
• взаимовлияние педагогической теории и инновационной педагогической практики;
• инновационное понимание сущности профессионального педагогического образования в условиях современной парадигмы образования;
• акцентирование индивидуальных творческих поисков субъектов педагогической системы;
• использование при поиске образца педагогической системы ее аналога в связи с созданием собственной педагогической концепции.
«В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату» [7, с. 36]. Автор выделяет несколько видов проектирования, а именно: социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами; психологопедагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов и образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем.
Как правило, в педагогическом исследовании используется психолого-педагогическое проектирование, которое позволяет построить модель процессов, направленных на преобразование личности. В фокусе внимания « оказывается педагогический процесс как таковой; условия эффективного обучения и воспитания, педагогические технологии; формы взаимодействия обучающихся с преподавателем, способы самопроектирования личности» [7, с. 38].

Потребность в геоэкологических знаниях для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму

Наука » Педагогика
Отсутствие системной и полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием и рынком труда порождает существенный дисбаланс между требованиями к специалистам со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений. Современная экономика, характеризующаяся ускорением темпов технологического развития, требует адаптивных работников, ориентированных на постоянное обучение, профессиональное и личностное самосовершенствование. Это определило необходимость содержательных дополнений и изменений в системе подготовки специалистов, особенно со средним специальным образованием. На первый план стала выдвигаться проблема актуализации содержания профессионального образования, решение которой может позволить обеспечить конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг в связи с интеграцией России в международное информационное и экономическое пространство [1].
В среде работодателей в начале XX в. начинает формироваться понимание необходимости разработки и практического применения отраслевых профессиональных стандартов, поэтому в 2006 г. Правительством РФ был утвержден «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 г.», разработанный в рамках соответствующего поручения Президента РФ для обеспечения конкурентоспособности профессионального образования. В данном документе были учтены предложения, поступившие от Союза директоров и Совета директоров учреждений НПО и СПО, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, объединений работодателей (РСПП, Ассоциации строителей и др.), научного сообщества (ФИРО, РАО), российских и международных экспертов. В документе озвучивалась необходимость актуализации содержания образования и разработки государственных стандартов профессионального образования нового поколения. Первостепенной задачей при этом стало включение работодателей (их объединений) в процесс формирования нового содержания профессионального образования через определение ими требований к выпускнику, что в настоящее время регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [1].

Сетевое взаимодействие учителя географии как средство повышения квалификации

Наука » Педагогика
В информационном обществе актуальна проблема образованности поколения, а непрерывное обучение и профессиональное развитие становится составной частью жизни каждого человека. Освоение учителем новой информационной культуры в значительной мере будет определяться проникновением в образование и повседневную жизнь технологий, основанных на использовании не только персональных компьютеров, но и компьютерных сетей. Сеть Интернет на сегодня становится универсальной средой как доступа к любой информации, так и средством ее поиска и распространения, средством самовыражения на аудиторию. Успешность решения этой важной проблемы зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров.
В начале 2010 г. была озвучена концепция образовательной инициативы «Наша новая школа». Согласно этой инициативе стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит – от образовательных потребностей детей [7]. Одной из главных характеристик или условий успешной реализации процесса модернизации является формирование среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации этого профессионального общения.
Система повышения квалификации должна ориентироваться не только на то, чтобы дать педагогам некую дополнительную сумму современных знаний. Прежде всего она должна быть направлена на стимулирование их познавательной активности, творческих поисков,
личностного роста, т. е. на становление в конечном итоге процесса самообразования [5]. Информатизацию образования применительно к учителям, и, в частности, учителям географии, необходимо рассматривать в двух направлениях: а) для обучения и воспитания учащихся, б) для собственного личностно-профессионального развития.

Педагогические аспекты формирования качеств лидера в профессиональной подготовке курсантов гражданского морского вуза

Наука » Педагогика
В современных условиях вопросы профессионализации личности будущего специалиста на различных этапах обучения немыслимы без воспитания Гражданина – участника политических и социальноэкономических преобразований, происходящих в обществе. Профессиональное обучение курсантов морского вуза предполагает в этой связи не только качественное образование по дисциплинам общей предметной подготовки, но и воспитание гуманитарной составляющей общечеловеческих ценностей, качеств и свойств личности специалиста морского торгового флота, чья деятельность в будущем может касаться миротворческих отношений, взаимодействия с людьми за пределами собственной Родины, оказания помощи и сохранения толерантности поступков с учетом специфики этнокультурной и социальной направленности [1; 2; 4]. Воспитание и формирование лидерских качеств у будущих специалистов может выступать одной и задач гуманитарного образования в условиях технического вуза, а применительно к подготовке специалистов морского торгового флота воспитание лидера созвучно со становлением руководящих качеств, необходимых, например, капитану торгового или военного судна [5].
В формировании лидерского потенциала у курсантов гражданского морского вуза особая роль принадлежит организации системной и целе-
направленной воспитательной деятельности, что позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс социализации и адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательная среда вуза выступает моделирующим фактором становления и развития личности [3], где проявления её свойств и качеств, в том числе и в сфере лидерских характеристик, обеспечиваются в процессе как профессиональной подготовки,
так и в условиях самовоспитания и саморазвития, совершенствования физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Основными положениями, оптимизирующими эффективность воспитания и формирования качеств лидера, являлись педагогические условия, соблюдение которых можно было считать успешным, если: а) в качестве стержневого средства формирования готовности к лидерской
деятельности у курсантов морского вуза выступала учебная, воспитательная и другие виды разнообразной деятельности; б) деятельность курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности строилась на основе учета и развития их индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся в процессе различных видов совместной деятельности.

Моделирование социально-педагогической системы региона на уровне муниципального образования

Наука » Педагогика
Анализ состояния социально-педагогической системы муниципального образования Лодейнопольский район, проведенный в
2005 г., показал, что существовавшая система не позволяла рационально использовать имеющиеся социальные ресурсы. Функционировавшая социально-педагогическая система не соответствовала социально-экономическому состоянию региона, тенденциям его развития, не удовлетворяла возросшим потребностям общества в области образования, воспитания, здоровьесбережения, что в условиях модернизации образования потребовало коренных изменений в региональной социально-педагогической системе в целом.
Решение задач развития региональной социальнопедагогической системы выявило необходимость разработки механизма взаимодействия всех участников социально-педагогической системы в условиях модернизации образования на всех этапах реализации и во всех направлениях деятельности.
Результатом нашей научно-исследовательской работы стало построение новой модели социально-педагогической системы региона.


Социальный заказ: научное обоснование, нормативное обеспечение, непрерывное адаптивное управление, технологическое обеспечение и практическая реализация процесса формирования целостного способа организации педагогического процесса, отвечающего современным социальным и экономическим требованиям региона

Принципы и технология представления учебной информации в дистанционном автоматизированном курсе профессиональной подготовки специалистов морского транспорта

Наука » Педагогика
Автоматизированный курс дистанционной подготовки (АКДП) как вариант дистанционной автоматизированной среды подготовки специалистов морского транспорта приобретает свой статус в результате внедрения в состав системы информационных элементов, природа которых принципиально отличается у субъектов образовательной среды – педагога и обучающегося [1–2]. Обучающий и обучающиеся – это эргатические элементы, АКДП представляет собой неэргатический элемент. При формулировке принципов построения АКДП с учетом наличия в ее составе нового элемента, отличного от элементов исходной системы, необходимо учитывать требования, предъявляемые к способам описания учебной информации; особенности описания логики функционирования традиционной системы подготовки.

Знания об исходной системе подготовки специалистов, принципах и закономерностях ее функционирования аккумулированы в дидактике и педагогической психологии. Педагогическая наука, изучая взаимодействие обучающего и обучаемых как систему, состоящую только из эргатических элементов (людей), использует узкоантропоцентрический подход и язык описания систем, определяемый диалектической логикой использования широкого множества качественных понятий. Адекватно этому средство отображения в естественном языке, который на основе присущей ему избыточности обеспечивает отображение любых нюансов функционирования и структуры описываемых объектов, но обладает свойством неопределенности, являющимся следствием неоднозначного соответствия слова его смысловому значению.

Методологическое значение парадигмы геопространства и его визуализации при подготовке компетентных специалистов в области наук о Земле

Наука » Педагогика
Пространство–время, как известно, – всеобщая форма бытия, форма существования материи. Пространственная протяженность присуща всем материальным объектам. Пространство обладает тремя или несколькими измерениями. Координаты объекта характеризуют его положение по отношению к соседним сосуществующим объектам.

На картах можно отразить все многообразие природных и социальных явлений, имеющих пространственное распространение. В связи с этим необходимо обсудить понятие о географическом пространстве, которое опирается на представления геометрии, физики, а также философии.
Но изначально, практически, понятие пространства опирается на человеческий опыт. В наиболее элементарной форме – это опыт зрения и осязания. Считалось, что география начинается с ощущения расстояния, со сравнения мест, разделенных этим расстоянием. Простое описание места древние греки называли топографией.
Сравнение двух точек местности может быть произведено двумя путями: как в виде "образа", и это так называемый художественнострановедческий подход, который близок скорее к искусству, чем к науке, так и в виде логической схемы – карты, например.
В стиле первого – художественно-страноведческого подхода – работали и творили Гомер, Страбон, второго – Эратосфен, Птолемей.

Существует переход от первичного чувственного восприятия пространства к развитию интуитивных пространственных понятий и в конечном счете к полной их формализации на некотором языке. Решая свои задачи, картография использует свой графический язык. Н.Н. Баранский называл карту «языком» географии, подчеркивая этим ее информационную емкость и оригинальность.
Как известно, геометрию называют языком пространственных форм, и присутствие частички «гео» – древнее свидетельство того, что изучались формы и поверхности Земли.

Проблемы обучения персонала в контексте концепции самообучающейся организации

Наука » Педагогика
М. Портер. Разработал теорию конкурентного преимущества, разделив конкурентные преимущества «низких» и «высоких» порядков. К первым М. Портер относит те, которые «достались» фирме, а не созданы ею самою: дешевая рабочая сила, выгодное местоположение, дешевые энергетические ресурсы, благоприятный климат и т. д. К «высоким» преимуществам отнесены те, которые созданы усилием самой организации (и, соответственно, требуют существенных затрат ресурсов, усилий и времени для своего достижения): высокая квалификация персонала, высокий уровень качества продукции, передовая технология производства и т. д. М. Портер предложил новый метод стратегического планирования – определение и развитие долгосрочных конкурентных преимуществ фирмы, позволяющих ей выжить в любых условиях В современной интерпретации к основным долгосрочным преимуществам любой организации относят также развитые технологии менеджмента, например, умение создать «культуру лидерства».
Дж. Гарднер положение «Единственно возможная стабильность – это стабильность в движении» применил к организации.

Считал, что дальновидный администратор должен с помощью реорганизации расшатывать затвердевшие установки управления, переставлять персонал, пересматривать фронт работы, чтобы вывести людей из жестких рамок. Определил «самообновляющиеся» организации как постоянно меняющие свою структуру в соответствии с меняющимися задачами.
Дж. Коттер разработал достаточно подробно проблему «культуры лидерства. Анализируя причины неэффективной инновационной деятельности, он обратил внимание на два изъяна: затяжные сроки внедрения инноваций и огромное количество ошибок, совершаемых людьми на каждой стадии изменений. И то, и другое сводит «на нет» возможный инновационный эффект.
Особенный вред наносят ошибки менеджеров – непонимание необходимости срочных изменений, неумение собрать достаточно сильную команду для управления изменениями, неспособность устранить препятствия для внедрения нового видения. При этом под формированием команды подразумевается объединение достаточного числа людей, охваченных идеей изменений. Особенно непростительны эти ошибки, если персонал, по всей видимости, желает заявленных перемен.

Моделирование и проектирование инновационных процессов в непрерывном образовании

Наука » Педагогика
Качественным может быть признано лишь такое образование, которое полноценно выполняет систему своих фундаментальных функций, среди которых на первом месте стоит, по выражению Е. В. Бондаревской, человекообразующая. Безусловно, цели образования сегодня соотносятся как с заказом общества, так и со стремлениями самого субъекта образования. Возросшие к профессионалу требования в современной ситуации часто приходят в противоречие с реальными его возможностями, преодоление которого заключается в пересмотре как содержания, так и форм обучения, внедрение которых сделает образование более эффективным. В настоящее время обоснование и внедрение новых подходов, технологий рассматривается в качестве инновационной деятельности, которая закономерно предполагает как моделирование, так и проектирование, являющиеся производными широкой совокупности социокультурных, юридических, организационно-управленческих и психолого-педагогических факторов.
Общепризнанное сегодня личностно ориентированное образование по существу есть гуманитарная технология открытого типа, которая проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития (Е. В. Бондаревская). Целью такой технологии является развитие как личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способности к выбору, рефлексии, саморегуляции), так и субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности) обучающегося. Наряду с педагогическими изысканиями всё большую роль приобретают знания других наук, среди которых: психология, физиология, эргономика, праксиология и другие, которые создают целостное впечатление о человеке и его развитии.

Этно-экологическое сознание народов России в экологическом образовании

Наука » Педагогика
Понимание единства и целостности человечества при одновременном признании биологических и культурных отличий народов, не нарушающих эту целостность, лежит в основе воспитания толерантности к ним, и является одной из актуальнейших задач современности. Единство человечества обеспечивает общность происхождения, смещение и перемешивание народов, но в различных местах обитания возникают их дивергентные характеристики. Развивая образное описание Эрвина Ласло, этногенез можно сравнить со своеобразной волной, находящей на иную волну; изменяясь, новая волна распространяется в едином океане Вселенной. Понимание единства человечества может обеспечить изучение фольклора разных народов и эпических произведений древней литературы, близкой отечественным преданиям по анимизации природы, патриотизму, героическому пафосу, etc. Произведения раскрывают собственное понимание каждым народом мира природы, этнопсихологическую и архетипическую обусловленность его восприятия [2]. Художественное пространство такого произведения часто представляет собой модель в сознании человека естественного пространства. В странствиях и испытаниях героя немаловажное место занимает проверка экологических традиций, моральных норм, принципов поведения и доброты по отношению к животным или растениям. Здесь проявляются этнические традиции, культурные установки, особенности самого языка, через многообразие которого открывается богатство мира [2-4], предоставлены образцы ключевых социальных психологических стимулов, являющиеся кристаллизацией опыта конкретного народа, в которых заключена специфика эмоционально маркированных значений.

Модель организационно-методического обеспечения системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

Наука » Педагогика
Социально-экономические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, которое позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями [7;8]

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование [4; 6] рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования, где приоритетным направлением является создание вариативных условий для получения образования этими детьми. «…Особое внимание уделяется интеграции детей дошкольного возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников» [9].
В соответствии с «Законом о правах ребенка» [4] к группе детей с ограниченными возможностями здоровья относятся не только детиинвалиды, но и другие дети в возрасте от рождения до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Наряду с детьми с ОВЗ специальное образование распространяется так же на детей «групп риска» и детей, своевременно не охваченных системой специального образования или «выпавших» из нее, состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения и воспитания.

Мониторинг личностно-профессионального развития будущего педагога

Наука » Педагогика
В теории и практике современного педагогического менеджмента непрерывного педагогического образовании одной из сложных и ключевых проблем является проблема личностно-профессионального развития педагога на разных стадиях его деятельности: от выбора профессии и профессиональной подготовки, через адаптацию, стабилизацию, стадию самосовершенствования к педагогическому мастерству как вершине практики воспитания и обучения. Под педагогическим мастерством, вслед за Н.В. Кузьминой, понимается своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом [1, с. 128].
В настоящее время одним из самых перспективных направлений личностно-профессионального развития является акмеологический
подход как инновационная парадигма образования, созвучная образовательному менеджменту и нацеленная на максимальную самореализацию творческого потенциала педагога.

Акмеологический подход предполагает создание новой системы ценностей, отражающих высшие формы и уровни (акме-формы) личностно-профессионального целостного развития педагога. К акмеологическим, вершинным эталонам целостного развития человека в процессе образования можно отнести: успешную и здоровую личность, социально зрелую личность, творческую индивидуальность, профессиональную зрелость, духовную и жизненную зрелость человека [3, с. 37].