Возникновение и развитие педагогики

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: «Как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом её исследования?» Недаром говорится: «Отыщи всему начало и многое поймешь». В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить своё место в общей системе вещей и знаний.
Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Из античной Греции ведет свое происхождение термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда –ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Из древней Греции ведут свое начало многие педагогические понятия и термины (школа – досуг, гимназия – общественная школа физического развития и др.). В трудах многих древнегреческих философов (Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур ) содержались глубокие мысли по вопросам воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и приводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовского». Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтиллиана (35-96). Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике, его изучали во всех риторических школах. В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Аквинат (1225-1274), педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я – человек и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553), и Мишель Монтень (1533-1592).


Как особая наука педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале 17 века. Английский философ и естествоиспытатель Френсис Бекон в 1623 году издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением».
В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание. Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличии от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращал овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра». Каменский выдвинул идею непрерывности образования (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, ввел принцип наглядного обучения и многое другое, что не потеряло своей актуальности в педагогике и сегодня, спустя 350 лет. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.
Педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей.
В отличие от Я.А.Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания.
Демократические идеи французский просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. Говоря о выдающихся русских мыслителях, необходимо отметить Белинского В.Г. (1811-1848), Герцена А.И. (1812-1870), Чернышевского Н.Г. (1828-1889), Добролюбова Н.А.(1836-1861). Они выступали с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д.Ушинский (1824-1871).
В конце XIX - начале XX века интенсивные исследования педагогических проблем начато в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, введены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи (1859-1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире и Эдвард Торндайк (1874-1949), прославившийся исследованиями процесса обучения и созданием хотя и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий..
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Первыми авторами учебных пособий по педагогике были Блонский П.П. и Пинкевич А.П.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
Самое краткое и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Функция педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
При определении воспитания и науки о нем – педагогики - будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания вообще не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества. Несмотря на то, что педагогика занимается вечными проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.
Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Задачи педагогики можно подразделить на: научные и практические. Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников, студентов.
В систему педагогических наук входят: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, методика преподавания различных дисциплин, профессиональная педагогика, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, сравнительная и лечебная педагогики.
Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого. Педагогика связана с: психологией, физиологией, социологией, философией, кибернетикой. В педагогических исследованиях также активно используются данные юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся:
• Педагогические наблюдения
• Исследовательская беседа
• Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся
• Педагогический эксперимент
• Изучение и обобщение передового педагогического опыта
• Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок)
• Методы математической статистики
• Теоретический анализ педагогических идей.

Основные категории педагогики. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, её устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают всё научное знание и связывают его в целостную систему.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
Образование – специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Под развитием мы подразумеваем объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое, психическое, социальное, духовное развитие).
Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.
Как наука педагогика исследует следующие проблемы:
• Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
• Определение целей воспитания;
• Разработка содержания воспитания;
• Исследование и разработка методов воспитания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.