Методы обучения и их классификация. Инновации в разработке методов профессионального обучения.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельно­сти преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на осво­ение ими знаний, умений и навыков. Классификация методов:

1. По источникам познания:

· Словесные – рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж;

· Наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование ТСО;

· Практические – упражнения, тренировка, лабораторные работы, поручение.

2. На основе структуры личности: методы формирования:

· Сознания – рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, показ, иллюстрация, демонстрация, убеждение, внушение, метод примера.

· Поведения – упражнение, тренировка, поручение, создание педагогических ситуаций.

· Чувств – соревнование, одобрение, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, контроль, оценка.

3. По степени продуктивности:

· Объяснительно-иллюстративные – (преподаватель сообщает учащимся «готовую» информацию) рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.

· Репродуктивные – (преподаватель выдает задание, а учащиеся выполняют его по образцу, правилу) упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.

· Проблемные – (преподаватель ставит проблему и решает ее, показывая пути решения) беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.

· Частично-поисковые – (учащиеся частично сами решают поставленную проблему) диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.

· Исследовательские – (учащиеся сами решают поставленную проблему) исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.

4. Методы контроля в обучении:

· Устное – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены.

· Письменное – контрольные работы, письменные зачеты, письменные экзамены, программированные работы.

5. Методы обучения:

· Теоретическое – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы.

· Производственное – показа трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический, эвристический (проектировочное, регулировочное, диагностичное упражнения) методы.

6. Активные методы обучения:

· Имитационные:

¾ Игровые – использование тренажеров, элементов деловой игры.

¾ Неигровые – анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.

· Неимитационные – проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы с книгой и электронной версией учебника.

7. Инновационные методы обучения:

· Интернет-технологии;

· Блочно-модульный принцип освоения программы обучения;

· Профессиональная ориентация;

· Инновационные игровые технологии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.